Кассетная дека — что это такое?
50 вопросов и ответов
Неподдельный читательский интерес к теме кассетной аппаратуры, проявляющийся на протяжении последних лет, не собирается утихать. Он выражается не только в заинтересованности в данных по конкретным моделям, но и в общей теоретической информации о данном классе аудиотехники. Эта статья предназначена для тех, кто только открывает для себя мир компакт-кассет и кассетных магнитофонов и хочет понять, что такое дека.
Что такое деки, и зачем они нужны?
Кассетная дека нужна для записи и воспроизведения аналогового сигнала на компакт-кассетах, обычно она используется в составе качественных стереосистем.
Кассетная дека – что это такое?
Традиционно под кассетной декой понимается отдельно стоящий аудио компонент с кассетоприемником, лентопротяжным механизмом и сопутствующей электроникой обработки сигнала и управления записью и воспроизведением.
Когда появились первые кассетные деки класса Hi-Fi?
Первые качественные деки появились в 1971 году одновременно с распространением системы шумоподавления Dolby и кассет второго типа.
Чем отличаются деки с горизонтальным расположением кассетоприемника от вертикального?
Кроме геометрической ориентации – ничем, вертикальные деки классического формата стали массово выпускаться после того, как аппараты для воспроизведения компакт-кассет прочно перешли в разряд Hi-Fi техники.
Когда появились первые компакт-кассеты?
Впервые формат компакт-кассеты был запущен в 1963 году усилиями компании Philips.
Для чего нужны компакт-кассеты?
Изначально формат предназначался для использования в диктофонах в рамках журналистской деятельность, главной его целью была запись звука в голосовом диапазоне.
Что такое ток подмагничивания?
Ток подмагничивания — это важный технический параметр, который играет ключевую роль в работе кассетных дек и других устройств магнитной записи. Он представляет собой переменный ток высокой частоты, который подаётся на записывающую головку во время записи аудиосигнала на магнитную ленту.
Принцип работы тока подмагничивания основан на том, что он временно увеличивает магнитную индукцию в области ленты, проходящей мимо записывающей головки. Это позволяет более эффективно записывать аудиосигнал и получать качественное звучание при воспроизведении. Без правильного тока подмагничивания невозможно достичь оптимального уровня записи и чистоты воспроизведения звука.
Величина тока подмагничивания тщательно калибруется производителями кассетных дек, поскольку его уровень напрямую влияет на качество записи. При слишком низком токе запись получается слабой и шумной, а при избыточном — происходит искажение звука и перегрузка ленты.
В современных кассетных деках предусмотрена возможность регулировки тока подмагничивания, что позволяет оптимизировать качество записи под разные типы магнитных лент. Правильная настройка этого параметра обеспечивает оптимальное соотношение сигнал/шум и максимальную верность воспроизведения записанного материала.
Как устроена кассетная дека?
Кассетная дека – это сложное устройство, она включает в себя лентопротяжный механизм с моторами, приводящими в движение барабаны и тонвалы, блок головок и электронную часть, в которой находится блок подмагничивания, управляющие и следящие схемы, предварительный усилитель и блок обработки сигнала.
Какие бывают головки?
Основные виды головок – воспроизводящие, стирающие и записывающие. В самых качественных деках используются отдельные головки для каждой из функций, в моделях попроще функции стирания и записи зачастую объединены в одной головке.
Какие головки лучше?
Разумеется, каждый производитель превозносил достоинства своих технических решений, однако общий консенсус гласит, что наивысшего качества добились специалисты Sony в своих головках из аморфного железа и Nakamichi со своими моделями на основе сплава Crystalloy.
Что такое азимут?
Азимут в кассетной деке — это критически важный параметр, определяющий угол расположения магнитных головок относительно движущейся ленты. От правильности его настройки напрямую зависит качество воспроизведения звука, особенно в стереофоническом режиме.
Точность настройки азимута критически важна, так как даже незначительное отклонение может привести к искажению звука, особенно на высоких частотах. При неправильной настройке возникает дисбаланс между каналами, что особенно заметно при воспроизведении стереозаписей.
Стабильность азимута — один из главных показателей качества лентопротяжного механизма. После первоначальной настройки азимута важно, чтобы он сохранялся при многократном воспроизведении. Если азимут «плавает» от воспроизведения к воспроизведению, это считается серьёзным недостатком деки.
Влияние конструкции деки на стабильность азимута также имеет большое значение. Например, деки с соленоидным приводом обычно имеют более высокую нестабильность азимута, чем модели с программным барабаном. При этом некоторые производители, например Nakamichi, смогли добиться высокой стабильности даже в моделях с соленоидным приводом.
Правильная настройка азимута требует использования специальных тестовых кассет и профессионального оборудования. Производители рекомендуют проводить проверку стабильности азимута путём многократного воспроизведения тестового сигнала.
Какой привод используется в деках?
В кассетных деках применяется как прямой привод, так и пассиковый, для привода тонвалов часто используется маховик.
Что включает в себя лентопротяжный механизм?
Лентопротяжный механизм (ЛПМ) предназначен для протягивания ленты внутри кассеты и проведения ее через блок головок, он состоит из электромоторов, вращаемых ими барабанов и тонвалов, а также прижимных роликов.
Это дека, оснащенная двумя кассетоприемниками, предназначенными для воспроизведения и перезаписи с одной кассеты на другую.
Как переписать музыку с одной кассету на другую?
Очень просто, практически все двухкассетные деки имеют функцию синхронного старта, при которой оба кармана одновременно запускали воспроизведение и запись.
Этим термином обозначалось автоматическое переключение двигателей на протяжку ленты в обратном направлении и воспроизведение второй стороны кассеты.
Для чего в деках используется микропроцессор?
В аппаратах, выпускавшихся с конца 1970-х годов, активно использовались процессоры для управления как воспроизведением – например, можно было запрограммировать проигрывание треков в определенной последовательности -, так и качеством звука. Микрокомпьютер определял уровень подмагничивания и даже позиционирование головок в зависимости от загруженной кассеты.
Обычно в серьезных деках блок головок расположен в нижней части кассетоприемника, поэтому кассету нужно устанавливать лентой вниз. Тем не менее, существовали модели и с обратным расположением головок.
Какие бывают кассетоприемники?
Самыми разными, причем существовали версии дек как с моторизованным приемником, так и вовсе без него, в которых кассету нужно было самостоятельно устанавливать на барабаны.
Для чего нужен счетчик ленты?
Он необходим для отслеживания прохождения ленты и позволяет не только визуально определять, на каком участке кассеты происходит запись или воспроизведение, но и в отдельных случаях участвует в работе по определению ресурса головок и программированию воспроизведения.
Что такое Dolby System?
Это система, позволяющая за счет вносимых в запись предискажений в области высоких частот и обратной их компенсации при воспроизведении существенно расширить частотный диапазон. Существовали несколько поколений систем – Dolby NR, Dolby B, Dolby C, Dolby S.
Каков частотный диапазон при записи на компакт-кассету?
Изначально он был ограничен примерно 12 кГц, однако по мере совершенствования типов пленки и внедрения новых систем шумопонижения он смог достичь 22 кГц.
От чего он зависит?
От используемого типа пленки, магнитных головок, применяемой системы шумоподавления, качества лентопротяжного механизма.
Чем различаются между собой кассеты разных типов?
Основное различие заключается в составе магнитного слоя. В кассетах первого типа (Type I) он сделан на основе оксида железа, во втором типе (Type II) используется диоксид хрома, четвертый тип (Type IV) отличается применением чистого металла вместо оксидов. Кассеты третьего типа (Type III) просуществовали недолго, в них применялись два магнитных слоя – ферритовый и хромовый.
Как магнитофон определяет тип кассеты?
Тип кассеты может либо задать пользователь при помощи специального переключателя, либо дека сама его определяет по специальному вырезу на верхнем торце кассеты.
Какие выходы есть у кассетной деки?
Обычно это несимметричный выход с фиксированным уровнем сигнала на RCA, однако бывают версии и с регулируемым выходом, а также с балансным выходом на разъемах XLR и даже TPS.
Бывают ли деки с пультом дистанционного управления?
Да, при этом изначально такие пульты были проводными, но с момента появления на рынке систем ДУ на инфракрасных лучах ими стали оснащаться и кассетные магнитофоны, так что кассетной декой можно управлять дистанционно.
Можно ли подключить к деке микрофон?
Чаще всего – да, но некоторые модели были лишены микрофонного входа.
Есть ли кассетные деки с АЦП/ЦАП?
В последние годы широкого распространения формата производились модели с возможностью записи цифрового сигнала на ленту, а также вывода цифрового сигнала на внешний цифровой рекордер. В современных деках это стандартное оснащение.
Да, и выбор их был весьма приличным. В восьмидесятых годах на свет появились аппараты высшего класса, на равных соперничавшие с хорошими японскими и европейскими деками.
Можно ли подключить к кассетной деке колонки?
Если речь идет об активных колонках, то да, при наличии у деки регулируемого аналогового выхода. Кассетных дек с встроенным усилителем мощности выпускалось не так много.
Какие кассеты можно использовать?
Для записи и воспроизведения в кассетных деках высокого класса можно использовать кассеты любого типа и продолжительности, ограничения касаются только дек начального уровня, в которых поддержка ограничена пленкой первого типа.
Какие фирмы производили кассетные деки?
Практически все крупные производители электроники отметились хорошими кассетными деками, лучшие модели выпускали фирмы Nakamichi, Akai, Sony, Pioneer, Aiwa, Luxman, Revox, Tandberg, Marantz, Eumig, Teac.
Какие кассетные деки – лучшие в истории?
Общепризнанными фаворитами являются модели Nakamichi Dragon, Nakamichi 1000XL, Eumig FL-1000, Sony TC-KA7ES, Luxman K-05, Pioneer CT-A1, Tandberg TCD 3004, Revox B215, TEAC Z-7000 и некоторые другие.
Производятся ли сейчас кассетные деки?
Да, но выбор невелик. Из крупных производителей их выпуск – всего по 1-2 модели – продолжают TEAC (Tascam) и Marantz.
Где покупать кассетные деки?
Если говорить о винтажных аппаратах, то выбор здесь большой – от сайтов с частными объявлениями до специализированных магазинов. Главный критерий при выборе – состояние головок. Новые модели продаются на сетевых площадках и в магазинах, торгующих бытовой и профессиональной аудиотехникой.
Сколько сегодня стоит хорошая дека?
Если говорить о новых моделях, то их цена составляет порядка 500-700 долларов США, если речь идет о лучших винтажных образцах, то там цена может доходить до 2000-3000 долларов и выше.
Как настраивать кассетную деку?
Этому вопросу следует посвятить отдельную большую статью, можно лишь сказать, что для максимально правильной и тонкой настройки сложной деки лучше обратиться к опытному специалисту.