Можно ли смазать подшипники подсолнечным маслом
Разбираемся на примере проигрывателя Электроника 012
В 2009 году пользователь Октавио Зоосацкий обратился к нашему форуму, чтобы решить весьма необычную задачу. Ему довелось перебирать тонарм от винилового проигрывателя «Электроника 12», и он подразумевает, что там использовалась смазка подсолнечным маслом. Также авто топика интересуется, можно ли смазать подшипники подсолнечным маслом.
«Довелось перебирать тонарм от Электроники 012. Шариковые подшипники вертикальной оси промыл растворителем 646, проверил - крутятся отлично. Собрал взад, через час уже не крутятся. Разобрал - а там шарики в какой-то дряни. Снова мыть - опять все ок, через час снова клин. Что за хрень и чем его брать? Есть подозрение на квалифицированную смазку подсолнечным маслом...», — написал Октавио Зоосацкий.
Электропроигрыватель «Электроника‑012» выпускался с 1981 года Брянским заводом технологического оборудования и относился к высшей группе сложности. Это стационарный настольный стереофонический аппарат, предназначенный для воспроизведения моно‑ и стереофонических грампластинок в сочетании с усилительно‑коммутационным устройством и акустической системой.
Устройство поддерживало две скорости вращения диска — 33 и 45 об/мин, обеспечивая широкий частотный диапазон от 20 до 20 000 Гц. Уровень рокота составлял −66 дБ, электрического фона — −63 дБ, а коэффициент детонации достигал всего 0,1 %, что гарантировало высокое качество звучания. Чувствительность аппарата варьировалась от 0,7 до 1,7 мВ. Переходные затухания между стереоканалами составляли 20 дБ на частотах 315 и 5000 Гц, 25 дБ на 1000 Гц и 15 дБ на 10 000 Гц.

Потребляемая мощность проигрывателя составляла 30 Вт, а его габариты — 484 × 380 × 160 мм. «Электроника‑012» воплотила в себе передовые на тот момент технические решения советского аудиопроизводства, обеспечивая достоверное воспроизведение звуковой дорожки грампластинок и оставаясь востребованной моделью среди ценителей качественного звука.
Многие пользователи сошлись во мнении, что в этом случае подшипники нужно довольно долго промывать, причём рекомендовали для решения данной задачи самые разные вещества, включая бензин.
«Не бензином, а керосином. Но поскольку сейчас керосин хрен достанешь, то бензином. Бензин не злее растворителя, они просто для разных целей. Растворитель для краски, бензин для масел и смазок. Для целей промывки подшипников бензин подойдёт с большей вероятностью», — ответил пользователь с весьма оригинальным ником Ослик Иа.
«Уайт-спиритом производства Лукойл-Волгоград мыл коллекционный ФЭД 1941г - бронзовая механика, прорезиненные шторки, хромированый корпус и объектив промывал от старой смазки белый Юпитер-8 1954г. Все отлично и смывается наверняка. Воняет керосином крепко, но осадка нигде нет», — дал свой совет Михаил Тонконогов.

Если говорить о подсолнечном масле, нет, промывать подшипники тонарма подсолнечным маслом категорически нельзя. Это нанесёт вред механизму. Подсолнечное масло — пищевое, а не техническое: оно быстро окисляется и густеет на воздухе, образуя липкий налёт и засоры. В результате подшипники начнут заклинивать, ход тонарма станет неровным, появится скрип и люфт. Кроме того, растительное масло притягивает пыль и грязь, ускоряя износ деталей. Для очистки следует использовать специальные растворители (бензин «Калоша», уайт‑спирит, керосин) или промывочные жидкости, а для смазки — предназначенные для точных механизмов составы (например, ЦИАТИМ, Molykote). Применение неподходящих средств может необратимо повредить тонарм и ухудшить качество звука.
18 ноября 2025 года
Константин Смородин