50 лучших винтажных усилителей

Модели прошлого с высоким рейтингом

Усилительная техника развивается уже более ста лет – за это время свет увидел ряд знаковых моделей, ставших не только отправными точками аудиоиндустрии, но и культовой классикой, которую фанаты не согласны менять на продвинутые новомодные разработки. Да-да, на фоне бурного современного технического прогресса, многие усилки, выпущенные пятьдесят и более лет назад, хватают звезды с неба по качеству своего звучания. Такие шедевры мы сейчас и изучим – как обычно, составляя рейтинг по соотношению «цена/качество» с учетом их доступности на аукционах. Итак, «великолепная пятидесятка» самых ярких и достойно звучащих винтажных усилителей.

Image

50. NAD 3020

Появившийся на прилавках магазинов в 1978 году интегральный усилитель NAD 3020 стал настоящим бестселлером – модель предлагалась всего за 80 фунтов стерлингов, а звучала куда весомее и увереннее, чем большинство собратьев из более дорогой ценовой категории. Всего 20 Вт на канал, но способности усилителя работать с низкоомной акустикой и его отличные динамические характеристики делают NAD 3020 весьма интересным приобретением и в 2022 году. Тем более, что стоит он сейчас «сущие копейки».

Image

49. A&R Cambridge A60 

В 1976 году компания Arcam еще называлась A&R Cambridge, а её новенький стильный полный усилитель A60 хватал звезды с неба (как по части музыкальных талантов, средние частоты у интегральника были очень выразительными, так и по оснащению, скажем, «на борту» нашлось место и ММ-фонокорректору) – в итоге продажи модели быстро превысили 32 000 штук. Устройство на момент начала продаж предлагалось за 140 фунтов, сейчас A&R Cambridge A60 в хорошем состоянии можно найти за $200, а его 100 Вт на канал уверенно контролируют большинство современных спикеров.

Image

48. Sugden A21

Вышедший в 1973 году Sugden A21 (150 фунтов) использовал транзисторную схемотехнику и работал в чистом классе А. Всего 12 Вт на канал, но АЧХ от 30 до 20 000 Гц подавалась не более, чем с 0,25% искажений, а саунд был поистине роскошным, взявшим всё лучшее у ламповых собратьев.

Image

47. Hafler DH-220

Демпинг-фактор в 300 единиц, 2 х 115 Вт мощности при 0,0025% искажений на 1 Гц, АЧХ от 3 до 160 000 Гц – о, эта «коробка из-под обуви» оказалась исключительно сильна. Звучание, динамичное и собранное, более напоминало стальной кулак в бархатной перчатке. Hafler DH-220 довольно высоко ценится коллекционерами – и абсолютно заслуженно.

Image

46. Chapman 305/205

Для 1960 года прайс в 200 фунтов был явно высоковат, но Chapman 305/205 отрабатывали каждый вложенный в них пенни. Ламповая связка из предварительного и полного усилителей ломали каноны отрасли и предлагали удивительно приятное звучание – бархатное и сочное. Сейчас устройства можно найти в продаже примерно за три тысячи долларов – и они стоят того.

Image

45. Luxman M-05

Усилитель мощности Luxman M-05 вышел в 1982 году и почти сразу же стал одной знаковых моделей японской компании. 40-килограммовый мастодонт выдавал 2 х 105 Вт в чистом классе А, оформлялся по схеме двойного моно с солидным экранированием блока питания. Из минусов – с учетом большого выделения тепла при работе его пришлось оснастить сразу двумя вентиляторами для принудительного охлаждения. Но натуральное и объёмное звучание модели и сейчас мало кого оставит равнодушным.

Image

44. Marantz 8B

Легенда, разработанная Сидом Смитом, усилитель Marantz 8B выдавал 35 Вт мощности – для 1961 года, $250 ритейла и системы на лампах EL34 этого было более, чем достаточно. 20 дБ обратной связи позволили обеспечить достойный контроль спикеров, а музыкальные таланты модели впечатляют аудиофилов и летом 2022 года – устройство не стареет.

Image

43. Creek CAS4040

Creek CAS4040 вышел в 1983 году и продавался за скромные 70 фунтов. Его 30 Вт на канал, тем не менее, «на ура» контролировали большинство спикеров, а за фирменное ритмичное и прозрачное звучание усилитель сразу полюбился аудиофилам. Столь же эффектно модель выступает и сегодня.

Image

42. Pioneer SA-9800

Для 1979 года казалось прорывом использование схемы, комбинирующей низкошумящие транзисторы и оконечный выходной каскад, работающий в чистом классе А. В итоге, Pioneer SA-9800 «качал» 2 х 100 Вт на 8 Ом, а пиковая мощность достигала 240 Вт на канал. ТТХ отличные – АЧХ от 5 до 200 000 Гц, демпинг-фактор 55 единиц, масса устройства – 18,4 кг. Целых два фоновхода «на борту» обеспечивали необходимую гибкость коммутации, а исключительно собранное звучание делает этот аппарат и в 2022 году жемчужиной любой коллекции.

Image

41. Phase Linear 400

Восхождение Боба Карвера и Phase Linear на музыкальный Олимп началось в 1971 году, Phase Linear 400 ломал каноны и нарушал запреты – его уникальная схемотехника позволяла достичь 250 Вт на 8 Ом нагрузки или 400 Вт на 4 Ома, АЧХ лежала в пределах от 5 до 40 000 Гц, а демпинг-фактор приближался к 1 000 единиц! Но, самое главное, скорость нарастания сигнала – у Phase Linear 400 это показатель составил 1,7 мкс. Немудрено, что усилитель до сих пор считают королем динамики.

Image

40. Naim NAIT

650 фунтов ритейла для 1983 года – не слишком ли большая наглость за маленький интегральник? Только не для Naim – её усилитель NAIT ворвался на небосклон индустрии хорошего звука и очаровал всех и каждого своей ритмичной подачей. На этой визитной карточке строится успех знаменитой британской компании и по сей день.

Image

39. Conrad Johnson Premier Eleven

Ламповый аппарат начала девяностых годов ХХ века – 70 Вт мощности на 8 Ом нагрузки, искажения в 1%, АЧХ 20 – 20 000 Гц, вроде все обычно… Однако, именно Conrad Johnson Premier Eleven обеспечил эффект присутствия струнного квартета прямо в комнате прослушивания – так что, термин «знаковая модель» вполне применим к устройству.

Image

38. Fisher 500c

В начале шестидесятых годов ХХ века еще было странно выпускать «голый усилитель» – обычно большинство аппаратов комплектовалось ещё секцией тюнера. Что ж, ресивер Fisher 500c оказался тем самым устройством, которое могло закрыть большинство потребностей публики – лампы 6L6, 7591, 32 Вт мощности, плюс шикарное звучание. $400 ритейла, конечно, кусались – но игра стоила свеч.

Image

37. Mission Cyrus One

Маленькая коробочка умеет воспроизводить музыку? Да как же так? В 1984 году Mission Cyrus One сформировал новый форм-фактор для музыкальной техники, выбросил на помойку тонокомпенсацию и предложил чарующий саунд, хирургически точно выстраивающий сцену.

Image

36. Denon PMA-850

Шикарная секция МС-фонокорректора у Denon PMA-850 обеспечивала автоматическую эквализацию сигнала с винила – однако, аппарат был силен не только этим. Широкая полоса пропускания (от 5 до 100 000 Гц), ничтожные искажения в 0,01%, соотношение «сигнал/шум» в 122 дБ, 2 х 85 Вт мощности – за таким аппаратом стоит поохотиться на аукционах.

Image

35. Yamaha CA-1000

1973 год выпуска, а дизайн устройства (его разрабатывала GK Design Group) словно пришёл из будущего – года эдак из 2073! «Под капотом» удивительная схемотехника – впервые в мире усилитель был оснащен переключателем класса работы, а конденсаторный блок у Yamaha CA-1000 имел суммарную ёмкость в 18 000 μF. Непрерывная мощность составила 2 х 70 Вт, а запрашиваемые за аппарат $600 он отыгрывал до последнего цента.

Image

34. Sony TA-F7

Sony TA-F7 использовал схему на транзисторах V-FET – одну из самых прогрессивных для 1976 года. В блоке питания были установлены три трансформатора для разных цепей, а суммарная ёмкость конденсаторного блока достигла 88 000 μF. «На борту» был и встроенный фонокорректор на FET-транзисторах с токовым усилением. Выходная мощность Sony TA-F7 составила 2 х 70 Вт, АЧХ простиралась от 5 до 100 000 Гц – настоящий Hi-Res Audio!

Image

33. Audiolab 8000A

В 1983 году Audiolab 8000A (ритейл – 200 фунтов) получил множество наград за стильный внешний вид – что ж, модель не утратила свой шарм и сегодня. Отрадно, что детализированная и чёткая подача модели радует поклонников звучания высокий верности и по сей день. 2 х 60 Вт выходной мощности, опять же, абсолютно честные.

Image

32. Yamaha CA-2010

Yamaha CA-2010 возглавлял модельный ряд интегральных усилителей японского производителя в 1977 году. Здесь было применено усиление по току во всех каскадах, включая предварительный, выходной и даже встроенный ММ/МС фонокорректор! На выходе работали FET-транзисторы, причем пользователь, опять же, мог выбрать, в каком классе ему слушать усилитель – А или АВ (в классе А мощность составляла 30 Ватт на канал, в классе АВ – 120 Ватт на 8 Ом в полосе частот 20-20 000 Гц). Весил усилитель 21 килограмм, а его звучание было абсолютно роскошным.

Image

31. Audio Research Reference 610T

Вильям Зейн Джонсон в шестидесятые занялся апгрейдами тех самых Dynaco ST-70s, в восьмидесятые годы его имя уже ассоциировалось со «звуком высокого разрешения» от Audio Research, в 1995 году же вышла одна из самых известных моделей мастера. Audio Research Reference 610T предложили ошеломляющие 600 Вт ламповой мощности – при этом, не «выплеснули ребенка с водой», с деликатностью тут тоже всё оказалось в порядке.

Image

30. Electro Research A-75 

Electro Research A-75 был создан Джоном Иверсоном, одним из наиболее известных разработчиков аудиоиндустрии. Изначально этот транзисторный аппарат создавался по военным спецификациям, когда же часть тиража попала в открытую продажу в 1977 году, публика изумилась чистоте и насыщенности подачи устройства.

Image

29. McIntosh M50W1

Устройство было разработано для компании McIntosh в конце сороковых годов ХХ века Гордоном Гоу – M50W1 работал в честной полосе от 20 до 20 000 Гц при искажениях менее 1%. Усилитель не просто заложил стандарты отрасли – он во многом сформировал её. А проникновенная подача McIntosh M50W1 кружит голову даже в 2022 году.

Image

28. Quad 303

45 Вт на 8 Ом нагрузки, чего в этом такого? За что Quad 303 получил в 1969 году British Council of Industrial Design Award? По сути, модель стала первой на рынке, которая показала, что звучание транзисторных усилителей может на равных конкурировать с ламповыми – и даже в чем-то их превзойти!

Image

27. Phase Linear 700

Семидесятые годы, Боб Карвер у руля, немыслимые 350 Вт мощности – да, детка, тут всё серьезно! $749 в то время, конечно, были адским прайсом, но музыкальные таланты аппарата были столь же хороши, как и его мускулы.

Image

26. Plinius 8150 

150-ваттный интегральник, Plinius 8150, функционировал в АЧХ от 20 до 20 000 Гц с 0,05% искажений и гарантировал ток до 35 А! С этой моделью Plinius буквально ворвалась на рынок High End’a – никто не ждал такой силы от компактного и стильного аппарата. Браво.

Image

25. Naim 32/Snaps/250 power amp

Трёхблочная связка от Naim – 32/Snaps/250 power amp в 1984 году стала одной из наиболее впечатляющих по качеству звучания. Разделение компонентов, вынос блока питания во внешний корпус, фирменная схемотехника, гарантирующая эталонный ритм – в итоге, свет увидел «магнит для аудиофилов».

Image

24. Pioneer A-09

Pioneer A-09 вышел в 1992 году и аккумулировал главные наработки фирмы по части качества звучания. Модель весьма любима у коллекционеров – несмотря на скромную мощность в 35 Ватт на 8 Ом и полное отсутствие отрицательных обратных связей в выходном каскаде, этот усилитель может совладать с весьма сложной нагрузкой. Работа в чистом классе А обеспечивается огромным блоком питания, а также прецизионной конструкцией (омедненное шасси, огромные охлаждающие радиаторы и общий вес 28,8 кг).

Image

23. Carver Silver Seven

Одна из самых дорогих связок на американском рынке – Carver Silver Sevens предлагались за $17 000, качали 550 Вт на канал на 8 Ом и использовали целый массив ламп KT88. Если хотите, чтобы саунд вас буквально впечатал в стену – все дороги ведут к Carver Silver Seven; эта четырехблочная модель хватает звезды с неба по масштабности подачи.

Image

22. Kenwood Model 600

В 1975 году Kenwood Model 600, который обеспечивал выходную мощность в 2 х 135 Вт на нагрузку в 8 Ом, имел возможность динамически выдать на 4 Ома аж 640 Вт (демпинг-фактор составлял 50 единиц) и щеголял THD в 0,08%, казался образцом продвинутой Hi-Fi техники. Усилитель предлагал соотношение «сигнал/шум» в 115 дБ, работал в АЧХ от 5 до 50 000 Гц, а звучали эти «21,3 кг веса» точно и натурально.

Image

21. Eico HF-81

Сегодня повезет, если вы найдете Eico HF-81 по цене в $1 000 – таковая плата за винтаж 1959 года, обеспечивающий мощность в 14 Вт при 2% искажений. Набор ламп таков – 4 х ECC83/12AX7, 4 х EL84/6BQ5, 2 х EZ81; ртутную подачу модели многие аудиофилы считают непревзойденной.

Image

20. Harman Kardon 730

Изысканный дизайн Harman Kardon 730 притягивает взор, столь же эффектным оказывается и действительно объёмный звук устройства, мягкий и обволакивающий он буквально переносит слушателя в другой мир. Ресивер выдает 2 х 50 Вт мощности при 0,1% искажений и имеет демпинг-фактор в 30 единиц. Пара солидных силовых трансформаторов обеспечивает уверенный контроль АС.

Image

19. Sansui AU-11000A

Полноценное двойное моно было впервые использовано в Sansui AU-11000A, появившемся в 1977 году. По сути, перед нами два усилителя, объединенные в одном корпусе – с рекордно низким показателем гармонических искажений (0,08%). Пушпульная схема конфигурации транзисторов позволила достичь 110 Вт на канал выходной мощности, а саунд устройства больше всего напоминал распахнутое в зал с живыми исполнителями окно.

Image

18. Nakamichi Amplifier 1

Вышедший в 1990 году Nakamichi Amplifier 1 использовал лицензированную схемотехнику Нельсона Пасса STASIS – в итоге, 15-килограммовая модель развивала 2 х 80 Вт на канал в полосе от 5 до 80 000 Гц при 0,1% искажений. Компания гордо заявляла о градации усилителей в таком порядке: old transistor amp, new transistor amp, tube amp, Nakamichi amp – и, хотя тут есть доля лукавства, звучал Nakamichi Amplifier 1 очень эффектно.

Image

17. Futterman H3 OTL

Детище Джулиуса Футтермана, Futterman H3 OTL – усилитель с хитрой схемой «all-tube output-transformer-less». Страшненькая внешне модель шестидесятых годов ХХ века обеспечивает гиперреалистичное звучание, наглядно демонстрирующее, что инженерное мастерство существует вне времени. Ну и оцените ТТХ (не забываем, что перед нами – лампа) – 90 Вт мощности на 16 Ом нагрузки, АЧХ от 5 до 90 000 Гц, искажения 0,05% на полной мощности, «сигнал/шум» 93 дБ, демпинг-фактор – 200!

Image

16. Marantz PM-15

Marantz PM-15 был оформлен в великолепном корпусе, который включал омедненное литое шасси из алюминия, а также панели и ручки органов управления из алюминия, изготовленные методом экструзии.  Медью были покрыты все внутренние винты, конденсаторы и даже выходные транзисторы! Немудрено, что весило устройство 32 кг – тут ещё сказались фирменные модули HDAM, представлявшие собой заключенную в медный корпус сборку из дискретных компонентов (2 FET-транзистора, 5 биполярных транзисторов, 4 диода и 10 резисторов). Мощность дредноута составляла 150 Ватт на канал на 8 Ом, а качество звучания было исключительным.

Image

15. Hafler XL-280

Бестселлер американского рынка семидесятых годов ХХ века, Hafler XL-280 легко выдавал 180 Вт на 8 Ом нагрузки, мог работать даже со спикерами сопротивлением 1 Ом (в этом случае мощность возрастала до 325 Вт), его искажения не превышали 0,04%, а полоса пропускания находилась в астрономических пределах 10 – 500 000 Гц. Демпинг-фактор в 300 единиц, «сигнал/шум» – 100 дБ, да и со звучанием тут всё более чем в порядке.

Image

14. Conrad-Johnson Premier Four

1983 год, лампы EL34, 100 Вт мощности – как обычно, за скромными показателями и простенькой внешностью Conrad-Johnson Premier Four скрывался истинный музыкальный талант. Модель прецизионно рисовала сцену – голографически точные образы от Conrad-Johnson Premier Four стали стандартом для индустрии на долгие годы вперед.

Image

13. McIntosh MC3500

Усилитель «со стрелочкой»! Помимо экстравагантного дизайна, этот аппарат щеголял астрономическими 350 Вт мощности – в 1968 году это значило абсолютный контроль вообще любых колонок, представленных на рынке. Не большинства – а любых. Не так давно фирма возобновила выпуск модели, но желающим сэкономить стоит поискать оригинал. Он звучит очень впечатляюще.

Image

12. Citation Two 

Разработка Стюарта Хегемана – монофонический 50-ваттный пентодный (!) усилитель. АЧХ от 10 до 45 000 Гц, искажения 0,3%, соотношение «сигнал/шум» 91 дБ – Citation Two с легкостью достигал транзисторной скорости и, при этом, не терял ламповой наполненности и элегантности подачи.

Image

11. Audio Research D-150

Усилитель 1975 года – Audio Research D-150 более всего напоминал мастодонта, которому по плечу любые спикеры (непрерывная мощность в 150 Вт достигалась как на нагрузке в 4-16 Ом), демпинг-фактор в 14 единиц и соотношение «сигнал/шум» в 80 дБ были стандартны для «лампы». Усилитель «со стрелочками» полюбился многим меломанам – прежде всего за свою масштабную, фундаментальную подачу.

Image

10. Cary CAD-805

Детище Денниса Хада, Cary CAD-805, продавался под девизом «SET midrange magic» – и это было истинной правдой. Такой точности и богатства средних частот мало кто достигал на рынке. 50-ваттная модель в строю и сегодня, новинка называется CAD-805RS – однако, желающие сэкономить могут поискать оригинал, модель Cary CAD-805 выпускались до 1992 года.

Image

9. Yamaha MX-10000

«Десятитысячная» серия Yamaha, выпущенная к столетнему юбилею японской корпорации – настоящий фетиш для многих коллекционеров и любителей хорошего звука. Саунд «в настоящий размер» обеспечивается рекордной мощностью в 1 200 Вт на 1 Ом нагрузки (применена схемотехника Hyperbolic Conversion Class A, в которой получалось сочетать работу выходных транзисторов в классе А с пониженным общим энергопотреблением). Всего было произведено 250 экземпляров этого гиганта массой 43 кг.

Image

8. McIntosh MC275 

150 Вт в моно-режиме, 75 Вт в стерео, чарующий бархатный звук, который льется непрерывной рекой – ламповый усилитель MC275 стал визитной карточкой компании McIntosh; бестселлером продаж и знаковой моделью для индустрии.

Image

7. Sansui B 2302

В 1990 году Sansui B 2302 стоил 740 000 йен – за эти деньги покупатель получал целую обойму новых технологий (фирменную балансную схемотехнику alpha-X, систему diamond differential circuit и шикарные блоки питания). Использованные транзисторы NM-LAPT обладали ошеломляющей «скорострельностью» – в результате, Sansui B 2302 и сегодня занимает почётные места в лучших аудиофильских системах. Усилитель развивает 2 х 300 Вт на 8 Ом при 0,003% искажений, его соотношение «сигнал/шум» равно 120 дБ. Скорость нарастания сигнала – менее 0,5 мкс.

Image

6. Dynaco ST-70

Усилитель Dynaco ST-70 действительно перевернул всю аудиоиндустрию – вышедшая в 1959 году модель произвела фурор и продалась тиражом в 350 000 экземпляров! Поистине, Hi-Fi в каждый дом. Лампы, 35 Вт на канал, АЧХ от 20 до 20 000 Гц, а за звук, казалось, можно «продать душу».

Image

5. Pioneer A400 

2 x 50 Вт при 0,03% искажений, не слишком большие габариты и масса, прайс, относительно доступный большинству меломанов – что же особенного в Pioneer A400, почему модель получила рекордное число наград и на долгие годы стала главным рекомендованным компонентом в своей ценовой категории? Японский производитель смог вдохнуть душу в своё творение – этот интегральный усилитель «одной левой» укладывал на лопатки куда более дорогих конкурентов, предлагая исключительный баланс между микро- и макродинамикой.

Image

4. Mark Levinson ML2

Разработка Джона Керла, бренд Марка Левинсона, 25 Вт мощности, легендарная схема толерантности к сопротивлению спикеров – этот «кирпич», кажется, существует уже вне времени и пространства. Если вы хотите узнать, что такое бас – все пути ведут к Mark Levinson ML2.

Image

3. Threshold 800A

Модель, вышедшая из-под пера Нельсона Пасса в далеком 1975 году. Threshold 800A предложил уникальную схему активного «разгона» класса А, в результате усилитель смог выдать куда больше мощности – 200 Вт внушали «шок и трепет». По части звуковых талантов Threshold 800A оказался на недосягаемой для конкурентов высоте – наработки, примененные в модели, до сих пор используются в продукции компании Pass Labs.

Image

2. Krell KSA-100 

Американский «суперусилитель» – или супергерой, как вам угодно. Талант Дэна Д’Агностино позволил сформировать в 1980 году референсный стандарт, который заложил фундамент современной индустрии High End. 100 Вт на канал в чистом классе А прилагаются.

Image

1. Audio Note Ongaku

Вряд ли мир видел и ещё увидит столь же яркий усилитель. В 1988 году Кондо сломал все шаблоны отрасли, выпустив ламповую однотактную модель за $60 000 ритейла! И это за интегральник! Всего 27 Вт на канал, 211-е лампы, серебро везде и повсюду – Audio Note Ongaku открыл дверь в аудиофильскую Нирвану – аппарат до сих пор остается непревзойденным. Сейчас новые Ongaku (что от японского, что от английского производителей) продаются за совсем сумасшедшие деньги, а вот устройства, выпущенные в прошлом веке, нет-нет, да получается поймать за несколько десятков тысяч долларов. Такова цена за настоящий бриллианс.

50 лучших по мнению редакции Hi-Fi.ru проигрывателей виниловых пластинок представлены в этой подборке.

Стас Устенко

30 июля 2022 года

Рейтинг:

4.60