Рецензия на фильм Миссия невыполнима Финальная расплата (2025)
Том Круз говорит судьбе «нет»
«Миссия невыполнима: Финальная расплата» / Mission: Impossible - The Final Reckoning (2025) – пожалуй, главный блокбастер этого года. Размашистый шпионский боевик, который ставит точку в приключениях агента Итана Ханта (напомним, что сага началась в 1996 году) обещал до цента отработать рекордный четырехсотмиллионный бюджет и предложить зрителю головокружительный экшн. Что из этого удалось создателем мы и разбираем в материале.

Традиционно, режиссерское кресло занял Кристофер Маккуорри – он же вместе с Томом Крузом выступил и продюсером ленты. Сценарий писали аж трое - Брюс Геллер, Эрик Йендерсен и, опять же, Кристофер Маккуорри, но, в первой половине картины, повествование все равно напоминает лоскутное одеяло. Прошлая «половина» истории об агрессивном искусственном интеллекте завершилась тем, что найден ключ, отпирающий отсек подводной лодки с «Подковой» - исходным кодом ИИ. Завладев «Подковой», теоретически можно попытаться поставить ИИ под контроль, либо уничтожить его (что и намерен сделать Хант).

«Миссия невыполнима: Финальная расплата» стартует с безвыходной ситуации - где затонула пресловутая подводная лодка не известно, а ИИ тем временем берет ядерное оружие стран под поэтапный контроль и угрожает Апокалипсисом. Очень скоро, в погоне за «Подковой» в действие вступят множество противоборствующих сторон – от ЦРУ до известного по первой серии поехавшего бывшего агента (Эсай Моралес), который хочет и новый мир построить, и с персонажем Тома Круза расквитаться. В этой полуторачасовой кутерьме герои Хейли Этвелл, Винга Реймза, Саймона Пегга и Пома Клементьеффа будут казаться скорее игральными картами на столе, лишь открывая рты ради длинных пафосных тирад, но почти не демонстрируя актерских способностей. Итан Хант (Том Круз) тут не только центр фильма – он магнит и светоч, принц, рыцарь и Актер – словно специально между персонажами построена подлинная пропасть.

Другой минус ленты – огромное количество флешбеков, который замыкают линии прошлых «Миссий» на финальную. Делая это порой неуклюже, а порой совсем нелепо – право слово, такого попурри лучше было бы избежать. Так что, рассказы об отравлении исходного кода искусственного интеллекта или создании 5D-флешки кажутся сущей ерундой, на которую даже не стоит обращать критическое внимание – подобное как раз вполне укладывается в стилистику «Миссий».

Однако, даже со скидкой на все вышеперечисленное, первые полтора часа - по сути, сжатие пружины, нагнетание пафоса и тяжёлая рука, которая после дает почувствовать пресловутую энергию и скорость.

2:49 хронометража произведения по итогу не выглядят излишними – когда Итан Хант спускается на подводную лодку, челюсть падает на пол, а руки вцепляется в подлокотники кресла. По сути, немая сцена на чудовищные двадцать минут действия апеллирует скорее к гонке на колесницах первого «Бен-Гура» (1925), предлагая чистое концентрированное безумие, на время демонстрации которого полностью забываешь себя.

Едва отойдя от адреналинового раша, зритель далее будет погружен в серию не менее «коротких» поединков, а к финалу Маккуорри перейдет уже к перелицовке «К северу через северо-запад» (1959) Хичкока. В те годы присутствующее в кинозалах могли спрятаться под креслом на сцене с аэропланом, сейчас на экране будут такие же «кукурузники», но то, что творится в воздухе заставит поверить в невозможное. Оператор Фрайзер Таггерт в данном случае не просто устанавливает стандарт зрелищности – он стирает грань межу фильмом и физическим действием, заставляя чувствовать происходящее животом и кожей (ремарка – ленту лучше смотреть в IMAX, или в кинотеатре с очень большим экраном, домашние просмотры, скорее всего, лишат минимум половины впечатлений). В некоторых ревью можно услышать нарекания к музыке Макса Аруджа и Элфи Годфри – но, позвольте, именно «закадровый фон» и позволяет сконцентрироваться на чистой энергетике, выпяченные мелодии тут были бы явно излишними.

Сквозной линией через всю ленту проходит мысль о непредопределённости судьбы – снова самоотверженный рыцарь сражается с невидимым драконом, заранее зная, что силы не равны, а все ходы просчитаны. И, все равно, идет вперед – ломая предначертанность и громко заявляете, что вера и воля могут быть той силой, которая определит все. Фокус на Тома Круза, который в начале выглядит уж слишком помпезно, к развязке приобретает необходимые цвета – вряд ли кто-то иной мог бы сам в 62 года исполнить большинство трюков, равным которым мир еще не видел (insurance-компании одна за одной отказывались страховать такое). И вряд ли кто-то иной мог бы показать всю силу духа человека в сравнении с пусть и безупречным, но всего лишь осознавшимся калькулятором.
Вердикт
Лучшая ли это «Миссия»? Отнюдь, оригинал, наверное, остается непревзойденным overall, а «Последствия» - лучшими по части драматургии. Но, перед нами точно идеал по визуальным эффектам, экшену и энергетике. «Миссия невыполнима: Финальная расплата» ставит точку в великой саге – и именно такую, на которую еще долгие годы будут оглядываться все любители (и создатели) зрелищного кино.
3 июня 2025 г.
Photos (c) Paramount Pictures