Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Hi-Fi.ru
(0)

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I


Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома


Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Федор Обловацкий по материалам «Долби Си-Ай-Эс»


Продолжение ЗДЕСЬ

Популярные статьи
5 лучших напольных АС для тяжелого рока. Выбираем рок-колонки за 1000 евро 5 лучших напольных АС для тяжелого рока. Выбираем рок-колонки за 1000 евро Одна из самых распространенных жалоб, которую приходится слышать от начинающих аудиофилов, звучит... 12 самых красивых усилителей со «стрелочками». Слушаем музыку глазами 12 самых красивых усилителей со «стрелочками». Слушаем музыку глазами Не секрет, что большую роль в нашем восприятии звука играет зрение. Причем не внутренний взор,... Как сэкономить на покупке акустики. 5 простых правил Как сэкономить на покупке акустики. 5 простых правил Надо сказать, что в последнее время вопрос экономии при приобретении аудиотехники стал весьма... 11 магнитол с винилом. Эхо винтажной эпохи 11 магнитол с винилом. Эхо винтажной эпохи Каких только магнитол и бумбоксов мы не описывали – но данная подборка винтажной техники может... Развенчать иллюзии. Тест AV-ресивера Pioneer VSX-LX303 Развенчать иллюзии. Тест AV-ресивера Pioneer VSX-LX303 Когда один аппарат позволяет построить домашний кинотеатр Dolby Atmos / DTS:X по схеме 7.1.2 с... 7 современных усилителей со стрелочными индикаторами. Еще не все потеряно! 7 современных усилителей со стрелочными индикаторами. Еще не все потеряно! В нашей прошлой статье мы вспомнили классические усилители мощности 1970-80-х годов с красивыми...
Новости 20.01.2019 Alieno 250 LTD - 2 x 250 Вт на лампах 300B Можно ли с двух ламп 300B снять 2 х 250 Вт мощности? Можно, говорит компания Alieno - со своим усилителем Alieno 250 LTD. 20.01.2019 Потерянная запись «Les Éphémères» Knud Viktor впервые выходит на виниле Датский «художник звука», как называл себя Knud Viktor, записал в 1977 году, по просьбе радиостанции France Musique, двадцать звуковых картинок,... 19.01.2019 Еще новинки от TAGA Harmony В ассортименте акустических систем серии Platinum V3 компании TAGA Harmony появилось несколько новых моделей, предназначенных для организации... 19.01.2019 Беспроводная колонка 0w1 D5 – новая формула звука Концептуальная колонка 0w1 D5 является плодом сотрудничества двух известных французских дизайнеров и разработчиков Жана Бове и Филиппа Брио. Она... 19.01.2019 Усилитель Cayin A-845 Pro – горячие лампы к юбилею Компании очень любят выпускать специальные версии аппаратуры к знаменательным датам. Вот и бренд Cayin решил отметить 25 лет работы на рынке... Объявления 21.01.2019 Кассетная дека SONY TC-K7B II Аппарат премиум-класса. 21.01.2019 ФИРМЕННЫЕ CD.THE POLICE(STING) . НА ЯПОНСКИХ CD 2 CD (+OBI) В ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ. 1988г.в. 21.01.2019 ANNIE HASLAM(REANISSANCE) – Annie In Wonderland – 1977. (WPCP-4221) – 1991 ФИРМЕННЫЙ JAPAN CD. 21.01.2019 ФИРМЕННЫЙ JAPAN CD.BILL EVANS AT THE MONTREUX JAZZ FEST – 1968.(UCCV-9153) -2004 Mini-LP (DCD remastered) 21.01.2019 ROSEMARY CLOONEY - ROSIE SOLVES THE SWINGIN' RIDDLE! - 1960.(R25J-1002) – 1988 OBI JAPAN  CD. КАК НОВЫЙ! RARE! Форум 21.01.2019 Тестовые кассеты ... Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио) 21.01.2019 Любителям винила Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио) 21.01.2019 ПОЧТА РОССИИ СНОВА ИДЕТ ... Любителям винила 21.01.2019 Здесь куют металл! Общий музыкальный раздел 21.01.2019 Woodmonitors Авторский звук и готовые системы
Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2019 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники