Primary Control Kinea – тест новейшей прямоприводной вертушки


Одна из немногих

В конце 70-ых годов ХХ века, в «золотую эру» винила, подавляющее большинство проигрывателей на рынке имели прямой привод. Со временем, сложные электронные системы уступили место более простому пассиковому подходу – увы, история циклична. Ведь чем добиваться высокой стабильности вращения на сложной и дорогой конструкции, куда банальнее увеличивать массу опорного диска для стабилизации скорости вращения и использовать минимум электронных деталей в пассиковой схеме привода. Primary Control Kinea – один из немногих на сегодня проигрывателей виниловых дисков класса High End, который использует прямой привод. Его мы и изучим.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Для начала – небольшая историческая справка. Спор о том, какой привод лучше – сказка о борьбе слона и кита. Конечно же, важнее всего – реализация, а не тип системы привода. Как прямой привод можно сделать «пластиковым и дешевым» (таковые подходы применяются во многих современных диджейских вертушках – и звучат они жестко и синтетично), так и на пассиковом можно как следует набить шишек – даже вложив в конструкцию десятки килограммов ценных металлов и умы серьезных разработчиков. А слушатель в итоге оцениваем качество звучания готового аппарата, а не его технологические особенности. Однако, есть неоспоримые физические постулаты, которые нельзя не принимать во внимание при конструировании. Прежде всего, это запросы самого физического носителя музыкального материала к воспроизводящей системе.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Двигатель у проигрывателя – безколлекторный; крутящий момент весьма низок, а неравномерность вращения ничтожна. Стартует вертушка довольно долго – 5 секунд, а в режиме ожидания не останавливает опорный диск, а переходит в режим минимального крутящего момента. Такая конструкция вместе с современным модулем электронной регулировки скорости вращения и крутящего момента гарантирует исключительную стабильность работы и критически низкий уровень собственных шумов системы.
Для корректного воспроизведения виниловой пластинки важнейшим критерием является точность вращения. Этот очевидный момент должен соседствовать с минимальным собственным шумом системы – вот та самая «бритва Оккама» аналогового звука; вроде бы, все просто. Однако, шум системы – это не константа, а производная от рокота, детонации, отклонения скорости. Прямой привод основан на том, что опорный диск вращается прямо на шпинделе мотора – низкооборотистого и не использующего передаточных звеньев. Когда прямой привод начал постепенно сдавать позиции пассиковому (этот процесс происходил одновременно с ростом продаж компакт-дисков и закатом эпохи японского корпоративного High End – то есть, на фоне очевидной экономии) критики указывали на такие минусы Direct Drive, как шум мотора, который отражался на звучании. Мол, механически отвязав двигатель от системы и передавая движение через пассик, этого можно избежать. Избежать-то можно, только выплывет куда больше проблем – в полный рост встанут вопросы стабильности и точности вращения. В итоге начали появляться двухсоткилограммовые пассиковые аппараты – и это еще не предел.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Да, прямоприводные вертушки, особенно, винтажная классика от Pioneer-Exclusive, Yamaha, Technics, Denon, EMT – очень «навороченные» устройства. Но рынок на тот момент позволял лидерам вкладывать в разработку десятки миллионов долларов и достигать феноменальных результатов. Сегодня, в бутиковую эпоху винила, за редким исключением, это воспринимается уже как фантастика. Ведь «настоящая» прямоприводная вертушка потребует значительных затрат – отбить которые можно будет только на столь же серьезных объемах продаж. Но и выигрыш в сравнении другими системами привода будет неоспоримым! По точности скоростных характеристик прямому приводу буквально нет конкурентов – и пассик остается далеко позади. Вялый, затягивающий звук «резинки» слышен почти всегда – равно, как и знаменитая Direct Drive’овская динамика, ритм и атака.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Чтож, компания Primary Control в проигрывателе Kinea возвращает прямой привод в XXI век – да еще, по ее же утверждению, «поднимает его на новую высоту». Фирма играет в долгую – вертушка конструировалась много лет, и вот, наконец, недавно была представлена рынку. Перед нами – классический минималистический дизайн. Простой, аскетичный «стол» – очень похожий на старые студийные образцы. Правда, корпус вертушки выполнен из пяти слоев особого композита и гарантирует эффективное подавление любых вибраций. Масса проигрывателя весьма высока – 30 кг при базовых габаритах 60 х 48 см. Тут роль играет как сам корпус, так и опорный диск – его диаметр 360 мм, внешний обод конструкции существенно утяжелен. Таким образом, Primary Control Kinea достигает высочайшего момента инерции без использования мощного мотора.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Двигатель у проигрывателя – безколлекторный; крутящий момент весьма низок, а неравномерность вращения ничтожна. Стартует вертушка довольно долго – 5 секунд, а в режиме ожидания не останавливает опорный диск, а переходит в режим минимального крутящего момента. Такая конструкция вместе с современным модулем электронной регулировки скорости вращения и крутящего момента гарантирует исключительную стабильность работы и критически низкий уровень собственных шумов системы.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Проигрыватель Primary Control Kinea допускает установку тонармов эффективной длиной от 9 до 13 дюймов. В базовом варианте вертушка работает на скоростях вращения в 33 и 45 оборотов. Если вам нужен режим «78 оборотов», то такую опцию можно заказать отдельно. Внешняя отделка проигрывателя весьма эффектна – можно выбрать любые варианты шпонирования. Как и большинство прямоприводных вертушек, Primary Control Kinea не доставит хлопот в сборке и установке. Конструкция проста и эффективна, собирается проигрыватель, как «автомат Калашникова», основные нюансы коснутся юстировки тонарма и монтаже головки звукоснимателя.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Для тестирования был представлен проигрыватель Primary Control Kinea, оснащенный топовым вариантом фирменного тонарма Primary Control Reference с трубкой из «змеиного» дерева. В этой модели реализована очень оригинальная система одноопорного подвеса с дополнительным горизонтальным опорным подшипником, устраняющим колебания тонарма в вертикальной плоскости. Из интересных особенностей тонарма можно отметить возможность регулировки VTA «на лету» – для этого служит вращающаяся верхняя часть колонны крепления тонарма.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

На тонарм была установлена головка звукоснимателя с подвижной катушкой (MC) из камерунского черного дерева Saboten L небольшой японской фирмы Miyajima. Глава компании, Нориюки Миядзима (Noriyuki Miyajima), прославился как создатель аудиокомпонентов, в конструкции которых используются органические материалы. Saboten означает кактус – именно из иглы этого растения выполнен иглодержатель модели, на котором закреплена алмазная игла с заточкой Line Contact (отсюда литера L в названии головки). Любопытный факт – суммарная стоимость тонарма и головки лишь немного не дотягивает до стоимости проигрывателя.

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Партнерами Primary Control Kinea в тестовой системе выступили компоненты немецкой компании TIDAL – трехблочный предварительный усилитель с фонокорректором Presencio, два моноблочных усилителя мощности Assoluta Monoblock и акустические системы Agoria Platinum Edition. Суммарная стоимость этих компонентов на порядок (в буквальном смысле слова) превышает цену проигрывателя с тонармом и головкой – а значит система способна полностью раскрыть потенциал вертушки, явив на свет все нюансы ее характера.

Трехблочный предварительный усилитель с фонокорректором TIDAL Presencio

С первых же аккордов Primary Control Kinea поражает слушателя своим открытым, объемным звучанием. На западных форумах вертушку уже расхвалили как динамичную, щеголяющую хрустальным разрешением и работающую, словно «стальной кулак в бархатной перчатке». Все эти эпитеты мы можем подтвердить.

Акустические системы TIDAL Agoria Platinum Edition

Primary Control Kinea действительно словно снимает вуаль перед звуком – саунд проигрывателя удивительно слаженный во времени, точный и ритмичный. Все преимущества прямого привода аппарат реализует в полной мере. Primary Control Kinea удается занырнуть в самые глубокие басовые глубины, вытащить всю необходимую фактуру и рельефность низкочастотных партий. И тут же – взять самую высокую планку по прозрачности и разборчивости средних частот, одновременно демонстрируя удивительно высокое разрешение «сверху».

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Primary Control Kinea удается занырнуть в самые глубокие басовые глубины, вытащить всю необходимую фактуру и рельефность низкочастотных партий. И тут же – взять самую высокую планку по прозрачности и разборчивости средних частот, одновременно демонстрируя удивительно высокое разрешение «сверху».
Пусть вас не смущает пластичность и элегантность звучания Primary Control Kinea на женском вокале – вертушка с легкостью переключится и на рок, и не спасует при воспроизведении БСО. Даже «Увертюра 1812 г.» раскроется во всей гамме красок, кажется, для нашего подопытного нет ничего невозможного. Но самое интересное – работа с тембрами, такой их предельной достоверности мы еще не слышали. Новый уровень для данной ценовой группы, однозначно, взят. Primary Control Kinea – настоящий, ультрасовременный, прямоприводный High End.

Моноблочный усилитель мощности Assoluta Monoblock

Паспортные данные :


Тип – проигрыватель виниловых дисков | Название – Primary Control Kinea | Цена – 18 000 евро (без тонарма и головки) | Привод – прямой | Мотор – безколлекторный с низким крутящим моментом и минимальной неравномерностью вращения | Время разгона до рабочих оборотов – 5 секунд | Режим ожидания – минимальный уровень крутящего момента | Опорный диск – 360 мм с утяжелением по внешнему ободу для повышения эффекта маховика | Корпус – многослойный, из композитных материалов | База для тонармов – 9’ – 13’ (228,6 мм- 330,2 мм) | Скорости вращения – 33, 45 об (78 об - опционально) | Дополнительно – электронная регулировка крутящего момента | Размеры, см – 60,0 x 48,0 | Масса, кг – 30 | Источник ТТХ – Primary Control

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Тип – одноопорный тонарм с дополнительным горизонтальным опорным подшипником | Название – Primary Control Reference | Цена, евро – 11 400 | Материал трубки – дерево snakewood | Эффективная длина – 12" (303 мм) | Вынос, мм – 13,5 | Угол смещения продольных осей тонарма и картриджа, градусов – 18 | Расстояние от оси опорного диска до центра базы тонарма (12 дюймов), мм – 289,5 | Индуктивность кабеля от клипсов звукоснимателя до разъёмов, пФ – 105 | Эффективная масса (12 дюймов), г. — 20 | Источник ТТХ – Primary Control

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Тип – головка звукоснимателя с подвижной катушкой (MC) | Название – Miyajima Saboten L | Цена, US $ – 5 350 | Материал корпуса – камерунское черное дерево | Импеданс, Ом – около 16 | Выходной сигнал, мВ – 0,23 | Диапазон воспроизводимых частот, Гц – 20 – 32 000 (-3 дБ) | Тип иглы – алмазная «line contact» | Рекомендованная прижимная сила, г – 3,0 | Податливость, см/дин – менее 8 х 10-6 | Масса, г – +/- 9,5 | Источник ТТХ – Miyajima

Проигрыватель виниловых пластинок Primare Control Kinea

Оценки



+Прозрачное, точное и голографичное звучание-Минималистический дизайн



Дизайн

95

Качество изготовления

95

Звучание

95

Эргономика

95

Итого

95


Акустические системы TIDAL Agoria Platinum Edition

Вывод:



Primary Control Kinea – настоящее возрождение классического подхода на уровне современного High End. Проигрыватель гарантирует точное и сбалансированное звучание, потрясающе воссоздает ритм и не тушуется на сложной классике. Тяжелая артиллерия, как ни крути!

Анатолий Максименко

28 октября 2019 года