В стиле ретро: часть 2

Продолжение экскурсии в мир винтажа

Продолжение экскурсии в мир винтажа


В стиле ретро. Часть 2

В первой части статьи мы начали рассказ о винтажной аудиоаппаратуре – живом океане истории развития технологий воспроизведения звука, где каждый увлеченный человек находит что-то интересное лично для себя. Теперь настало время поговорить о технических особенностях электроники и акустики минувших лет, дать практические советы по их выбору, а также оценить перспективы развития этого специфического рыночного сегмента.

В стиле ретро. Часть 2

Особенности схемотехники винтажных компонентов в первую очередь обусловлены конкретным историческим периодом создания электроники. Абстрагируясь от специфики реализации, применительно к усилителям можно выделить два основных этапа их развития – ламповый и транзисторный. Важно отметить, что некоторые компании сознательно тормозили «транзисторную революцию» и вплоть до начала 80-х годов прошлого века с успехом выпускали ламповую технику. Другие производители наоборот стремились закладывать в продукцию новейшие ноу-хау. Как уже отмечалось в первой части материала, одной из наиболее привлекательных черт винтажных моделей является беспрецедентная надежность. Что может быть долговечнее толстых печатных плат и дискретных элементов, соединенных методом навесного монтажа? Еще несколько десятилетий назад не существовало заданных маркетологами ограничений срока эксплуатации изделий в 5-7 лет. Потенциальные покупатели техники даже в развитых странах тогда жили не слишком богато, умели ценить деньги и не интересовались «одноразовыми» новинками. В XXI же веке изготовители массовой продукции как-бы между прочим стараются обходить стороной столь важный для конечного потребителя бытового электронного оборудования параметр как надежность. Их можно понять: кому выгодно делать устройства, имеющие неограниченный, во всяком случае в сравнении с продолжительностью человеческой жизни, срок службы?

В стиле ретро. Часть 2

Возможно, кто-то вспомнит истории о неизбежно «плывущих» со временем технических характеристиках компонентов, сохнущих конденсаторах и прочие подобные страшилки. Да, такое иногда происходит и, как любое исключение, подтверждает правило. Во всяком случае поклонники винтажа твердо убеждены: выпущенная несколько десятилетий тому назад качественная и хорошо сохранившаяся аппаратура без труда переиграет едва вынутые из коробок современные аналоги. Владельцы техники довольно редко сталкиваются с проблемой ее ремонта. Однако, если что-то и ломается, замену нужным деталям несложно найти в крупном специализированном магазине, а уж тем более на просторах Интернета. Исключение, пожалуй, составляют лишь некоторые специфические типы транзисторов и потенциометров. Как правило, самая большая неприятность, с которой сталкиваются обладатели винтажных устройств, это легкий треск в колонках при переключении режимов или регулировке громкости усилителя. Электроника с напряжением питания 100 В (Япония) и 120 В (США) пользуется на отечественном рынке устойчивым спросом и эксплуатируется без особых проблем. В абсолютном большинстве случаев вопрос ее адаптации к электросети решается покупкой согласованного по мощности питающего трансформатора.

В стиле ретро. Часть 2

Хорошо сохранившаяся винтажная акустика – настоящая находка для аудиофила, однако стереопар, сумевших пережить несколько десятилетий, осталось не так много. Конструкции динамиков, равно как и акустическое оформление колонок старой школы, значительно разнятся между собой. Но для подавляющего числа громкоговорителей характерны тонкостенные корпуса и высокочувствительные головки с диффузором из натуральных материалов при относительно небольшой по размерам магнитной системе. Конечно, в спикерах можно обнаружить и уникальные технические решения. Например, динамики с активным подмагничиванием, с несколькими магнитными системами, с сотовым диффузором, с диффузором из вспененного металла. Модели с необычными коаксиальными, триаксиальными и планарными излучателями, а также электростатические напольные башни встречаются довольно редко и для большинства поклонников аудиотехники попросту неактуальны. А сколько в прошлом веке было придумано и реализовано типов акустического оформления громкоговорителей, в том числе защищенных закрытыми патентами, и подсчитать сложно. Коллекционеров восхищает способность винтажной акустики предельно натурально передавать тембры голосов и «живых» музыкальных инструментов с акцентом на средние частоты. Владельцы аппаратуры отмечают, что при подключении к усилителю простых на первый взгляд «антикварных» колонок возникают мысли о физическом присутствии исполнителей в комнате, что иногда даже пугает.

В стиле ретро. Часть 2

Винтажная акустика – очень тонкий инструмент звуковоспроизведения, предъявляющий особые требования к условиям хранения и эксплуатации. Основные проблемы при ее покупке могут быть связаны с произошедшими от времени изменениями физических свойств материалов динамиков. Речь идет о разрушении подвеса и магнитной системы, главным образом с ее «просадкой», что в ряде случаев приводит к полной остановке диффузора. При знакомстве с конкретной стереопарой имеет смысл уделить особое внимание материалу подвеса драйверов. Крайне внимательно стоит относиться к колонкам, оснащенным излучателями с поролоновым подвесом. Поролон, при всех его положительных свойствах, является материалом с исключительно коротким сроком службы, а следовательно, такие подвесы наверняка уже были заменены, либо потенциальному покупателю в ближайшем будущем придется самому озаботиться решением данной проблемы. Гораздо лучше широкие временные отрезки переносят динамики с тканевым или гофрированным подвесом диффузора, чуть хуже ведет себя резина. Так, при длительном нахождении спикеров под солнечным светом резиновый подвес динамиков теряет эластичность или, как еще говорят, «дубеет», что безусловно сказывается на параметрах работы. В любом случае при покупке акустики необходимо внимательно слушать хорошо знакомые тестовые записи, способные выявить самые незначительные проблемы саунда.

В стиле ретро. Часть 2

Одной из набирающих популярность тенденций последнего времени является интеграция цифровых источников сигнала с винтажными усилителями и колонками. Такой симбиоз помогает решить проблему многих современных стереокомплексов, когда, казалось бы, слышно все за исключением самой музыки. Идея не нова, вспомним о многочисленных успешных попытках вдохнуть жизнь в «стерильное» звучание компакт-дисков путем добавления в тракт ламповых устройств. По сути, сочетание пламенной эмоциональности винтажа и предельно высокого разрешения медиаплееров позволяет объединить лучшее из разных исторических периодов развития звуковоспроизводящей аппаратуры для достижения максимально возможного удовольствия от прослушивания музыкальных записей.

В стиле ретро. Часть 2

Каковы перспективы развития рынка винтажной аудиотехники и насколько актуальна ее покупка именно сейчас? Сторонники подобных капиталовложений полагают, что здесь следует принимать во внимание не только долгосрочную тенденцию к ослаблению рубля, но и возможность введения ограничительных мер в отношении интернет-шопинга. От себя добавим, что даже в самые тяжелые времена не стоит забывать об инвестициях в радостные эмоции и впечатления, которые в конечном итоге и определяют качество нашей жизни.

Федор Обловацкий, Денис Виленский (проект Sintara74)


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00