Как Дени Вильнёв снял идеальный блокбастер с толикой безумия?

Рецензия на фильм «Дюна: Часть вторая» (2024)

Вторую часть «Дюны» ждали не просто сильно, а очень сильно – ведь первая (даже при ряде очевидных недостатков), как ни крути, установила высочайшую планку для жанра. Но, по сути, оборвала повествование на самом интересном месте. Новая серия приключений Пола Атрейдеса на Арракисе, во время которой он таки становится Муад Дибом, и вовсе, не оставляет камня на камне на современных блокбастерах.

Image

Два часа сорок шесть минут экранного времени, «всего» $190 млн. бюджета (явно маловато по меркам ААА-проектов, на задуманных размах просится все триста пятьдесят миллионов), шикарные роли Ребекки Фергюсон, Джоша Бролина, Дейва Батисты, Остина Батлерв, Стеллана Скарсгарда, Хавьера Бардема и, о да, Кристофера Уокена в роли Императора; «выросший» по части актерской игры тандем Тимоти Шаламе и Зендеи – такова «Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two (2024).

Image

Вильнев, как никто другой, умеет снимать долгие панорамы – пустынные планы, снятые в ОАЭ и Иордании, буквально завораживают зрителя. Картина поначалу берет не слишком резвый старт, но не дайте себя обмануть – первая же стычка фрименов с Харконненами закладывает уши и переносит в самую гущу событий. Традиционный кинематограф, к которому мы привыкли, уступает место какому-то синтезу иммерсивного аттракциона со спектаклем, действие которого разворачивается вокруг зрителя. Примерно то же самое создатели достигали в «физическом» шоу T2-3D: Battle Across Time – теперь же полное отрешение от внешнего мира возможно и без поездки в оборудованную Universal Studios.

Image

При этом, мы можем только посетовать на не слишком «жирный» бюджет – скажем, финальная битва, которая даже в текущем виде может претендовать на одну из лучших батальных сцен в кино, периодически рвет повествование и пропускает значительные хронометражи действия (перенося его в камерное обличье). Страшно даже подумать, что бы получилось у режиссера, выдели ему студия удвоенный бюджет.

Image

Впрочем, сетовать особо не на что – сцена поездки на черве заставляет душу уйти в пятки, а внешний вид корабля Императора – вспомнить о нерожденной «Дюне» Алехандро Ходоровски. Той самой, которая на бумаге предложила тонну безумия, но так и не дошла до производственной стадии. Что ж. Алехандро должен остаться доволен – его замысел нашел у Вильнева явное второе рождение, пусть и отчасти. А сам подход к съемкам заставляет вспомнить еще и старые колоссы Голливуда, такие, как "Бен-Гур": сплетающие мистерию и эпик.

Image

Почти три часа «Дюны: Часть вторая» / Dune: Part Two (2024) пролетают быстро, звуковой продакшн и музыка Ханса Циммера заслуживают долгих и продолжительных аплодисментов, а каждый экранный образ, наконец-то, абсолютно объемен и отшлифован. Помимо невероятного падишаха Шаддама (уже упомянутый Уокен) тут есть поистине демонический Фейд-Рота (Остин Батлер), образ которого точно войдёт в золотой пантеон кинозлодеев. 

И, наконец, пара слов о сюжете. Вильнев смещает акценты и, к развязке, переводит размышления о предназначении (которые так любил Херберт), сражении добра со злом в плоскость трансформации силы и природы власти. Такой подход кажется куда более глубоким, да простят нас фанаты оригинальной книги.

Что в итоге? Просто блестящий, во всех смыслах, фильм – бальзам на душу поклонникам фантастики, пример для других режиссеров и картина, которая вполне может стать «Темным рыцарем» этого десятилетия.

Борис Миленский

1 марта 2024 г.

Рейтинг:

3.88