10 лучших черных комедий

Когда юмор на грани


Легкая комедия – горячо любимый зрителями жанр. Однако некоторым постановщикам недостаточно уронить героя на банановой кожуре или доставить его пьяным в чужую квартиру – порой хочется чего-то на грани или даже за гранью допустимого. Отсюда появляются так называемые “черные” комедии, наполненные цинизмом и шутками о смерти – их-то мы и собрали для вас новой подборке.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе / Fear and Loathing in Las Vegas (1998)

Страх и ненависть в Лас-Вегасе / Fear and Loathing in Las Vegas (1998)

Создатель “Страха и ненависти” Терри Гиллиам – тот еще профессионал черной комедии, его труппа “Монти Пайтон” позволяла себя весьма жесткие шутки и не гнушалась тяжелого сарказма и изощренного цинизма. Вот и “нарко-байопик” Хантера Томпсона получился исключительным своим запредельным уровнем шуток на грани и за гранью. Впрочем, как бы вы ни относились к злоупотреблениям главных героев, кино смотрится здорово, исполнители главных ролей превосходят сами себя, а неповторимая атмосфера, столь любимая Гиллиамом, завораживает.

Плохой Санта / Bad Santa (2003)

Плохой Санта / Bad Santa (2003)

Рассказать ребенку о том, что Санты (или, по-нашему, Деда Мороза) не существует – настоящее этическое преступление. Но является ли лучшим выходом выдача за бородатого волшебника бомжей, алкоголиков и безработных, наряжающихся в красные шубы и заигрывающих с детьми накануне праздника? Герой “Плохого Санты” еще и обворовывает своих клиентов, не забывая при этом максимально испортить жизнь своим жертвам. Смотреть на это не было бы никаких сил, если бы авторы не добавили в картину добрую горсть циничных шуток. То еще зрелище.

Здесь курят / Thank You for Smoking (2005)

Здесь курят / Thank You for Smoking (2005)

Экранизация романа Кристофера Бакли “Здесь курят” – пример того, как талантливый режиссер может усилить эффект, производимый книгой, в разы. Сатира Бакли, выпущенная в адрес лоббистов, в кино обрела мощь и харизму, а ситуация вокруг “торговли смертью” (главный герой пропагандирует курение) превращается в настоящую войну со здравым смыслом. Доведя до абсурда заведомо негативное отношение к главному герою режиссер затем переворачивает сюжет и настраивает бывших партнеров друг против друга. Забавный пример черной политической комедии.

Смерть на похоронах / Death at a Funeral (2007)

Смерть на похоронах / Death at a Funeral (2007)

“Смерть на похоронах” Фрэнка Оза – это, пожалуй, энциклопедический образец понятия “черная комедия”. Сюжет здесь разворачивается на мероприятии, которое не слишком располагает к улыбкам, героев объединяет трагедия, а специфика британского юмора, казалось бы, далека от гэгов, но картина получилась безумно смешной. Понятные проблемы, живые взаимоотношения, искренние расположение и неприязнь сделали ленту культовой – спустя некоторое время свои ремейки “Смерти” сделали в Голливуде и Болливуде.

Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2008)

Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2008)

Шутки над наемными убийцами опасны, но только не для авторов фильма, и знаменитый сценарист и режиссер Мартин Макдона от души потешился над киллерами в своей картине “Залечь на дно в Брюгге”. По сюжету, в бельгийской столице оказываются два британских наемника, чье предыдущее задание закончилось гибелью невинного мальчика. Пока фрустрирующие киллеры раздумывают о том, чтобы отойти от грязных дел или даже наложить на себя руки, проучить их в Брюгге из Лондона выезжает мафиозный босс. Элегантно и трогательно.

После прочтения сжечь / Burn After Reading (2008)

После прочтения сжечь / Burn After Reading (2008)

Братья Коэны подарили нам множество отличных черных комедий, но сегодня хотелось бы упомянуть не очевидный “Фарго”, а картину “После прочтения сжечь”, градус идиотии в которой выше на порядок. Коэны с размахом обсмеяли многочисленные штампы шпионских картин и детективов, которыми жанр оброс за время “холодной войны” и постсоветского потепления, однако на первом плане у них остались люди с их нелепыми желаниями и неуемной жаждой денег. Отличное динамичное кино с самой смешной ролью Брэда Питта за всю его карьеру.

Резня / Carnage (2011)

Резня / Carnage (2011)

Завязка камерной ленты Романа Полански “Резня” весьма драматична – две пары родителей, чьи дети недавно серьезно повздорили в школе, встречаются, чтобы уладить этот небольшой конфликт и разрядить создавшееся напряжение. Однако вскоре после начала светской беседы о воспитании и чертах характеров, встреча срывается в крутое пике, где респектабельные взрослые люди превращаются в злобных дикарей, готовых “перегрызть друг другу глотки”, опуститься до оскорблений и насмешек. Смотреть забавно и страшно, потому что в героях легко узнать себя.

Реальные упыри / What We Do in the Shadows (2014)

Реальные упыри / What We Do in the Shadows (2014)

Никто не мешает зрителю считать картину Тайки Вайтити “Реальные упыри” обычной комедией, но поскольку состав персонажей в ней составляют вампиры и оборотни, а смерть и кровь в сюжет вписаны обильнее нелепых падений и смешных столкновений, мы склонны причислить фильм к разряду комедий с циничным мрачным оттенком. Снятая в стилистике документального репортажа лента рассказывает о тяжести быта кровососущих сверхъестественных существ в современной относительно тихой и беззаботной Новой Зеландии. И это по-настоящему весело!

Горько! 2 (2014)

Горько! 2 (2014)

Как угодно можно относиться к “горькой” дилогии Жоры Крыжовникова, но нужно отметить, что разворошил режиссер застоявшееся болото отечественной комедии весьма основательно. И если первая картина в красках показывала жизнеутверждающий и светлый праздник бракосочетания героев, то в сиквеле зритель видит обратную картину – персонажей постигает пусть поддельная, но трагедия. Но и похороны превращаются в фильме в абсурд с песнями, плясками, казаками, стриптизом и горящими постройками. Умеют наши люди отдаться эмоциям.

Лобстер / The Lobster (2015)

Лобстер / The Lobster (2015)

Легкомысленно называть картину режиссера Йоргоса Лантимоса “Лобстер” всего лишь “черной комедией”– эта разностороння лента одинаково высоко может фигурировать и в списках лучших современных драм, и наиболее тонких фантастических фильмов. Все дело в том, что автор демонстрирует в фильме удивительное общество будущего, которое вобрало в себя все наши проблемы, но не решило их, а возвело в абсолют. Привычные нам чувства становятся угрожающими жизни пороками, отчего героям приходится вести себя крайне забавно.

Евгений Ухов

5 сентября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: