Yamaha – самый известный винтаж фирмы

Гиганты звука


Компания Yamaha в ХХ веке была одним из самых известных производителей аудиотехники – как Hi-Fi, так и High End класса. Невероятные средства, выделяемые на R’n’D, позволили выпускать настоящих монстров звука, внушающих «шок и трепет» и сегодня. В нашем новом обзоре – подборка наиболее важных, значимых и самых лучших по звуку винтажных компонентов фирмы.

Проигрыватели виниловых дисков

Yamaha PX-1

Yamaha PX-1

1977 – 1980

Полностью автоматическая вертушка с электронным контролем и тангенциальным тонармом. Массивный (5,6 кг) опорный диск из дюралюминия, 20-полюсный мотор прямого привода, выносной блок питания (массой 5 кг) и вес стола в 27 кг – перед нами настоящая роскошь. Всего было изготовлено 1 836 экземпляров аппарата.

Yamaha GT-2000

Yamaha GT-2000

1982 – 1992

Лучший проигрыватель виниловых дисков от фирмы. Yamaha GT-2000 использовал прямой привод с кварцевым серво-контролем скорости вращения, 8-полюсный мотор и 5,8 кг опорный диск из сверхчистого алюминия. Даже акриловая пылезащитная крышка весила 2 кг и служила дополнительным средством гашения вибраций, кроме того, аппарат предлагал массу апгрейдов – от металлического мата, до стальной базы. Вертушка развивала крутящий момент в 1,2 т/см2, щеголяла соотношением «сигнал/шум» в 85 дБ и имела показатель «wow & flutter» в 0,005%. Со всеми апгрейдами вес устройства превышал 60 кг – а цена составляла 500 000 йен.


Кассетная дека

Yamaha TC-800GL

Yamaha TC-800GL

1975 – 1978

Кассетная дека настольного «плоского» форм-фактора, Yamaha TC-800GL, результат работы известного дизайнера Марио Беллини (Mario Bellini). В своей третьей версии аппарат получил систему Dolby – а его цена в 75 000 йен казалась вполне адекватной за такую красоту. Кассетник имел показатель «wow & flutter» в 0,06%, его соотношение «сигнал/шум» было равно 58 дБ (с Dolby), полоса пропускания – 30 – 15 000 Гц. Весила модель 5 кг.


CD-плееры

Yamaha CD-1

Yamaha CD-1

1982 – 1984

Первый фирменный проигрыватель компакт-дисков. Yamaha CD-1 получил ряд знаковых наград и заслужил всеобщую любовь аудиофилов – его монументальное звучание оказалось достойно всяческих похвал. Использованные ЦАП’ы – 2 х Sony CX-890 имели разрешение в 16 бит, но серьезная система питания и конфигурация «двойное моно» позволила выжать из них все, что можно. АЧХ у плеера лежал в пределах от 10 до 20 000 Гц, искажения не превышали 0,005%, соотношение «сигнал/шум» было 90 дБ. Весило устройство 13,5 кг.

Yamaha CDX-10000

Yamaha CDX-10000

1986 – 1988

Знаменитая «тысячная» серия компании. Yamaha CDX-10000 стоил аж 400 000 йен, использовал два чипа Hi-Bit с разрешением в 18 бит и четырехкратный цифровой фильтр таких же параметров. Искажения у модели не превышали 0,002%, соотношение «сигнал/шум» было рекордные 115 дБ. За эти 25,5 кг «живого веса» и сегодня идет охота – звучит аппарат превосходно.

Yamaha GT-CD1

Yamaha GT-CD1

1991 – 1994

Вершина творчества компании на ниве «CD-строения». Yamaha GT-CD1 использовал очень хитрую систему цифро-аналогового преобразования – пара однобитных чипов была дополнена еще парой коррекционных модулей, а венчал тракт цифровой фильтр на 20 бит (и с джиттером до 8 фс). В итоге, разрешение достигло рекордных для сегмента в те годы 22 бит. Питание, опять же, было выполнено исключительно качественно – скажем, емкость блока конденсаторов составляла 48 000 µF. Весил аппарат 24 кг и предлагался за 550 000 йен. Искажения у модели не превышали 0,0015%, соотношение «сигнал/шум» было равно 120 дБ.


Усилители

Yamaha B-6

Yamaha B-6

1980 – 1983

Стереомощник удивительного дизайна, разработанный по схеме Nissho Electronics (и ранее лицензированный Carver). Устройство развивало 2 х 200 Вт на 8 Ом, работало в АЧХ от 10 до 100 000 Гц и имело коэффициент демпфирования в 200 единиц. Искажения – 0,003%, соотношение «сигнал/шум» – 127 дБ, масса 9 кг. Цена на момент начала продаж была 190 000 йен.

Yamaha 101M

Yamaha 101M

1982 – 1984

Монструозный усилитель, выдающий 2 х 500 Вт на нагрузку в 8 Ом (или 2 х 750 на 4 Ома). ТТХ ошеломляющие – Yamaha 101M достигал соотношение «сигнал/шум» в 125 дБ при искажениях в 0,03% и работал в АЧХ от 10 до 100 000 Гц.

Yamaha MX-10000

Yamaha MX-10000

1986 – 1988

Выше – только звезды. Класс А, силовой трансформатор на 1,2 кВ, шесть пар транзисторов Sanken (2SA1216 / 2SC2922), четыре пары Toshiba 2SJ123 / 2SK442 MOSFET, массивный алюминиевый корпус, внутренняя проводка кабелем из бескислородной меди – фантастика для 1986 года. Коэффициент демпфирования у модели составил 1 000 единиц, динамическая выходная мощность превысила киловатт (!) на 1 Ом, а полоса пропускания находилась в пределах от 2 до 300 000 Гц при соотношении «сигнал/шум» в 132 дБ. Весил мощник 43 кг и продавался за 800 000 йен.


Акустические системы

Yamaha NS-2000

Yamaha NS-2000

1982 – 1987

Знаменитые АС Yamaha NS-2000 использовали алюминий и карбон в диафрагмах диффузоров, допускали подведение 250 Вт мощности и работали в АЧХ от 28 до 20 000 Гц. Сопротивление модели было 6 Ом, ее 33 см басовик выдавал точные и чистые НЧ, а 47 кг веса гарантировало максимальное снижение резонансов. За 220 000 йен это был просто подарок.

Yamaha GF-1

Yamaha GF-1

1991 – 1994

150-килограммовые четырехблочные гиганты. Yamaha GF-1 комплектовались четырехканальным усилением и предлагались за 5-7 млн. йен в зависимости от отделки. Мощники (по 100 Вт в классе А с выносными блоками питания) можно было дополнить фирменным предварительным усилителем с максимальным выходом в 25 В и с сопротивлением 0,012 Ома (это добавило бы еще 1,2 млн. йен). Таким образом, сборка оказывалась одной из самых дорогих в истории High End’а ХХ века. И ВЧ, и СЧ-драйверы модели были выполнены из бериллия.

Денис Репин

16 сентября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг:

4.42