Лучшие современные черно белые фильмы — ТОП 10 кинолент, снятых в XXI веке
Монохромная магия кино
В эпоху повсеместной доступности цифровых средств записи видео высочайшего качества с самыми яркими цветами кажется странным выбор некоторых режиссеров работать с чёрно-белым кадром. Причины для самоограничения у всех разные. Как различен и итоговый результат. Но одно можно отметить точно – чёрно-белое кино часто получается довольно сильным, ведь цвет остается инструментом, а подлинный талант способен проявить себя в необычной форме. Сегодня мы вспоминаем самые заметные картины текущего века, которые обошлись без цвета. Если вы хотите хороший чёрно белый фильм современный, наша подборка для вас.

10. Небраска / Nebraska (2013)
Несмотря на то, что сейчас в монохромных версиях выходят даже фантастические блокбастеры (в ЧБ-варианте, например, можно посмотреть “Лигу справедливости Зака Снайдера” или “Годзилла Минус Один”), в первую очередь такое визуальное решение, конечно, настраивает на меланхоличное погружение в драму. И лучший пример такого степенного, эмоционального, трогательного кино – фильм “Небраска” режиссера Александра Пэйна. Главный герой картины – живущий в американской глубинке старик, который на старости лет решает пересечь страну. Не имеющий возможности остановить “несносного деда” сын отправляется с ним, а зрители в компании с героями любуются одноэтажной чёрно-белой Америкой и её жителями.

9. Франкенвини / Frankenweenie (2012)
Вряд ли кто-то из нас любил в детстве кукольные мультфильмы, да ещё и чёрно-белые - фуфуфу! Но Тим Бертон мастерски исправил этот приобретённый зрительский порок – его “Франкенвини”, несмотря на не слишком детский жанр семейного хоррора, вошёл в число любимых картин во многих семьях. Много лет назад Бертон начинал с короткой истории об умершем псе, которого безутешному хозяину удается оживить, словно чудовище Франкенштейна, но только в 2010-х студия Disney позволила сделать из этого полнометражную анимационную картину. Получилось зловеще, но увлекательно – всё, что мы любим у Бертона, но в фантастическом монохромном исполнении. Ужасы никогда ещё не были столь эстетически безупречными.

8. Город грехов / Sin City (2005)
Чёрно-белые комиксы – не такое уж и удивительное явление, многие авторы намеренно оставляют читателю простор для фантазии, загоняя свои истории в рамки карандашных набросков. “Город грехов” Фрэнка Миллера – ровно такой графический роман, редкие проблески цвета в нём используются для акцентирования, в остальном мир криминала в комиксе имеет только два оттенка. Экранная адаптация “Города” стала эталонной копией – зрители словно погружаются в ожившие наброски художника, сталкиваясь с невероятным напором контраста. Режиссер Роберт Родригес блистательно выполнил непростое упражнение, превратил набор картинок в поражающие воображение сцены, где чёрное противостоит белому и наоборот.

7. Контроль / Control (2007)
Фотограф Антон Корбейн создал невероятную галерею портретов самых ярких звезд музыки и кино и практически всегда работал исключительно с чёрно-белой пленкой. Поэтому, когда у голландца появилась возможность снять полнометражное кино, он разумно посчитал, что и здесь работать в привычной палитре ему будет удобнее. Очевидно, рука мастера действительно не подвела, “Контроль” – один из самых красивых фильмов о 1970-х несмотря на отсутствие цветовых пятен, дискотечных излишеств и акварельного передоза. История Йена Кертиса, солиста группы Joy Division, исполненная в чёрно-белой манере, выплескивает на зрителя столько драмы, что о цвете уже не вспоминаешь. Эта музыка будет вечной, если не пытаться её раскрашивать.

6. Трудно быть богом (2013)
Советско-российский долгострой двух поколений Германов вполне заслуживает места в десятке главных картин, выполненных в технике чёрно-белого кино. Экранизация фрагментов повести братьев “Стругацких” была задумана Алексеем Германом-старшим еще в 1968-м, съёмки то начинались, то прерывались на несколько лет, локации строились и разрушались, грязь Арканара то высыхала, то напитывалась влагой вновь – и всё для того, чтобы снимать кадр за кадром тяжелый путь цивилизации, утратившей понятие веры, красоты, благородства и справедливости. Тяжёлая картина, радикально отличающаяся от того, что принято называть фантастикой. Образец чистого искусства, намертво сцеплённого с двухцветным представлением о мире.
Критические отзывы о фильме «Трудно быть богом» оказались крайне противоречивыми и эмоциональными. Картина, над которой Алексей Герман работал 13 лет, вызвала у зрителей и критиков сложные, порой противоречивые чувства.
Многие рецензенты отмечали беспрецедентную визуальную мощь фильма. Режиссёр создал уникальный мир, напоминающий полотна Босха и Брейгеля — мрачный, грязный, вязкий. Критики подчёркивали, что картина представляет собой тяжёлую, гнетущую атмосферу, где каждый кадр продуман до мелочей.
Однако трёхчасовая продолжительность фильма стала предметом серьёзных споров. Некоторые критики признавали, что выдержать такой хронометраж очень тяжело морально. Зрителей погружают в атмосферу средневекового Арканара, где царят грязь, насилие и безысходность.
Особую роль в картине играет актёрская работа Леонида Ярмольника в роли дона Руматы. Критики отмечали высокое качество актёрской игры, но при этом указывали на то, что фильм значительно отходит от оригинального произведения Стругацких.
Часть рецензентов критиковала фильм за излишнюю натуралистичность и скучность. Они отмечали, что многие сцены, несмотря на их художественную ценность, утомляют зрителя. Некоторые критики писали о том, что режиссёр слишком явно демонстрирует свою позицию, что порой мешает восприятию картины.
При этом большинство сходилось во мнении, что фильм — это глубокое философское высказывание о невозможности сделать мир справедливым и гуманным, о выборе между бездействием и активным вмешательством в историю. Картина стала своеобразным манифестом режиссёра, его последним словом в кинематографе.

5. Белая лента / Das weiße Band – Eine deutsche Kindergeschichte (2009)
Австриец Михаэль Ханеке постоянно обращается в своих картинах к базовым чувствам человека и разбирается в том, как эстетика влияет на развитие общества. Драма “Белая лента” неслучайно оказалась лишена цвета помимо чёрного и белого с их полутонами – так можно наиболее выпукло показать, как красота превращается в ненависть, а ложь порождает насилие. Зрители отправляются в немецкую деревушку в канун начала Первой мировой войны – пасторальные пейзажи, казалось бы, ограждают её жителей от любых проявлений негативных чувств, но что-то тёмное пробивается даже внутри невинных детей. Автор не прячется за буйством красок и довольно чётко проговаривает чёрно-белым полотном – так зарождается нацизм.

4. Манк / Mank (2020)
От Дэвида Финчера, автора “Бойцовского клуба”, “Семь” и “Зодиака”, меньше всего ожидаешь грандиозного оммажа Голливуду 1940-х. “Манк” – впечатляющая биографическая драма, в центр которой поставлен прославленный сценарист Герман Манкевич, бесконечно талантливый и совершенно неуправляемый. Чтобы добиться от писателя плодотворной работы, продюсеры запирают его в домике посреди пустыни – именно отсюда в мир выйдет “Гражданин Кейн” во всей его эпической красе. Чёрно-белая палитра в данном фильме – не только указание на эпоху и заигрывание с духом времени. В сжатом цветовом пространстве сильнее оголяются нервы как исполнителя главной роли Гэри Олдмана, так и самого постановщика – это уже не игра.

3. Артист / Artist (2011)
То, что французский фильм о конце эпохи немого кино и прихода в кинематограф звука, взял практически все главные награды 2011 года (кроме преступно украденной у него Пальмовой ветви Канн) – ничуть не удивительно. Кинопризы раздают люди, влюбленные в данный вид искусства, а “Артист” Мишеля Хазанавичуса – пожалуй, одно из самых ярких признаний в любви тому, что происходит на съёмочной площадке, а позже на экране. Яркий, но при этом выполненный по канону фильмов начала прошлого столетия, “Артист” – это, буквально, немое чёрно-белое кино, снятое с учетом всех принятых в далёком прошлом правил и приемов. В наш век метапостмодерна такое ретро-решение смотрится свежо и по-своему красочно.

2. Рома / Roma (2018)
Мексиканский режиссер Альфонсо Куарон снял одну из самых впечатляющих частей Поттерианы, он показал все краски антиутопии в “Дитя человеческом”, вытащил нас в космос в “Гравитации”, но к наградам ближе всего подобрался со скромной чёрно-белой драмой “Рома”, которая стоила в десять раз меньше “Узника Азкабана”. И зрители, и – особенно – коллеги постановщика по цеху прониклись историей простой многодетной семьи из пригорода Мехико, оказавшейся втянутой в кровавые студенческие беспорядки 1971 года. Учитывая то, что Куарон выступил в проекте не только режиссёром, но и оператором, сценаристом, продюсером и монтажёром, можно сказать, что это главное дело его жизни. И это дело - чёрно-белое.

1. Маяк / The Lighthouse (2019)
“Маяк” Роберта Эггерса – не та лента, которая собирает призы и премии по всему миру, но это определенно картина, впечатлившая публику, очаровавшая критиков и вдохновившая десятки последователей. Такое сложно припомнить, чтобы столь скромная, копеечная (бюджет всего 4 миллиона долларов) лента стала предметом бурного обсуждения на самых разных уровнях – история двух мужчин, сталкивающихся в изоляции на острове с самыми тёмными своими демонами и страшными проявлениями окружающего мира, заставила спорить до хрипоты. Птицы, русалки, безумный свет, фрейдизм, жестокость и красота – всё смешалось на клочке неприветливых скал. И конечно, безупречно стильная, пугающая и пронзительная чёрно-белая картинка – в самое сердце.
30 шедевров кино о зомби, которые вы вряд ли видели, представлены в этой подборке.
[ОБНОВЛЕНО: СЕНТЯБРЬ 2025 ГОДА]
26 мая 2023 года