Актеры–режиссеры: 10 лучших фильмов, снятых звездами мирового кино в 2020-х
Люди, которые хороши в любой профессии
Кинематограф знает немало случаев, когда актеры примеряли на себя роль режиссеров. Кто-то делал это ради амбиций, кто-то - чтобы реализовать личный замысел, а кто-то - из-за простого желания контролировать процесс от начала до конца. В XXI веке эта тенденция лишь усилилась: звезды, чьи имена сами по себе привлекают зрителей в кинотеатры, используют свою известность как трамплин, чтобы пробовать себя в режиссуре. С 2021 по 2025 годы появилось сразу несколько проектов, где актеры “взяли камеру в руки” и сделали нечто большее, чем просто сыграли свою роль. Получились фильмы разного масштаба - от камерных драм до громких студийных блокбастеров, но объединяет их одно: в каждом чувствуется личное участие и авторский взгляд. Ниже - 10 фильмов, которые стоит увидеть хотя бы ради того, чтобы понять: актерский талант и режиссерское чутье могут прекрасно сосуществовать в одном человеке.

Удары / Bruised (2021), режиссер Холли Берри
В своей дебютной режиссерской работе Холли Берри решила работать за двоих - она взяла на себя и главную роль. Актриса играет Джеки Джастис - бывшую звезду смешанных единоборств, вынужденную вернуться в октагон после долгого перерыва, чтобы доказать свою силу и обрести уважение. Но бой с соперницей - лишь часть драмы, ведь Джеки приходится восстанавливать отношения с сыном, которого она оставила много лет назад. Личная история соединяется с темой преодоления и поиска себя, а сама Берри демонстрирует редкую для голливудской звезды самоотдачу в сценах боев.

Чернобыль (2021), режиссер Данила Козловский
Данила Козловский, возможно, и не самая большая звезда мирового кинематографа, но для нашей индустрии это актер весьма заметный. Неудивительно, что его режиссерские работы обсуждаются очень широко - особенно досталось “Чернобылю”, фильму-катастрофе о пожарных, ликвидаторах и трагедии на Чернобыльской АЭС. Картина вызвала бурные споры - кто-то критиковал ее за попытку придать реальной драме голливудский шик, другие хвалили за масштаб и внимание к теме. В любом случае, это пример того, что и российские актеры способны снимать эмоциональное кино...

Не беспокойся, дорогая / Don’t Worry Darling (2022), режиссер Оливия Уайлд
Второй полнометражный фильм актрисы и режиссера Оливии Уайлд стал одной из самых обсуждаемых картин 2022 года. В центре сюжета - молодая домохозяйка Элис, которая начинает подозревать, что жизнь в ее идеальном пригороде 1950-х скрывает пугающие тайны. В картине, сочетающей элементы психологического триллера и социальной драмы, Уайлд сделала акцент на визуальной эстетике и напряженной атмосфере, где за яркой картинкой скрывается тревожная реальность. Несмотря на скандалы вокруг съемок, лента нашла отклик у зрителей и укрепила статус Уайлд как смелого экспериментатора.

Крид 3 / Creed III (2023), режиссер Майкл Б. Джордан
Третий фильм об Адонисе Криде стал не только продолжением популярной боксерской саги, но и режиссерским дебютом Майкла Б. Джордана, исполняющего заглавную роль. На этот раз герой сталкивается не просто с очередным соперником на ринге, а с призраками прошлого: его друг детства Дэмиен, только что вышедший из тюрьмы, превращается в заклятого врага. Джордан сделал акцент на психологической драме, добавив к спортивному пафосу истории личный, эмоциональный масштаб. Визуально “Крид 3” отличается постановкой боев, вдохновленной аниме, и новым уровнем динамики.

Астрал 5: Красная дверь / Insidious: The Red Door (2023), режиссер Патрик Уилсон
Патрик Уилсон в 2010-х стал настоящим королем ужасов - он исполняет ведущие роли в двух хоррор-франшизах: “Заклятие” и “Астрал”. В последней Уилсон решился на режиссерский дебют и лично поставил пятую часть серии. Фильм завершает историю семьи Ламберт, возвращая зрителей к Джошу и его сыну Долтону, которые вновь сталкиваются с кошмарами потустороннего мира. Картина заработала в прокате более 180 миллионов долларов, закрепив за «Астралом» статус одной из самых успешных современных хоррор-серий и сделав Уилсона востребованным в еще одном амплуа.

Маэстро / Maestro (2023), режиссер Брэдли Купер
Амбициозный режиссерский проект Брэдли Купера “Маэстро” посвящен жизни легендарного дирижера и композитора Леонарда Бернстайна, но делает акцент не столько на его творчестве, сколько на сложных отношениях с женой Фелисией Монтеалегре. Купер выступил не только как актер и постановщик, но и как соавтор сценария, стремясь показать интимную сторону жизни гения, его внутренние противоречия и борьбу между страстью к музыке и личными чувствами. “Маэстро” получил восторженные отзывы и семь номинаций на премию “Оскар”

Air: Большой прыжок / Air (2023), режиссер Бен Аффлек
Возможно, “Большой прыжок” не самая лучшая работа Аффлека-режиссера, но и эта картина, рассказывающая реальную историю создания культовых кроссовок Air Jordan, достойна зрительского внимания. В центре сюжета - сотрудник компании Nike, который рискует всем, чтобы заключить контракт с начинающим баскетболистом Майклом Джорданом. Бен Аффлек, сыгравший в фильме генерального директора компании, сделал акцент на человеческой драме и тонкой комедии, показывая не столько спорт, сколько закулисную сторону бизнеса и веру настоящего бизнесмена в интуицию.

Кокаиновый медведь / Cocaine Bear (2023), режиссер Элизабет Бэнкс
Голливудская блондинка Элизабет Бэнкс из звезды ромкомов выросла в довольно едкого и смелого режиссера. Ее “Кокаиновый медведь” - черная комедия и хоррор, основанный на реальных событиях 1980-х, но превращенный в абсурдное зрелище: после того как контрабандисты роняют партию наркотиков, черный медведь находит кокаин и отправляется в кровавое и хаотичное приключение. Бэнкс сочетает элементы слэшера и сатиры, намеренно доводя происходящее до гротеска, чтобы высмеять как человеческую жадность, так и жанровые клише. Критики поморщили носы, но зрителям понравилось!

Настоящая боль / A Real Pain (2024), режиссер Джесси Айзенберг
Актер Джесси Айзенберг, начинавший с комедий, режиссером оказался крайне серьезным. Его “Настоящая боль” рассказывает историю двух кузенов, отправившихся в Польшу, чтобы пройти по следам своей еврейской семьи и принять участие в мемориальном туре. Постепенно путешествие превращается в исследование личных обид, конфликтов и попыток примириться с прошлым. На фестивале “Сандэнс” картина вызвала большой интерес критиков и получила приз за лучший сценарий, укрепив статус Айзенберга как режиссера с ярким и самобытным голосом. А Киран Калкин в итоге взял “Оскар”.

Манкимэн / Monkey Man (2024), режиссер Дев Патель
Звезда “Миллионера из трущоб” Дев Патель в качестве режиссерского дебюта выбрал головокружительный экшн-фильм “Манкимэн”, который публика и критики сравнивают с “Джоном Уиком”. Фильм рассказывает о молодом человеке из Мумбаи, который зарабатывает на подпольных боях, скрывая лицо под маской гориллы. Его жизнь пропитана жаждой мести за детскую травму, связанную с коррумпированными элитами, и это возмездие обязательно найдет адресата. Фильм выделяется яркой хореографией боев, социальной критикой и эмоциональной глубиной. Патель сам сыграл главную роль.
7 фильмов, в которых одежда героев становится главным акцентом, представлены в этой подборке.
20 октября 2025 года