Репортаж с выставки Premium Hi-Fi & Home Theatre 2012

Часть вторая

Московская весна


Репортаж с выставки Premium Hi-Fi & Home Theatre. Часть вторая.

Ссылка на первую часть


Ultima

В прошлом году петербургская компания Ultima показала всем желающим новую связку из АС Wilson Audio и усилителей Pass Labs. Вообще говоря, новым в ней было само сочетание с усилением, поскольку именно в тот год дистрибьюция продукции Нельсона Пасса отошла в эту фирму. Сочетание получилось исключительно хорошим (во всяком случае, на наш взгляд), и система запомнилась. Сейчас снова ожидался сюрприз, и он не замедлил состояться. Младшие напольные АС Wilson Audio, позиционируемые как наиболее доступные у бренда, демонстрировали свои таланты в компании интересного устройства, которое французская компания-производитель называет «первым в мире гибридным аналого-цифровым усилителем». Поскольку Devialet D-Premier оснащен встроенным ЦАП и многочисленными цифровыми входами, а также возможностью беспроводного соединения с компьютером, он был на сцене един во всех лицах. Точнее, он был закреплен в вертикальном положении на специальном стенде между колонками, а ничего больше вокруг не наблюдалось. Из-за этого в стандартной комнате Аквариума было необычно пусто и просторно, по сравнению с другими такими же, но загруженными разнообразной аппаратурой и змеями соединительных кабелей. По сравнению с прошлогодней инсталляцией стало меньше явного и очевидного «блеска породистого хайэнда», совмещенного с живостью звучания, который обычно сопутствует прослушиванию Wilson Audio. Однако Sofia 3 прозвучали очень насыщенно, убедительно и гармонично, подтвердив безусловный статус одного из самых музыкальных брендов. Французский посол прогресса, нашпигованный новыми технологиями под самую крышку корпуса, тоже не сплоховал в этой связке, хотя, по нашему скромному мнению, ведущими были все же АС.       
  

АС Wilson Audio Sofia 3 и Devialet D-Premier


АЛЕФ

Пресловутый прогресс и новые правила, диктуемые им, не обошли стороной компанию АЛЕФ. На ее стенде можно было наблюдать колонки Dynaudio Xeo, которые по степени собранности всего «в одном флаконе» обогнали даже LINN Klimax 250A, о которых речь еще пойдет ниже. Поскольку они, в отличие от последних, не только активные, то есть содержащие встроенные цифровые усилители (а также предусилители с цифровой регулировкой громкости), но и беспроводные, что, бесспорно, является новым явлением в мире качественного воспроизведения звука. Уж как минимум акустические провода всегда оставались даже в самых модерновых инсталляциях. Тут мы имеем дело с Wi-Fi передатчиком, с помощью которого АС подключаются к музыкальному серверу или другому источнику музыкального контента – и, как говорят французы, вуаля. И если уж вспоминать Францию, то стоит перечитать пару абзацев выше, посвященных Devialet D-Premier. Похоже, что, что бы не думали об этом ортодоксальные аудиофилы, Wi-Fi упорно набирает обороты в качестве законнорожденного хайфай соединения. Что ж, посмотрим, куда разовьется это направление.       



Business Vector International Technology

Можно считать законом, что Business Vector International Technology каждый год показывает на выставке один-два совершенно новых для России бренда. Только акустика не меняется, и это радует, потому что 
Vivid Audio удалось сделать замечательную, человечную и чрезвычайно музыкальную линейку, и расставаться с ней было бы очень жалко. Великолепные «улитки» Gyia G1 (некоторые коллеги называют их сказочными гномиками, но, независимо от визуальных ассоциаций, форма в высшей степени функциональна) играли не с компонентами Fonel, а с новой электроникой ВМС. И в этом окружении результирующий почерк получился более острым и ясным, в чем-то приближенным к подаче Halcro, которая (на взгляд автора текста) может считаться идеальной для «аудиоживчиков». Более мягкие и округлые Fonel в сетапе прошлого года тоже были хороши, но, на наш взгляд, с немецкими компонентами, выполненными в несколько залихватском стиле в смысле дизайна, но очень четкими и цепкими по звучанию Gyia G1 гораздо лучше проявляют свои способности. Отличный саундстейдж и ювелирные высокие частоты, разумеется, остались на месте.     

АС Vivid Audio Gyia G1 и электроника BMC


НОТА+

Московский салон НОТА+ в этот раз, в дополнение к уже знакомой посетителям предыдущей выставки инсталляции с акустикой ProAc Carbon Pro и ламповым усилением Audio Valve, показал интересную полную систему от немецкой фирмы Lindemann, пока мало известной в России и не отличающейся большими тиражами моделей из каталога. В акустике используются динамики Accuton (на выставке, кстати, было несколько моделей от разных производителей на «керамике», и все они звучали по-разному), электроника, по заявлениям производителя и дистрибьютора, выполнена по схемам с кратчайшим путем сигнала. Система запомнилась ясным мелодичным голосом и философическим воспроизведением музыки. 

Система Lidemann


Отечественные производители

Отдельный блок отчета связан с российскими производителями, как начинающими, так и уверенными в себе мастерами, самостоятельно или при поддержке других фирм изыскавшими возможность представить свои творения на нынешней выставке. В высшей степени положительным симптомом, подающим надежды на дальнейшее развитие отечественного аудио, явилось то, что таковых мастеров на выставке было много. Пожалуй, больше, чем было на любом прошедшем в последние шесть-семь лет ежегодном мероприятии. Одновременно с большой экспозицией в Аквариуме с прошлого года возобновилась и собственная активность группы российских аудиоконструкторов, которые даже приняли совместное коммюнике о дальнейших общих усилиях по продвижению и поддержке своей аудио продукции. Прошли две выставки «Российский Hi-End» – в конце прошлого года и в марте текущего, примерно за месяц перед Premium Hi-Fi & Home Theatre. Так что наши общие надежды увидеть аудио отрасль в собственной стране крепкой и состоятельной имеют шанс сбыться, поскольку появились шаги в этом направлении.


Галерея Назаров

В российской истории понятие «меценатство» обозначало почтенную традицию, продолжение которой можно наблюдать прямо сейчас. Новый салон Галерея Назаров, совсем недавно открывшийся в центре Москвы, сразу же выступил с рядом интересных для аудио сообщества инициатив, среди которых значится «Неделя винила», прошедшая в этом марте. Для нынешней выставки также была организована необычная и приятная акция. С прошедшего мероприятия «Российский Hi-End», упоминавшегося выше, были отобраны четыре участника (по числу дней выставки в Аквариуме), которым была предоставлена возможность показать свои системы в течение полного выставочного дня. Для начинающих производителей, располагающих интереснейшими разработками, но не имеющих достаточной финансовой поддержки, такой шанс оказался весьма кстати. Из четырех систем, представленных на территории Галереи Назаров, особенный интерес с нашей точки зрения составили активные АС Александра Сырицо (лаборатория APSON) и акустика Константина Мусатова,  подключенная к авторским моно усилителям мощности «Dark Angel» Разин&Мусатов. В АС Мусатова использованы одни из самых точных басовых динамиков, обладающих минимальным нелинейными искажениями, из студийных запасов JBL (и все-таки все лучшее постоянно крутится вокруг имен двух фирм, неоднократно возникавших сегодня). Выше трудятся переделанный (фактически, почти авторский) широкополосник Fоstex и ленточный излучатель той же фирмы. Корпуса сложной призматической формы еще и двойные – между наружным и внутренним корпусами проложен слой поглотителя. АС запомнились точным и прозрачным саундом, одновременно далеким от скучной формальной аналитичности.
Что касается АС Александа Сырицо, то это тоже в высшей степени примечательная конструкция, просто-таки наполненная разными нестандартными техническими идеями, как запатентованными, так и оставшимися незащищенными еще с советских времен. Прежде всего, акустика активная, причем  устроенная следующим образом – на три полосы имеются три усилителя напряжения с выходными каскадами на полевиках, работающие в классе АВ и обладающие малым выходным сопротивлением, и один общий усилитель мощности в классе А с выходным сопротивлением более 50 кОм, представляющий собой источник тока, регулируемый напряжением. Акустика обеспечивает высокую точность отработки огибающей звукового сигнала за счет электроакустической обратной связи на частотах до 180 Гц (на фото виден конденсаторный измерительный микрофон, установленный поверх басового динамика и работающий как датчик  в системе обратной связи, для регулировки смещения динамика). Упор в конструкции делается на очень сложные компенсационные схемы управления динамиками. Едва ли кто-то на «западе» сейчас взялся бы реализовать такое, современные маркетинговые требования отмели бы такую инженерную поэму сходу. Однако нам повезло, что она, в принципе, может жить в виде малосерийной партии, сделанной автором в случае наличия финансирования. Чего мы ему от души и пожелаем, как и тандему Разин&Мусатов.     

Александр Сырицо со своей акустикой; излучатель Хейла советского производства на ВЧ

Ряд отечественных производителей уже вполне, как говорится, самостоятельно стоит на ногах и имеет возможность непосредственно участвовать в выставочных мероприятиях, показывая свои разработки. Хотя их продукция в большинстве случаев не относится к бюджетной, а сами компании уместно будет трактовать по аналогии с западными «аудио бутиками», состоящими всего из нескольких единомышленников (или даже просто разработчика, идеолога и производителя в одном лице), выпускающими штучные эксклюзивные вещи.  


Starlingbox

Один из таких брендов – Starlingbox, занимающийся производством уникальных АС на широкополосных динамиках Lowther с поддержкой рабочей полосы по обоим краям частотного диапазона высокочастотниками  Fostex и сабвуферами в басовой части. Акустика не содержит пассивных фильтров и предполагает наличие внешних активных кроссоверов и мультиампинга. Решение этих задач обеспечивается авторским ламповым усилением. На выставке в помещении адекватного размера система на «лоутерах» показала очень утонченный и изысканный почерк и музыкальные образы, рисуемые бережно и сокровенно. Подобный звук, строго говоря, не является выставочным, в силу специфичных условий прослушивания в комнатах отеля и неприемлемых требований по громкости. Но в собственной комнате, в тишине и покое наедине с музыкой Starlingbox кажутся способными полностью овладеть вниманием слушателя и увлечь его в мир возвышенного. Рекомендуется к вдумчивому прослушиванию в нормальных условиях.         
  

Система Starlingbox

Знаменитые широкополосники Lowther и твитер Fostex


Next Sound

Если снова вспомнить о японской фирме TAD, и заодно, по цепочке ассоциаций, ведущей по мосту между океанами к JBL, а потом и далее к Altec, добраться до знаменитых ранних динамиков Джеймса Лэнсинга, то станет совершенно понятно, почему две комнаты компании Next Sound представляют такой интерес для людей, хоть раз слышавших все эти вещи. Команда энтузиастов занимается воспроизведением старых культовых конструкций АС и созданием собственных проектов на базе знаменитых динамиков. Кроме того, она специализируется на ламповом концептуально необычном усилении. Обе представленных системы – и на драйверах TAD, и на драйверах Altec, дали возможность не только прикоснуться рукой к славному прошлому, но и осознать (тем, кто еще не понял этого раньше), что «старина» не так уж и морально отстала. Подобный звук по-прежнему исключительно цепляет и ложится бальзамом на душу, в нем есть и человечность, и духовность (пусть это не звучит смешно, в контексте всего лишь аудио системы). Сразу хочется самому собрать или заказать что-то подобное, чтобы играло и веселило сердце. Так что добро пожаловать назад в будущее.  

Вариация на тему TAD Exclusive 2402, авторские однотактные моно усилители на прямоканальных триодах Т1610


Акустика на динамиках Altec


Студийные катушечники золотой эпохи – Studer и портативная Nagra


Slonov Sound Design

В комнате Алексея Слонова, положительно памятной еще по прошлой выставке, опять можно было прочувствовать все преимущества метода активной фильтрации. Комплект электроники остался весьма похожим на прежний, с тем же процессором XTA DP226 с функциями активного кроссовера и параметрического эквалайзера. Вот акустика оказалось чуть другой, по словам Алексея – младшей модели. Однако и масштаб, и колоссальный динамический диапазон, и легкость звучания на тихих фрагментах с чутким откликом – все это сохранилось. Аудиофилы-ортодоксы могут сколько угодно сомневаться в правомочности использования «чужеродных элементов», наподобие концертного DSP процессора, но конкретная реализация уж второй год подряд показывает необоснованность подобной критики. Ждем следующей выставки и новой впечатляющей демонстрации.      

АС с активной фильтрацией Slonov Sound Design


True & Clear от BurcevAudio Lab

Леонид Бурцев со своим салоном Бурцев-аудио, в котором он продает технику собственной разработки и производства под брендом True&Clear, определенно не относится ни к числу неизвестных, ни к категории начинающих производителей. Он неоднократно участвовал в выставках подобных этой, его акустика и электроника обозревалась в аудиопрессе на равных с «западными» брендами и получала положительные отзывы, а сам он дружит со многими известными российскими музыкантами, которые оказывают ему помощь в тестировании новых компонентов или, как Валерий Гергиев, участвуют в его проектах записи СД. Техника Леонида весьма инновационна, некоторые вещи стали возможными благодаря контактам с российскими оборонными предприятиями, поставляющими необходимые материалы. Так что «гаражным кооперативом» тут не пахнет. На выставке были представлены две системы T&C, в большом ВИП-зале и в комнате стандартных размеров, и все желающие могли лично познакомиться с продукцией одного из самых технологичных российских производителей.    

Система T&C с активной акустикой Clavis III, предусилителем Proximus III, фонокорректором Corrector III и проигрывателем винила SME Model 20/12


Акустические системы живого звука

Весьма адекватный вариант акустики для стандартного жилого помещения представила начинающая компания «Акустические системы живого звука», возглавляемая Сергеем Фоминым и сместившаяся в домашнее аудио из автомобильной тематики. Модульные корпуса с установленными доработанными динамиками (только на ВЧ стоят серийные Focal) выдавали хороший современный звук, ровный, чистый и насыщенный, с отличной сценой в виде дополнения. Многое сделано самостоятельно, в частности, провода и катушки индуктивности собственной намотки. Акустическое оформление в виде панелей акустического сопротивления (ПАС, также вариовент) способствовало отличной «помещаемости» в выставочную комнату, практически без проблем по басу.      

Акустические системы живого звука

Отечественная аудиопресса, следуя за меценатами, не осталась в стороне от благородного дела поддержки отечественных производителей. В двух комнатах журнала Stereo&Video можно было увидеть и послушать две системы: большие широкополосные рупора Александра Князева и акустику Валерия Перевезенцева на динамиках Accuton. Последние, будучи частным заказом, составляли полную систему владельца в комплекте с редким японским брендом Concert Fidelity. Электроника ли была тому причиной или акустика, но звук в целом оказался очень комфортным и пластичным, совсем не отличающимся холодностью и некоторой резкостью, иногда присущей реализациям с керамическими динамиками.   

АС Валерия Перевезенцева 


Ну а на родной площадке C-Media, на стенде журнала АудиоМагазин мы с удовольствием увидели акустику Валерия Гилева Crystalvox Master. Поскольку автор текста относится к создателю этих АС  с неизменными симпатией и уважением, за его неутомимые эксперименты с различными конструкциями АС, послушать его очередное творение было весьма приятно. Обычно Валерий делает корпуса «с нуля», конкретно под определенную конструкцию, а их форма обеспечивает еще и элементы дополнительной акустической фильтрации. В данном случае те, кто давно интересуется отечественными аудио разработками, могут заметить, что дизайн корпусов повторяет АС, созданные Дмитрием Демьяненко для фирмы Ситроникс. С согласия автора и c небольшими конструктивными изменениями эти разработки были использованы для создания Master. В тонкой доводке тонального баланса участвовал российский  звукорежиссер Александр Протченко, так что его имя, вместе с именем Валерия, стоят на «печатях качества» на задней панели АС.    

АС Валерия Гилева Crystalvox Master


Зал VIP (6 этаж)

В повторение опыта прошлого года на выставке снова был открыт ВИП-зал на шестом этаже, где по кругу было расставлено несколько систем разных дистрибьюторов, включаемых по очереди. Таким образом, имелась возможность буквально «в лоб» сравнить разные фирменные концепции. Полный круг обходился примерно за час, но многие посетители оставались и на второй заход, чтобы получше расслышать действительно уникальные системы, собранные в зале. С точки зрения акустики помещения большой конференц-зал отеля Аквариум не назовешь оптимальным вариантом, однако некоторые из представленных сетапов в принципе могли «поместиться» только туда. О некоторых инсталляциях мы уже рассказывали выше (в частности, Пурпурный Легион с Westlake, а также по одной системе от Starlingbox и Леонида Бурцева были размещены именно в ВИП). Об остальных речь пойдет ниже.     
 

Общий вид VIP-зала 


Barnsly Sound Organisation, VIP

Чрезвычайно удачная система, составленная из топовых компонентов немецкой фирмы Burmester, положительно запомнилась посетителям выставки, насколько можно судить по многочисленным последовавшим обсуждениям и комментариям прямо в зале. Прежде всего, эта инсталляция, пожалуй, была единственной, действительно беспроблемно отыгравшей в акустически довольно сложном зале. При этом система не демонстрировала ни единого признака перегрузки, «прокачать» огромный шумный зал ей оказалось вполне по плечу, как и продемонстрировать впечатляющую цепкость, моторность, прозрачность саунда без грамма резкости даже при очень значительном уровне громкости и полнейшую музыкальную всеядность. Видимо, не случайно номер модели усилителя мощности так красноречиво совпадает с немецкой легендой автомобилестроения от Porsche. Удивительная некритичность акустики к расстановке и уровню подводимой мощности вызвала желание поближе познакомиться с ее конструкцией. К тому же, удивило, что ленточный твитер, обычно являющийся слабым звеном по части нагрузки, тут выглядел столь же «мускулисто», как и его низкочастотная поддержка. При изучении фирменного каталога никаких экстраординарных новых изобретений не обнаружилось, динамики – действительно «классические», без применения камня, сгустков плазмы и секретных военных сплавов. Просто это сделано на таком высочайшем уровне технологий, до малейшей детали, что становится произведением искусства, а результаты – налицо. То бишь на слуху.       

Система Burmester: CD-плеер 061, фонокорректор 100, проигрыватель виниловых дисков Hanss Acoustics T-30, предварительный усилитель 035, усилитель мощности 911 mk3, АС В80 mk II


GONG-AV, VIP

В верхнем зале GONG-AV поставил свою главную систему, которая, собственно, только и могла быть собранной тут, нигде больше в Аквариуме не нашлось бы достойной адекватной по размерам площади. Величественные колонны АС Brodmann JB 205, корпуса которых сконструированы по принципу играющих рояльных дек, поддерживались свитой электронных компонентов двух компаний – darTZeel и Jadis. Это был еще один пример системы с переключаемым усилением, для более полного высвечивания разных черт звукового почерка всех участвовавших компонентов. Объемный и даже всеобъемлющий саунд этого «Монблана аудиофилов» окутывал всех слушателей не только в ближнем, но и в дальнем поле густым облаком плотного звучания. 

Brodmann, darTZeel и Jadis


Linn-Prestige, VIP

В качестве некоей полной противоположности масштабной и чрезвычайно требовательной к расстановке и электронике системе с «Бродманнами» рядом можно было оценить предельно лаконичную по составу и весьма компактную систему LINN, состоявшую всего лишь из пары активных АС и сетевого плеера, забиравшего файлы с музыкой по интернет-соединению с общественного мультимедийного сервера. Разумеется, никто всерьез не замышлял сравнивать подобные вещи, тут не только концептуальный, но даже ценовой уровень отличается, мягко говоря, весьма существенно. Но у этой «малой формы» тоже есть свои преимущества, в виде простоты и доступности инсталляции, а также дружественного отношения к пользователю. А системная лаконичность выглядит как минимум прогрессивно, то есть привлекательно для весьма и весьма многих.         

Система LINN Prestige: сетевой плеер Klimax DSM, АС Klimax 250А, мультимедийный сервер RipNAS Statement


В качестве общего заключения по выставке можно отметить, что в этом году она отличалась очень хорошей организацией и имела отчетливо «деловой» характер. Формат Аквариума, по сравнению с прошлым форматом Ирис Конгресс отеля, прижился без вопросов не с первого раза, но сейчас уже, видимо, можно считать его успешным. Отдельные комнаты, более изолированные друг от друга, от посторонних шумов и соседей по выставке способствовали нормальному прослушиванию и адекватному восприятию представленных инсталляций. За редкими исключениями, все представленные системы хорошо «прижились» на предоставленных им площадях и не демонстрировали фатальных проблем при взаимодействии с помещением. Правда, стало поменьше ощущения праздника, присущего прошлым выставкам в Ирисе, с его «винтовой» структурой этажей и сквозным центральным полем, вывешенными флагами компаний и ярким видеорядом, транслируемым отовсюду с настенных мониторов. Скопление народа также стало ощущаться в гораздо меньшей степени. Однако карнавал ушел, а деловая атмосфера заняла его место. Если расценивать выставку как важное мероприятие для всех заинтересованных специалистов, то это однозначно в плюс. Хотя и всем зашедшим посетителям, на наш взгляд, стало гораздо проще оценивать собственно выставочный контент. А праздник – он всегда в душе, особенно после таких массовых встреч с прекрасным.


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: