30 бриллиантов кинематографа за 100 лет или лучшие фильмы десятилетий

Иллюстрированная энциклопедия кино и ролики в HD ко всем лентам

Хотите узнать, как развивалось кино, как эволюционировала индустрия развлечений? В нашей новой необычной подборке собрано аж тридцать картин, по три фильма на каждый сезон, охватывающий целое десятилетие. Энциклопедия художественных фильмов, таким образом, охватывает без малого почти сто лет – выделяя именно те произведения, которые стали фундаментом для следующего поколения режиссеров.

Тридцатые годы (с 1930-го по 1939-й)

Эпоха немого кино уходит, студии мигрируют на нормальную частоту кадров и экспериментируют с цветом. Да, игра актеров ещё строится по принципам театральной сцены, а режиссёры намеренно преувеличивают акценты, но базовые приёмы современного кино закладывались именно в этот период.

Image

Новые времена / Modern Times (1936)

Эталон немого кино и прощание с прошлым

Чарли Чаплин в режиссёрском кресле, Чарли Чаплин в главной роли. «Новые времена» – подлинный слепок времени «машинного периода», удивительно смешной, острый и злободневный даже с точки зрения 2023 года. Лента снята в немом ключе, но в финале она, по сути, открывает новую эпоху – именно это символизирует пение главного героя. Всё, господа, лед тронулся!

Image

Унесённые ветром / Gone with the Wind (1939)

Ошеломляющий в своем величии эпик

С сегодняшней позиции «Унесённые ветром» Виктора Флеминга выглядят немного тяжеловесно и неповоротливо, но в 1939 году это был подлинный прорыв – сметающий всех и вся как размахом съёмки, так и цветом. После дёрганных черно-белых немых картин лента смотрелась словно пришелец из будущего. Тандем Вивьен Ли и Кларка Гейбла, опять же, излучал настоящую химию – немудрено, что картина собрала тогда в прокате $394 млн., что по нынешним временам, с учетом инфляции, равно $3,44 млрд. «Аватар»? Какой там «Аватар»!

Image

Волшебник страны Оз / The Wizard Of Oz (1939)

Сказка на все времена

Ещё одна великая лента Виктора Флеминга с Джуди Гарлэнд и Фрэнком Морганом в главных ролях – конечно же «Волшебник страны Оз». Дорога из жёлтого кирпича, подлинное ощущение «в гостях у сказки» – эти приключения Дороти стали отправной точкой для кино-аттракционов, которые щедро расцвели спустя десятилетия.

Сороковые годы (с 1940-го по 1949-й)

Время нуаров – чёрно-белая плёнка вернулась (на фоне Второй Мировой войны студиям совершенно не хотелось шиковать и тратить дополнительные средства на съёмки), совершенно «чёрные» герои – тоже. Но, не одним кино-криминалом жив этот период – в сороковые годы вышел и абсолютно инновационный фильм Орсона Уэллса, аккумулировавший в одном произведении почти все современные приёмы съёмки (от игры с перспективой до удивительно точной расстановки акцентов с помощью света и тени).

Image

Гражданин Кейн / Citizen Kane (1941)

Прорыв как в технике и технологии съёмки, так и в основном месседже, который доносит фильм

Парадоксально, но факт – Орсону Уэллсу (он же сыграл в картине и главную роль) на момент выхода картины было всего лишь 26 лет. Но именно молодой режиссёр смог перевернуть все представления о съёмках в период сороковых годов ХХ века. Эпическая философская сага о жизни газетного магната Кейна собрала тонну призов и вошла во все учебники по кино.

Image

Касабланка / Casablanca (1942)

«Номер один» среди любовных историй

Многие называют картину Майкла Кёртиса «Касабланка» лучшей мелодрамой в истории кино – и мы согласимся с этим утверждением. Пожалуй, на экранах до сих пор не было (и, судя по всему, уже не будет) сравнимого с натянутой тетивой эмоций героев Хамфри Богарта и Ингрид Бергман – равно, как и сопоставимого по размаху анализа человеческих чувств и отношений.

Image

Двойная страховка / Double Indemnity (1944)

Величайший фильм без положительных героев на экране

Просто главный фильм-нуар и точка. Великий Билли Уайлдер словно по нотам разворачивает историю страхового агента Уолтера Неффа, который попадает в опасную интригу, влюбившись в роковую женщину, миссис Дитрихсон. Повесть Джеймса М. Кейна в такой интерпретации, да украшенная ролями Фреда МакМюррея и Барбары Стэнвик, становится примером конструирования гнетущей атмосферы.

Пятидесятые годы (с 1950-го по 1959-й)

Напряжение послевоенных лет ещё сохраняется, но кинематограф уже шагает по планете гордо подняв голову. Альфред Хичкок достиг вершин своего мастерство, мир открыл для себя гений Акиры Куросавы, а голливудские мюзиклы перешли к апофеозу своего развития.

Image

Поющие под дождем / Singin' in the Rain (1952)

Классика мюзикла

Стэнли Донен и Джин Келли режиссируют, Джин Келли и Дональд О`Коннор исполняют один из самых известных тандемов на экране. Базисом для съёмок картины стали десять известных бродвейских шлягеров, а в основу сценария легла история о звезде немого кино Доне Локвуде, который теперь (после прихода эры звука) чувствует себя не в своей тарелке. На этом простеньком фоне авторы смогли выстоять удивительно эффектное шоу, до сих пор затрагивающее струны в душе всех и каждого.

Image

Семь самураев / Shichinin no samurai (1954)

Исторический эпик, давший жизнь сотням вариаций «на тему»

Акира Куросава смог перевернуть наши представления не только о самурайском кино, но и о том, как надо рассказывать историю. К финалу это громадное полотно (продолжительность ленты – три с половиной часа) буквально сметает зрителя, как следует привязавшегося к героям Такаси Симуры и Тосиро Мифунэ. Браво.

Image

Головокружение / Vertigo (1958)

Важнейший сюр в кино

Лента Альфреда Хичкока осталось непонятной в год выхода – не помог даже Джеймс Стюарт, исполнивший главную роль. Что ж, спустя десятилетия произведение заняло место в золотом пантеоне наиболее важного кино ХХ века – и совершенно заслуженно. Умело жонглируя твистами автор сплетает паутину, из которой очень сложно выбраться – более шикарной  экранизации романа Пьера Буало и Пьера Нарсежака «Из мира мёртвых» сложно придумать.

Шестидесятые годы (с 1960-го по 1969-й)

Период, когда человек понял, что возможно всё. Небывалые достижения технического прогресса, освоение космоса, некоторая разрядка (после Карибского кризиса) в международных отношениях – всё это не могло не сказаться на индустрии развлечений. Альфред Хичкок пересобрал жанр «триллер», Стэнли Кубрик заложил стандарты визуальных эффектов, а Серджио Леоне снял не только самую важную картину в своей карьере, но и во всём мировом кино.

Image

Психо / Psycho (1960)

Основоположник слешеров

А вот с этой лентой Альфред Хичкок «попал в десятку» – «Психо» вызвал подлинный ажиотаж в прокате и как следует напугал зрителей. В 2023 году, конечно, «скорые» ставить у кинозалов нет причины, но Энтони Перкинс и Вера Майлз как нельзя убедительны, а «уши» картины заметны почти в каждом современном ужастике.

Image

Хороший, плохой, злой / Il Buono, il brutto, il cattivo (1966)

Картина, которая существует вне времени и пространства

Абсолютный шедевр Серджо Леоне – инновационный как в манере съёмки и подачи материала, так и во всех других аспектах. Конечно, перед нами не только и не столько вестерн (главные роли исполнили Клинт Иствуд и Ли Ван Клиф), но и мощнейшая антивоенная история, и ода людским страстям – поиски украденного золота ещё никогда не были столь эффектными.

Image

2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)

Идеально точный образ будущего

«Прогностическая» лента Стэнли Кубрика – даже удивительно, сколько моментов из «2001» сегодня прочно вошли в нашу жизнь (например, те же планшеты). Кроме этого и нереально крутых спецэффектов, картина стала подлинной симфонией техническому прогрессу и отправной точкой для развития «настоящей» космической фантастики.

Семидесятые годы (с 1970-го по 1979-й)

Кино стало страстью, важнейшим развлечением для всех и каждого – и делом всей жизни для многих режиссёров. Именно из-за маниакального упорства создателей мы получили те гениальные произведения, которые перечислены ниже. И каждое из них ничуть не устарело и по сей день. Если и есть новый «золотой век» в истории кино – это, конечно, семидесятые годы ХХ века.

Image

Крёстный отец / The Godfather (1972)

Целая эпоха через призму одной семьи

Проявив маниакальное упорство на пути к цели Фрэнсис Форд Коппола добился своего – роли Марлона Брандо и Аль Пачино (категорически против которого на главную роль были настроены боссы студии) сразу стали каноническими, а «обычная» криминальная книжка, положенная в основу ленты, расцвела преломлением развития общества. Нельзя не отметить и выдающийся талант режиссёра в построении мизансцен и кадра – по сути, перед нами энциклопедия, на которой базируется весь современный кинематограф.

Image

Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая Надежда / Star Wars Episode IV – A New Hope (1977)

Результат творчества инопланетян на Земле

Визуальные эффекты «Звездных войн» внушают «шок и трепет» даже сейчас – ходят слухи (шутка), что Джорджу Лукасу на съёмочной площадке помогали представители иных миров. Сейчас уже не перечесть записей в паспорте «джедай», а каждое слово, сказанное героями Марка Хэмилла и Харрисона Форда, разошлось на миллионы цитат. Сложно себе вообразить картину, которая оказала больший эффект на всю индустрию развлечений.

Image

Чужой / Alien (1979)

Идеальная лента о контакте с другой формой жизни

Все фирменные приёмы Ридли Скотта, удивительный визуал Ханса «Рюди» Гигера (изначально готовившийся для «Дюны» Алехандро Ходоровски), великолепная игра Сигурни Уивер – клаустрофобический ужас в космосе ещё никогда не был столь хорош и притягателен.

Восьмидесятые годы (с 1980-го по 1979-й)

Тёплая ламповая атмосфера, простые истории о добре и зле, спецэффекты, ставшие уже стандартом для съемок – время, когда «трава была зеленее», лучше всего иллюстрируют эти картины. Сейчас многие режиссёры пытаются вернуть подобный добрый стиль на экраны.

Image

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981)

Главный приключенческий фильм всех времен и народов

Стивен Спилберг – настоящий волшебник, а «Индиана Джонс», конечно, важнейшее произведение маэстро. Харрисон Форд здесь в своем каноническим образе, поиски священного Ковчега, эталонно выстроенный экшн, постоянно возрастающая динамика – азбука приключенческого кино с годами становится только лучше.

Image

Назад в Будущее / Back to the Future (1985)

Фантазия для всех возрастов

Лучший семейный фильм восьмидесятых годов ХХ века – от обилия «фишек», которые придумал для картины Роберт Земекис, голова может пойти кругом, Майкл Дж. Фокс и Кристофер Ллойд жгут, как дуговая сварка, а игры с перемещением во времени обыграны столь изящно, что с момента выхода стало ясно – перед нами культовое произведение.

Image

Крепкий орешек / Die Hard (1988)

Лучший экшн восьмидесятых

Кто-кто, как ни Джон МакТирнан умеет накачать адреналин по полной. В арсенале «Крепкого орешека» ещё и тандем Брюса Уиллиса и Алана Рикмана, и сценарий, подготовленный как сиквел «Коммандос» для Арнольда Шварценеггера (после отказа звезды скрипт частично переписали)!

Девяностые годы (с 1990-го по 1999-й)

Шок и трепет визуальных эффектов, накачка адреналина и ошеломляющее творчество Тарантино, которое, наконец-то, пробило себе дорогу на рынок. Без нижеперечисленных картин современное кино никогда бы не стало таким, какое оно есть.

Image

Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day (1991)

Водораздел между обычной фантастикой и новым временем

Эталон фантастического экшена от Джеймса Кэмерона. Арнольд Шварценеггер и Линда Хэмилтон блистают в своих ролях, Роберт Патрик в образе Терминатора из жидкого металла внушает подлинный ужас, а каждый кадр ленты просится в рамочку, да на стену. Досконально выстроенная пружина действия подкреплена безукоризненным сценарием – пересматривать ленту хочется буквально смакуя каждую секунду.

Image

Криминальное чтиво / Pulp Fiction (1994)

Переосмысление всего кинематографа

Про «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино сказано уже столько, что обсуждать ленту стало моветоном. Можем лишь сказать, что в картине хороши все составные части, а влюбленность автора в «синематограф» узнаётся с первых же минут. Тот случай, когда звезды сошлись – и из дикого попурри получилась жемчужина. Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис и Ума Турман сыграли великолепно.

Image

Матрица / The Matrix (1999)

Глоток свободы для всех и каждого

Вачовски смогли снять даже не фильм, а целый манифест поколения. Отголоски «Матрицы» сегодня можно найти хоть в играх, хоть в кино, хоть в литературе, хоть в рассуждениях столпов мира сего – но тот самый первый раз, когда герой Нео (Киану Ривз) встал на путь, с которого уже нельзя будет свернуть, отпечатался в памяти всех и каждого. Итак, что есть окружающий мир?

Нулевые годы (с 2000-го по 2009-й)

Попытки создать новые миры были всегда, но в реальности они состоялись уже в XXI веке. Именно эти ленты позволили ощутить себя не на киносеансе, а на другой планете или в ином времени и пространстве. Синтез технических возможностей нового века и наработанный фундамент прошлого выплеснул на экраны нечто совершенно новое.

Image

Властелин колец: Братство кольца / The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (2001)

Оживший другой мир

Никто не верил, но у Питера Джексона получилось. И силён первый «Властелин колец» даже не спецэффектами (они хороши, но всё в меру), и не только ролями Элайджи Вуда и Шона Эстина, и даже не педантичным переложением литературной первоосновы в сценарий, а той самой невероятной атмосферой, из-за которой забываешь, что находится в кино, а не путешествуешь вместе с хоббитами.

Image

Тёмный рыцарь / The Dark Knight (2008)

Эталон комикс-рассказов

Здесь Кристофер Нолан и великолепная актерская команда (Кристиан Бэйл, Хит Леджер) сумели доказать, что экранизация комиксов может быть серьёзнейшим полотном о природе насилия. Противостояние Бэтмена и Джокера в «Тёмном рыцаре» не похоже ни на какой фильм «на тему», снятый до 2008 года – немудрено, что произведение моментально стало культовым и прочно закрепилось на первых местах всех хит-парадов «самого лучшего кино, когда-либо снятого».

Image

Аватар / Avatar (2009)

Визуалистика нового века – плюс шикарная история

Невероятный кассовый успех «Аватара» лежит в чем-то близко к успеху «Властелина колец». И там, и там, зрителям предлагали взглянуть на другой мир – да не просто краем глаза, а взяв за руку и поставив в самый центр событий. В случае с лентой Джеймса Кэмерона дополнительный эффект произвели и вновь привнесённое на экраны 3D-изображение, да и история не подкачала.

Десятые годы (с 2010-го по 2019-й)

Период закрепления успеха. Спецэффекты уже почти неотличимы от реальности, кинокомиксы становятся номером один по кассовым сборам, «Гарри Поттер» к развязке становится полным отражением того, что мы все представляли, читая книги Роулинг.

Image

Начало / Inception (2010)

Сальвадор Дали остался бы доволен…

Картину Кристофера Нолана с Леонардо ДиКаприо и Джозефом Гордон-Левиттом можно пересматривать бесчисленное число раз, постоянно открывая в ней новые грани. Но, когда головоломка покажется почти собранной, произведение вновь вызовет сомнения в правильности сделанных выводов. По сути, повесть о воришке информации в снах, Коббе, оказывается важнейшим кино-экспериментом ХХI века.

Image

Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2 / Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 (2011)

Триумфальное завершение известного фэнтези

Если первые серии «Гарри Поттера» с Дэниэлом Рэдклиффом ещё можно было поругивать за излишнюю контурность и упрощённость, к развязке саги Дэвид Йейтс закрутил такую атмосферу, что не только дети, но и взрослые зрители сидели весь фильм, вцепившись в подлокотники кресел. Перед нами безусловно лучшая экранизация романов Дж. К. Роулинг – и одна из тех историй, которые стоит посмотреть каждому.

Image

Мстители: Война бесконечности / Avengers: Infinity War (2018)

Итог всех произведений, снятых по комиксам

Энтони и Джо Руссо подводят итог бурному развитию жанра кино-комиксов за последние десять лет. Противостояние Мстителей (Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт и другие) титану Таносу, который задумал уничтожить половину человечества, выводит голливудские блокбастеры на совершенно иной уровень и предлагает впечатляющий в своей смелости финал.

Двадцатые годы (с 2020-го г по н. в.)

Пандемия серьёзно подкосила индустрию, но спустя два года кинематограф вновь стал демонстрировать мускулы. Особняком тут стоят удивительные эффекты нового «Аватара», триумфальное возвращение Тома Круза и абсолютно безбашенный индийский RRR, который многие эксперты (и мы в том числе ) назвали главным фильмом 2022 года. Да, такого раньше не делали!

Image

Топ Ган: Мэверик / Top Gun: Maverick (2022)

Безукоризненно собранный и блестящий во всех смыслах боевик

Джозеф Косински словно перенёс на экраны атмосферу восьмидесятых годов ХХ века – при том, что события сиквела известнейшей ленты разворачиваются в наше время. Том Круз выглядит исключительно убедительно, воздушные трюки завораживают, к финалу по коже бегают настоящие мурашки – да, перед нами ода прошлому, но какая!

Image

RRR: Рядом ревёт революция / RRR (Rise Roar Revolt) (2022)

Полная творческая свобода и сумасшедшая динамика

Индийское кино (да и кино вообще) никогда не было таким. С.С. Раджамули зажёг по полной, исполнитель главной роли, Рам Чаран Теджа, судя по всему, тоже наслаждался отвязным действием. В итоге, роман о дружбе полицейского на службе у колониального правительства и представителя племени гондов, стал подлинным откровениям для современного экшена.

Image

Аватар: Путь воды / Avatar: The Way of Water (2022)

Ещё один рывок в будущее – теперь только по части спецэффектов

Пусть новый «Аватар-2» Джеймса Кэмерона и не смог удержать планку оригинала по части сценарной конструкции – тринадцать лет ждать продолжения стоило. Лента с Сэмом Уортингтоном и Зои Салданой в главных ролях предлагает сущее визуальное безумие, проводя чёткий водораздел между спецэффектами прошлого и настоящего. Да, после этого фильма все конкуренты уже кажутся устаревшими.

Image

Заслуживающие по мнению редакции Hi-Fi.ru внимания экранизации комиксов Marvel представлены в этой подборке.

Стас Устенко

20 марта 2023 года

Рейтинг:

4.94