Советские триллеры о подростках и социуме – 7 лучших фильмов

Конфликты учителей и воспитанников

Сложные взаимоотношения в школе, конфликты со сверстниками и учениками – все грани взросления раскрываются в социальных триллерах, рассказах о становлении подростков, сложностях и неровностях на этому пути. Советское кино уделило достаточное внимание данной теме, а мы выбрали для вас семь лучших картин, освещающих и раскрывающих эти вопросы.


Мимо окон идут поезда (1965)

Мимо окон идут поезда (1965)

На этой ленте можно увидеть ярлык «комедия», что является какой-то ошибкой, кочующей из поколения в поколение. К юморной истории, показанное в фильме «Мимо окон идут поезда» не имеет ровным счетом никакого отношения: речь здесь пойдет об искореженных детских душах – директор интерната преподал воспитанникам уроки ханжества, а отдуваться за всё вынуждена новая учительница Лидия Сергеевна, открытая, добрая и искренняя. Эдуард Гаврилов, Валерий Кремнев строят на таком материале очень крепкую и многоплановую конструкцию, а Мария Стерникова и Элла Некрасова точно попадают в образы своих героев. Определенная незавершенность ряда сюжетных лини тоже играет на руку ленте, давая зрителю самостоятельно переосмыслить происходящее.



Чужие письма (1975)

Чужие письма (1975)

Еще одна повесть об отношениях учителей и учеников – теперь от Ильи Авербаха. Ирина Купченко и Светлана Смирнова как по нотам разыгрывают историю об эмоциональной учительнице математики, решившейся помочь своей воспитаннице и приютившей её. К сожалению, роли быстро меняются – вскоре уже девочка устанавливает порядки в чужом доме, работая якобы на благо. Превратности любви в картине поданы настолько ярко, что оторопь берет, а вся гамма чувств и переживаний двух разных личностей раскрывается перед зрителем, словно на ладони.



Пацаны (1983)

Пацаны (1983)

Сильнейшее полотно Динары Асановой с Валерием Приемыховым, Андреем Зыковым и Ольгой Машной в главных ролях. Зарисовки из жизни трудового исправительного лагеря для крайне сложных подростков: заведением управляет Паша, старающийся помочь каждому ребенку и для каждого стать отцом. Суровая мужская правда жизни, вечные понятия о добре и зле, сжатая пружина повествования, в финале которой сложно не пустить слезу – картина кажется настоящим монументом. «Задумайтесь над тем, чего хорошего сегодня сделали вы?»



Чучело (1983)

Чучело (1983)

Классическая страшная повесть о буллинге – в оформлении жесткой режиссуры Ролана Быкова и Аркадия Хайта и с прекрасными ролями Кристины Орбакайте и Юрия Никулина. Идеальная экранизация одноименной повести В. Железникова – рассказ о чистой детской душе, не принятой одноклассниками и подвергнутой травле. Испытания воли, предательство, «огонь, вода и медные трубы» – эта тяжелейшая история выглядит необходимым предупреждением для всех и каждого.



Плюмбум, или Опасная игра (1986)

Плюмбум, или Опасная игра (1986)

Вадим Абдрашитов расскажет историю пятнадцатилетнего Руслана Чутко, вставшего на путь «борьбы со злом» и быстро перешедшего все границы дозволенного. Антон Андросов, Елена Дмитриева и Елена Яковлева играют очень здорово, отстраненная подача ленты позволяет буквально кожей прочувствовать зарождение и развитие деструктивных тенденций, обрекающий общество на разрушение.



Дорогая Елена Сергеевна (1988)

Дорогая Елена Сергеевна (1988)

Абсолютно нетипичная и малоизвестная лента Эльдара Рязанова с Мариной Нееловой в главной роли. Интрига строится вокруг неожиданного визита учеников в гости к учительнице, радость от которого довольно быстро перешла в жесткое противостояние. Исключительно злободневное кино, демонстрирующее столкновение и конфликт разных мировоззрений, вечные вопросы о понимании «детьми» «отцов» – в обрамлении фирменной режиссуры Рязанова бьет наотмашь и нисколько не щадит зрителя.



До первой крови (1989)

До первой крови (1989)

Еще одна сильнейшая лента на обозначенную тематику – «До первой крови» Владимира Фокина с Андреем Некрасовым и Павлом Кулаковым. В произведении обыгрывается фабула военно-спортивной игры «Зарница», знакомой многим школьникам восьмидесятых годов ХХ века. В пионерском лагере, в котором развернется действо, борьба за бумажные погоны перейдет все мыслимые границы и выльется в настоящее противостояние, озлобившее всех и каждого. Сценарий Григория Остера щедр на детали, так что, образы героев окажутся абсолютно объемными, а путь «наверх» мальчика Саши в своей аллегоричности посоперничает с лучшими примерами мирового кинематографа.


Борис Миленский

18 мая 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

3.00