50 лучших моделей советской аудиотехники

История развития с 1930 по 1980-е годы

50 лучших моделей советской аудиотехники

История развития с 1930 по 1980-е годы

Создание СССР фактически совпало с началом бурного развития индустрии звукозаписи в мире, ведь именно в 1920-е годы получили распространение первые электронные микрофоны и воспроизводящие устройства. Однако в Советском Союзе первые собственные разработки появились только в предвоенные годы, а все знаковые модели относятся уже к периоду 1960-1980-х годов. В нашей подборке представлены в хронологическом порядке самые знаковые, интересные и оригинальные модели аудиотехники советских времен, от радиоприемников до магнитофонов и акустических систем.


50 лучших моделей советской аудиотехники

СВД-М (1937)

Данный супергетеродинный и всеволновой приемник выпускался Александровским радиозаводом. Модель была построена на десяти лампах и представляла собой отечественную разработку, в отличие от предшествующей СВД-1, выпускавшейся по американской лицензии. Впервые, наряду с американскими, стали применяться советские лампы производства завода «Светлана». Кроме регулировки громкости и ручки настройки присутствовал регулятор тембра. Динамик в радиоприемнике был на подмагничивании, его выходная мощность составляла 3 Ватта. Весил этот приемник 16 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

10Н-15 (1941)

Изначально эта модель именовалась СВД-10 и производилась с января 1941 года Александровским радиозаводом № 3. Приемник был построен по схеме супергетеродина и работал в диапазонах длинных, средних и коротких волн. Номинальная неискаженная мощность усилителя была 5 Ватт, максимальная мощность – 6,5 Ватт. Корпус был сделан из древесины ценных пород и тщательно отполирован. До начала войны завод успел выпустить около 500 экземпляров данного приемника.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Яуза (1956)

Этот аппарат производства Московского ЭМЗ №1 года включал в себя одновременно и катушечный магнитофон, и проигрыватель грампластинок. Магнитофон предназначался для записи и воспроизведения двухдорожечных фонограмм и имел две скорости - 19,5 см/сек и необычную 8,13 см/сек. Последняя использовалась только для записи речи, в комплекте поставлялся пьезоэлектрический микрофон. Совместимые катушки вмещали 180 метров магнитной ленты первого типа. Лентопротяжный механизм поддерживал ускоренную перемотку ленты в прямом и обратном направлениях, для озвучивания фонограмм использовались два громкоговорителя 1ГД-9. Проигрыватель был двухскоростным, с пьезокерамическим звукоснимателем с корундовыми иглами для обычных и долгоиграющих пластинок.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Эльфа 6-1М (1957)

Комбайн, выпускавшийся Вильнюсским электротехническим заводом «Эльфа». Он также представлял собой переносное комбинированное устройство, объединявшее ЭПУ для проигрывания грампластинок на скоростях 78 и 33 об/мин, а также катушечный магнитофон. Модернизированная версия отличалась применением иного тонарма, а также других ручек управления, кроме того, изменились некоторые элементы в оформлении. При этом конструкция и базовая схема аппарата остались прежними. Номинальная выходная мощность встроенных громкоговорителей составляла 1,5 Ватта.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Кристалл-104 (1959)

Отлично известная советским кино- и телезрителям телерадиола выпускалась с 1959 года Московским телевизионным заводом. Она производилась в двух версиях, одна из них включала в себя телевизор, радиоприемник и проигрыватель грампластинок, во второй же добавили еще и катушечный магнитофон «Элфа-10». В верхней левой части корпуса расположен телевизор «Алмаз-102». В верхней правой части корпуса установлен всеволновый радиоприёмник высшего класса «Люкс». Под приёмником расположен универсальный проигрыватель, который при пользовании опускается вниз и выдвигается вперед. В закрытом декоративной решеткой боксе расположены НЧ и ВЧ громкоговорители и мощный двухканальный усилитель. Именно такая радиола была показана в фильме «Кавказская пленница», где хорошо видна деревянная шторка, закрывающая неработающий телевизор.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Концертный ЭПГ-4 (1961)

Отличный электрофон, выпускавшийся Московским электромашиностроительным заводом. Проигрыватель работал на скоростях 16, 33, 45 и 78 об/мин, а также имел автостоп. Встроенного громкоговорителя в модели не было, требовалось подключение к внешней аудиосистеме. Пьезоэлектрический звукосниматель воспроизводил полосу частот от 50 до 15000 Гц. Привод диска был роликовым, в отдельных экземплярах корпус и литой опорный диск были отделаны молотковой эмалью. Весил данный электрофон 6,4 килограмма.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Яуза-10 (1961)

Это первый отечественный стереофонический четырехдорожечный магнитофон, он выпускался Московским электромеханическим заводом №1. Аппарат имел две скорости - 19,05 и 9,53 см/сек. При стереофонической записи он работал как двухдорожечный, при монофонической - как четырехдорожечный магнитофон. Для контроля записи и воспроизведения использовались две выносные акустические системы на широкополосных динамиках. Лентопротяжный механизм рассчитан на применение катушек, вмещающих до 250 метров ленты, максимальная полоса рабочих частот составляла от 40 до 15000 Гц. Выходная мощность достигала 3 Ватт, общий вес магнитофона - 14,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Ригонда-Стерео (1963)

Название марки «Ригонда» стало в Советском Союзе фактически синонимом слова «радиола». Данная модель выпускалась на Рижском радиозаводе имени А.С.Попова и была одной из первых стереофонических радиол в СССР. Она позволяла прослушивать в стерео как пластинки, так и радиопрограммы в УКВ-ЧМ, правда, для этого требовалась отдельная приставка. Входившие в комплект акустические системы оригинального дизайна имели по два низкочастотных громкоговорителя 4ГД-28 и два высокочастотных 1ГД-19.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Эфир (1963)

Первая стационарная транзисторная радиола в СССР, производившаяся Челябинским радиозаводом. Ее питание было возможно как от сети, так и от шести батареек типа 373. Радиола работала в диапазонах ДВ, СВ и трех поддиапазонах КВ. Номинальная выходная мощность была 150 мВт, акустическая система включала два громкоговорителя 1ГД-10. Весила модель 15 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Миния-4 (1966)

Самая совершенная версия катушечной магнитолы Каунасского радиозавода состояла из восьмилампового радиоприемника и двухскоростной магнитофонной панели «Вильняле». Она представляла собой настольную конструкцию, выполненную в футляре из дерева с отделкой под ценные породы. Часть экземпляров комплектовали ножками для установки на полу, а лицевая часть акустической системы оформлялась с накладкой из пластмассы либо дерева. В магнитоле также был применен темброблок на три положения «Оркестр», «Соло» и «Речь». Номинальная выходная мощность магнитолы была 1,5 Ватта, максимальная - 3 Ватта.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Симфония АС-003 (1971)

Пусть отдельные акустические системы для использования в Hi-Fi комплектах появились в СССР позже, входившие в состав стереофонической радиолы «Симфония-003» колонки получились просто отличными. Три полосы с бумажными динамиками, высокая чувствительность в 92 дБ, закрытый корпус с отделкой натуральным шпоном, сопротивление 8 Ом – играли они задорно и очень эмоционально, хотя и имели явный спад на высоких частотах. Весила каждая колонка 14,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Виктория-001-стерео (1972)

Большая радиола из Прибалтики выпускалась Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. Модель имела консольное или полочное оформление, и была предназначена для приема монофонических радиопрограмм в диапазонах ДВ, СВ, пяти поддиапазонах KB и УКВ, а также стереофонических передач в диапазоне УКВ-ЧМ. Имелся встроенный проигрыватель грампластинок с поддержкой четырех скоростей. Функциональное оснащение включало плавную регулировку тембра для высших и низших звуковых частот, фиксированное положение тембров при прослушивании речевых передач, регулировку стереобаланса. Номинальная выходная мощность усилителя - 4 Ватта на канал, максимальная – 2 х 16 Ватт. Радиола выполнена в виде автономных блоков, общий вес которых был более 50 килограммов!



50 лучших моделей советской аудиотехники

Маяк-001 (1973)

Этот прорывной для советской радиопромышленности магнитофон производился Киевским заводом «Маяк», он представлял собой серьезную машину со скоростями 19 и 9,5 см/сек, а также дистанционным управлением всеми режимами работы лентопротяжного механизма. Уровни сигнала при записи и воспроизведении можно было отслеживать по стрелочным индикаторам, частотный диапазон на скорости 19 см/сек составлял от 31,5 до 20000 Гц. Весила модель 20 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Электроника 302 (1974)

Самый популярный портативный магнитофон советских времен производился вплоть до распада СССР в разных модификациях и на разных предприятиях, но разработан был Зеленоградским заводом ТочМаш. По сравнению с предшествующей моделью с индексом 301 в нем вбыла увеличена мощность встроенного динамика и дизайн. Ползунковые регуляторы со временем были заменены на поворотные, а за долгие годы существования в конструкцию вносились множественные улучшения, включая разные транзисторы и микросхемы, и даже ЛПМ (включая импортные). Весил магнитофон 3,5 килограмма и питался от шести батареек.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Бриг-001-стерео (1975)

Один из первых и самых популярных транзисторных усилителей в СССР, его выпускали два завода - Ленинградское объединение «Океанприбор» и Кировский завод «Ладога». В нем были входы для ММ-головок звукоснимателя, а также линейные входы для подключения магнитофона, тюнера и других источников. Присутствовал встроенный темброблок для высоких и низких частот, предусмотрена система мягкого включения, а также защита от короткого замыкания на выходе. Номинальная выходная мощность на 8 Ом составляла 50 Ватт на канал, вес усилителя – 15 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Электроника Б1-01 (1975)

В этом проигрывателе производства Казанского завода радиокомпонентов явно прослеживается попытка повторить успешную конструкцию Thorens TD 125. Тонарм определенно срисован с SME 3009, при этом двигатель поддерживает 3 скорости вращения – 33, 45 и 16 оборотов, пассик передает вращение на небольшой суб-диск, на который, в свою очередь, надевается уже основной диск. Аппарат получился солидным – 15 килограммов веса.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Океан-209 (1976)

Самая популярная модель из серии приемников под маркой «Океан» выпускалась Минским ПТО «Горизонт» с незначительными изменениями по 1984 год. Приемник работал в диапазонах ДВ, СВ, КВ (целых пять поддиапазонов!) и УКВ. В диапазоне УКВ подстройка частоты была автоматической. При этом аппарат имел раздельные регуляторы тембра по ВЧ и НЧ, а также стрелочный индикатор настройки и подсветку шкалы. Номинальная выходная мощность составляла 0,5 Ватт. Питание было возможно от сети или от 6 батареек, весил приемник 4,6 килограмма.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Арктур-001-стерео (1976)

Данный полный усилитель оригинального дизайна, напоминающий решения западноевропейских производителей, выпускал Бердский радиозавод. На передней панели сосредоточены все основные органы управления, а также стрелочные индикаторы уровня сигнала. На задней панели присутствовали массивные радиаторы охлаждения и транзисторы в круглых корпусах. Выходная мощность аппарата составляла 25 Ватт на 8 Ом, присутствовала тонкомпенсация и темброблок для ВЧ и НЧ. Полоса частот составляла от 20 до 20000 Гц, коэффициент нелинейных искажении - 0,7%. Весил усилитель 14 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

ТДС-3 (1977)

Это была самая популярная модель головных телефонов в СССР, выпускалась она Рязанским радиозаводом в разных расцветках. Номинальная подводимая к телефонам мощность составляла 1 мВт, максимальная - 0,5 Вт. Заявленный диапазон частот составлял от 20 до 20000 Гц. Весили наушники 500 граммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Рига-110 (1979)

Эта магнитола производилась Рижским производственным объединением «Радиотехника». Она предназначалась для приема радиостанций в диапазонах СВ, КВ и УКВ, а также записи фонограмм на ленту. Питание было от сети или от шести батареек. Функциональное оснащение включало отключаемую систему АРУЗ, счетчик ленты, электретный микрофон, кнопку паузы, систему шумоподавления, микширование. Диапазон частот на линейном выходе магнитофона был от 63 до 12500 Гц. Номинальная выходная мощность встроенного усилителя составляла 1 Ватт, вес с батареями достигал 6 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Ленинград-010-стерео (1979)

Этот стереофонический (!) радиоприемник выпускал Ленинградский завод «Радиоприбор». Он был предназначен для приема программ станций в диапазонах ДВ, CB-I, CB-II, пяти коротковолновых и УКВ. Аппарат имел три раздельные группы шкал с отдельными ручками для настройки в каждой группе, была предусмотрена и возможность фиксированной настройки на четыре заранее выбранные станции в диапазонах УКВ и КВ. В приемнике были световые индикаторы стереофонических передач и многолучевого приема в диапазоне УКВ, стрелочные индикаторы точной настройки, напряженности поля и напряжения источника питания. К аппарату также можно было подключить внешние антенны, магнитофон, проигрыватель грампластинок и наушники. В акустических системах применялись широкополосные громкоговорители ЗГД-32. Питался аппарат от шести элементов А-373 либо от электрической сети. Максимальная выходная мощность при питании от сети составляла 2 х 4 Ватта.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Радиотехника S-90 (35АС-212) (1980)

Самые популярные акустические системы в СССР. В первый раз модель была выпущена в 1980 году производственным объединением Радиотехника, а с 1984 года по новому ГОСТу она стала именоваться «35АС-012». По сути, данные АС стали первыми в СССР, соответствующими мировому стандарту Hi-Fi – их диапазон воспроизводимых частот был от 31,5 до 20000 Гц. Яизначально название S-90 было предназначено для внешних рынков, однако прижилось и внутри нашей страны. Предельная подводимая мощность составляла 90 Ватт, трехполосная конструкция изначально включала в себя динамики 75ГДН-1-4, 20ГДС-1-8 и 6ГДВ-6-16. Номинальное сопротивление было 4 Ома, чувствительность – 85 дБ, вес одной АС – 23 килограмма.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Такт-001-стерео (1980)

Один из лучших и самых дорогих музыкальных центров советского времени выпускался Запорожским заводом «Радиоприбор». Он состоял из всеволнового тюнера, двухскоростного проигрывателя винила, кассетной деки и усилителя. Кнопки управления настройкой, воспроизведением и переключением режимов были квазисенсорными. Проигрыватель винила оснащался головкой ГЗМ-005С, имел подстройку частоты вращения диска, а также электромагнитный микролифт с сенсорным управлением и фотоэлектрический автостоп. Кассетная дека имела встроенную систему шумопонижения. В комплект также входили акустические системы «35АС-1». Номинальная выходная мощность составляла 35 Ватт на канал. Центральный блок весил целых 40 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

35АС-213 (S-70) (1980)

Данная активная акустическая система выпускалась Рижским радиозаводом имени Попова под разными наименованиями. Она включала в себя усилитель с системой электромеханической обратной связи (ЭМОС) и три динамика для озвучивания трех полос. В усилителе также были регуляторы тембра по высоким и средним частотам, причем электронную часть можно было вообще отключить и использовать АС как обычный пассивный громкоговоритель. Заявленный частотный диапазон простирался от 25 до 25 000 Гц, мощность встроенного усилителя была 70 Ватт, весила одна АС 25 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Романтика-002-стерео (1980)

Вряд ли эту систему Харьковского завода имени Шевченко можно назвать музыкальным центром, но продавалась она именно комплектом. В него входила хорошая вертушка с магнитной головкой ГЗМ-003, катушечный магнитофон с полным набором функций, отдельный усилитель со стрелочными индикаторами, трехполосные акустические системы 35АС-202 и даже инфракрасный пульта ДУ. Общий вес комплекта составлял более 135 килограммов!



50 лучших моделей советской аудиотехники

Феникс-005-стерео (1981)

Серьезный стереофонический комплекс высшего класса и высокой цены производился Львовским производственным объединением имени 50-летия Октября. Он включал в себя вертушку с прямым приводом, тюнер с жидкокристаллическим дисплеем, хорошую кассетную деку, мощный усилитель и акустические системы 35-АС-212. Мощность усилителя составляла 2 х 100 Ватт, общий вес системы достигал 140 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

ТДС-7 (1981)

Пусть не самая популярная, но очень хорошая модель головных телефонов выпускалась под марками «Амфитон» и «Электроника» Котовским филиалом завода Счётмаш в Кишинёве и Ленинградским заводом «Магнетон». Это были изодинамические (магнито-планарные) наушники, конструктивно немного напоминавшие продукцию японской компании Fostex. Весили они 400 граммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Вильма-102-стерео (1981)

Серьезный аппарат производства Вильнюсского приборостроительного завода «Вильма». В нем был применен двухмоторный лентопротяжный механизм с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Электронная часть была выполнена на интегральных микросхемах, сигнал считывался комбинированной магнитной головкой записи и воспроизведения. Оснащение включало систему шумоподавления, счетчик расхода ленты, автостоп и индикаторы уровня сигнала. Присутствовала калибровка тока записи под применяемый тип ленты и регулировка тока подмагничивания, вес деки составлял 13 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Казахстан-101 (1981)

Большая магнитола производства Петропавловского завода имени Кирова отличалась наличием встроенного бифонического процессора, при помощи которого расширялась стереобаза и повышалась объемность звучания. Модель оснащалась двухполосными акустическими системами, а также универсальным мультивольтажным блоком питания. Масса магнитолы составляла 8 килограммов, выходная мощность встроенного усилителя – 1,6 Ватт на канал.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Корвет-004-стерео (1982)

Редкий для советской промышленности стереофонический ресивер, походивший на классические ресиверы западных фирм, выпускал Таганрогский завод «Прибой». Модель состояла из качественного тюнера, работавшего в диапазонах СВ и УКВ (ЧМ), и усилителя мощности. В блоке усилителя был предусмотрен шестиполосный эквалайзер, отключаемая тонкомпенсация и выход на наушники. Регулятор громкости был ползунковым и отдельным для каждого канала. Мощность усилителя достигала 50 Ватт на канал на 4 Ома при КНИ 1%. Вес ресивера составлял 17,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Радиотехника М-201С (1983)

Кассетная дека с горизонтальным загрузчиком кассеты производилась Рижским производственным объединением «Радиотехника». Она поддерживала два типа ленты – феррит и хром и была оборудована встроенным усилителем для наушников. Индикатор уровня сигнала был люминесцентный, присутствовал также счетчик ленты и возможность поиска по нему фрагментов. Весил магнитофон 8 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Маяк-010-стерео (1983)

Этот очень популярный магнитофон выпускался Киевским заводом «Маяк» с 1983 года и мог работать с кассетами первого и второго типов. Это была качественная дека весом 10 килограммов, в ней была собственная система шумоподавления, автостоп по времени и окончании ленты, кварцевая стабилизация скорости вращения, возможность микрширования при записи сигналов с линейного входа и с микрофона. В комплект даже входил пульт дистанционного управления.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Корвет-038-стерео (1983)

Данная вертушка с прямым приводом производилась Кировским заводом «Ладога». Разработанный А.М. Лихницким тонарм с полным вязкостным демпфированием был уникальным решением для того времени. В комплект входила головка звукоснимателя ГЗМ-018 Корвет с иглодержателем из бериллия (!). Опорный диск с конусами обеспечивал минимальный контакт с поверхностью пластинки, а надежность прилегания достигалась специальным прижимом. Весил аппарат 12 килограммов. Если бы советская промышленность могла обеспечить высокое качество материалов и элементной базы, то этот проигрыватель мог бы претендовать на всемирную славу.



50 лучших моделей советской аудиотехники

35АС ДС-017 (1984)

Необычная гибридная акустическая система с использованием электростатических излучателей на ВЧ и СЧ выпускалась Львовским ПО имени Ленина (ПО Лорта). В качестве низкочастотного звена применен динамик 75ГДН-3, в модели также был имеется регулятор тембра ВЧ, позволяющий регулировать окраску звучания. Максимальная подводимая мощность была 50 Ватт, диапазон воспроизводимых частот – от 25 до 25000 Гц. Номинальное сопротивление - 4 Ом, вес одной колонки составлял 30 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Олимп-004 (1985)

Катушечная дека производства Кировского электромашиностроительного производственного объединения имени Лепсе. В магнитофоне был установлен лентопротяжный механизм с прямым приводом и логическим управлением всеми режимами работы. Его функции включали в себя автостоп при окончании ленты на катушке, автоматическую стабилизацию натяжения ленты, а также автоматический поиск по паузам в фонограммах. Весила эта серьезная машина 28 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Романтика-220-стерео (1985)

Красивая модель производства Харьковского завода им. Шевченко, на ее передней панели присутствовали большие стрелочные индикаторы, переключатель трех типов магнитной ленты, регуляторы уровня записи и усилителя для наушников. В деке также была система шумоподавления, полный автостоп и возможность подключения проводного пульта ДУ. Весила эта серебристая машина 8,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Илеть-110 (1985)

Катушечный магнитофон производства Волжского электромеханического завода, это был двухскоростной аппарат (19 и 9,5 см/сек), лентопротяжный механизм которого был оснащен тремя моторами с электронным управлением и прямым приводом ведущего вала. Магнитофон был оборудован системой шумоподавления, стеклоферритовыми головками и встроенным усилителем мощностью 2 х 15 Ватт. Весил аппарат 24 килограмма.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Электроника 100АС-060 (100АС-063) (1986)

Крупнейшая из советских акустических систем, построенных на основе решений, использованных в легендарных OTTO SX-P1 (Fischer STE1200). Она выпускалась Московским НПО «Торий», ее особенностью является использование металлических диффузоров во всех трех динамиках и пенополиуретановых подвесов в двух динамиках. Диффузор НЧ динамика выполнялся из вспененного никеля. Боковые стенки корпуса отделаны шпоном ценных пород дерева, лицевая панель окрашена в чёрный цвет. Паспортная мощность модели составляла 100 Ватт, диапазон воспроизводимых частот – от 30 от 25000 Гц. Вес каждой АС был 51 килограмм.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Дуэт-стерео ПМ-8101 (1986)

Не осталась наша промышленность в стороне и от бума портативного аудио. Данный плеер выпускал Рижский радиозавод имени Попова, в нем присутствовал переключатель типа ленты, перемотка кассеты допускалась в двух направлениях, работал автостоп. Батарейки двух типов помещались не только в сам проигрыватель, но и в специальный внешний контейнер, так что «запас хода» у модели был внушительный. Масса аппарата составляла 0,5 кг.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Корвет-248-стерео (1986)

Необычный вертикальный проигрыватель винила, производившийся Кировским заводом «Ладога». В нем использовался тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы, который одновременно очищал грампластинку от пыли и перераспределял электростатический заряд. Для большего удобства выбора дорожек и определения положения тонарма в конструкцию была введена подсветка рабочей зоны. Существовала также версия от 1988 года под названием Корвет ЭФ-248-стерео, которая отличалась применением головки ГЗМ-105Д. Вес проигрывателя составлял 11,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Томь-РЭМ-209С (1987)

Интересный двухкассетник-трансформер выпускался Томским радиотехническим заводом и состоял из трех самостоятельных устройств, два из которых - УКВ приёмник и портативный кассетный плеер - могли работать как в составе системы, так и независимо. Центральный блок представляет собой однокассетную стереофоническую магнитолу, работающую на две съемные акустические системы. Кассетная дека работала с разными типами пленки, в ней также была система шумопонижения. Максимальная выходная мощность при работе от сети составляла 5 Ватт, при питании от батареек она снижалась до 1,5 Вт. Весила магнитола 7 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

VEF-287 (1987)

Еще одна необычная двухкассетная магнитола производилась Рижским заводом «ВЭФ». Она включала в себя радиоприемник, двухкассетный магнитофон и встроенные акустические системы с динамиками, расположенными на фронтальной и верхней панелях корпуса. Такое решение позволяло придать звучанию дополнительный объем. Возможность записи была только у первой кассетной деки, вторая отвечала исключительно за воспроизведение. Присутствовала функция автостопа по окончании перемотки, а также возможность переключения частоты подмагничивания при записи. Максимальная выходная мощность усилителя составляла 2 х 5 Ватт, питание осуществлялось от электросети или батареек. Весила магнитола 6,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Вега-ЗЗЗ-стерео (1987)

Магнитола была разработана и производилась Бердским радиозаводом. В ней был установлен полнодиапазонный тюнер, также имевший возможность приема стереофонических передач в диапазоне УКВ. Входивший в состав магнитолы кассетный магнитофон можно было отстегнуть и использовать отдельно. За блоком магнитофона размещалась панель с разъемами для внешних источников сигнала. Кроме того, присутствовал двухскоростной проигрыватель грампластинок и усилитель мощностью 2х10 Ватт. В составе комплекта также были две акустические системы 6АС-302.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Радиотехника МЛ-6201 (1987)

Магнитола, похожая на переносной музыкальный центр, производилась радиозаводом имени А.С.Попова. Прием радиосигнала велся в четырех диапазонах, включая стереофонический в УКВ, кассетный магнитофон оснащался поканальным регулятором уровня записи, переключателем типа ленты, автостопом и системой понижения шума. Выходная мощность при работе от сети составляла 2 х 3 Ватта, вес – 10,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Вега МП-120-стерео (1987)

Данная кассетная дека производилась Бердским производственным объединением «Вега». В ней было реализовано так называемое псевдосенсорное управление режимами работы, присутствовал автостоп, электронный счетчик расхода ленты и система подавления шума. Микропроцессор позволял запрограммировать воспроизведение заранее выбранных фрагментов. В тракте была установлена сендастовая магнитная головка, весил этот магнитофон 7,5 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Амфитон-МС (1987)

Этот необычный плеер входил в состав модульной магнитолы Амфитон ААС. Проигрыватель просто помещался в центр корпуса, объединявшего в себе активные колонки, и превращался в стационарную деку. При необходимости его можно было извлечь и использовать в качестве плеера. Он поставлялся также отдельно с выносным блоком питания и наушниками, стоил плеер 120 рублей. Производился он несколькими заводами СССР, и его даже рекламировали по телевизору.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Корвет 50У-068С (1987)

Усилитель производства Кировского завода «Ладога», в нем впервые был применен усилитель мощности класса ЛВС с двухуровневым питанием. Встроенный фонокорректор мог работать не только с ММ, но и МС-головками, а регулятор громкости имел изменяемую тонкомпенсацию. На задней панели также был выход электросети для подключения других компонентов системы. Выходная мощность усилителя составляла 60 Ватт на канал, а заявленный частотный диапазон – от 10 до 70 000 Гц. Весил аппарат 10,8 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Арго РМ-006С (1988)

Внушительная магнитола производилась Ленинградским заводом «Игротека». Радиоприемник работал в диапазонах ДВ, СВ, КВ и УКВ-ЧМ, в котором принимались стереопрограммы. Встроенный кассетный магнитофон мог записывать и воспроизводить фонограммы с встроенных микрофонов, радиоприемника и внешних источников сигнала. Функциональное оснащение включало пятиполосный эквалайзер, систему шумопонижения, автоматическое переключение типов магнитной ленты, электронные часы с таймером. Максимальная выходная мощность при работе от сети составляла 5 Ватт на канал, вес - 7,7 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

25АСЭ-101 (1988)

Эта редкая для советской промышленности электростатическая акустическая система выпускалась Ленинградским заводом имени Калинина. Невысокая чувствительность в 82 дБ и номинальное сопротивление в 4 Ома требовали использования довольно мощного усилителя, но это была серьезная напольная акустика, работавшая в диапазоне от 45 до 25000 Гц. Максимальная подводимая мощность достигала 100 Ватт, весила каждая колонка 25 килограммов.



50 лучших моделей советской аудиотехники

Электроника 150АС-001 (1988)

Данная акустическая система отличалась применением для озвучивания среднечастотного и высокочастотного диапазонов акустического трансформатора, также называемого излучателем Хейла. Басовая секция была традиционной конструкции и построена на динамической головке, однако имела акустическое оформление в виде пассивного излучателя, то есть динамика, лишенного магнитной системы. Он был расположен в нижней части фронтальной панели. Чувствительность системы была 91 дБ, номинальное сопротивление – 8 Ом. Максимальная подводимая мощность была 150 Ватт, а заявленный частотный диапазон простирался от 40 до 25000 Гц.


Денис Репин

18 марта 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг:

5.00