12 лидеров советского проката среди отечественных картин

Любимые киноленты наших родителей


Советский прокат был удивительной системой – в него иногда попадали откровенно скверные ленты, а те картины, что сегодня считаются шедеврами, долгое время не имели возможности встретиться со зрителями. Да и подсчет результатов показов в СССР был весьма своеобразным. Мы попытались подсчитать, какие картины в прошлом веке смотрели больше всего, и составили два списка – с отечественными и зарубежными кинохитами. Сегодня представляем первый из них.

12. «Джентльмены удачи» (1971) – 65 миллионов зрителей

12. «Джентльмены удачи» (1971) – 65 миллионов зрителей

Многие зрители, даже старшего поколения, ошибочно полагают, что комедию «Джентльмены удачи» снял режиссер Георгий Данелия, уж больно похожи шутки, да и актеры в фильме заняты привычные. Но на деле, Данелия выступил в «Джентльменах» «художественным руководителем» и соавтором сценария, а вот постановкой занимался Александр Серый, сегодня практически забытый современниками режиссер. Тюремный жаргон и манеры уголовников Серый знал не понаслышке – в свое время он отсидел несколько лет за драку, после чего долго не мог получить возможность снимать. Данелия пришел на помощь старому знакомому и выступил своеобразным «поручителем» – в тандеме они сняли настоящий шедевр.

11. «Человек-амфибия» (1962) – 65,4 миллиона зрителей

11. «Человек-амфибия» (1962) – 65,4 миллиона зрителей

Фантастические романы Александра Беляева во многом опередили свое время, чтобы воплотить часть из них на экране потребовалось почти полвека. Социальную драму «Человек-амфибия» в какой-то момент хотели снять в Голливуде, но очень скоро отказались от идеи – слишком сложно было снимать под водой. А наши постановщики Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев рискнули и сняли великолепную сказочную мелодраму с великолепными Анастасией Вертинской, Владимиром Кореневым и Михаилом Казаковым в главных ролях. В фильм влюбилась вся страна, картина стала символом хрущевской «оттепели». А Голливуд? Голливуд свой вариант смог снять только в 2018-м – Гильермо Дель Торо сделал из «морского дьявола» «Форму воды».

10. «А зори здесь тихие…» (1973) – 66 миллионов зрителей

10. «А зори здесь тихие…» (1973) – 66 миллионов зрителей

Картины на военную тематику – особая гордость советского кинематографа. Вряд ли кто-то умел снимать столь трогательные, пронзительные и личные ленты о самой большой мировой трагедии, какие удавались советским постановщикам, прошедшим Великую Отечественную. «А зори здесь тихие…» режиссера Станислава Ростоцкого – это недосягаемая вершина военного кино, творческий, драматический, художественный Эверест, к которому даже приблизиться могут единицы, не то что превзойти. Невероятной тонкости драма, заставляющая при просмотре рыдать даже самых крепких мужиков, стала настоящим событием в искусстве, и не только в советском – например, в Китае огромной популярностью пользуются и оригинальная повесть Бориса Васильева, и этот фильм, и снятый телевизионщиками Поднебесной сериал-ремейк.

9. «Новые приключения неуловимых» (1969) – 66,2 миллиона зрителей

9. «Новые приключения неуловимых» (1969) – 66,2 миллиона зрителей

Безусловно, если бы кто-то смог подсчитать точные суммы сборов первых «Неуловимых», которых показывали во всех кинотеатрах каждые школьные каникулы, они бы оказались где-то в первой тройке данного списка. Но поскольку подсчет в СССР велся только в рамках премьерного года, фильм 1966 года уступил своему сиквелу. Для продолжения, письмами с просьбами о котором зрители завалили «Мосфильм», пришлось придумывать новую историю, ведь оригинальный роман «Красные дьяволята» целиком вошел в сценарий первых «Неуловимых», и авторы справились с этим блестяще. «Новые приключения» во многом получились ярче, умнее, взрослее и опаснее предшественника – зрители остались очень довольны.

8. «Щит и меч» (1968) – 68,3 миллиона зрителей

8. «Щит и меч» (1968) – 68,3 миллиона зрителей

Фактически, именно драма «Щит и меч» должна занимать первую строчку данного списка, но по странному правилу в советском кинопрокате было принято брать за основу сборы только первой серии двух- и многосерийных лент. В сумме на четыре части «Щита и меча», а картина выходила в два приема, было продано 228 миллионов билетов, но «в зачет» пошли только 68 из них. И зрители не случайно массово шли в кинотеатры – увлекательный детективный военный фильм стал главной историей о советских разведчиках на последующие четыре года и уступил первенство народной любви только Штирлицу. Для актера Станислава Любшина роль в «Щите и мече» была далеко не первой, но именно после нее он проснулся настоящей звездой – любит наш народ героев в тылу врага.

7. «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965) – 69,6 миллиона зрителей

7. «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965) – 69,6 миллиона зрителей

Неунывающий студент Шурик, регулярно находящий приключения на свою белобрысую голову – один из самых любимых киногероев советских зрителей. Неудивительно, что два из трех канонических фильмов с участием этого героя находятся в нашем сегодняшнем списке («Иван Васильевич меняет профессию» в расширенном листе занимает 17-ю строчку). Считается, что образ непутевого, но отзывчивого молодого человека Георгий Данелия писал с себя и… Чарли Чаплина. Наверное, именно поэтому три новеллы из «Операции Ы» получились такими веселыми, озорными и яркими – вместе сошлись сразу несколько звезд, в кадре соединились талантливейшие актеры, а сюжеты были придуманы остроумные и дерзкие. Так делается кино, любимое десятилетиями.

6. «Экипаж» (1980) – 71,1 миллиона зрителей

6. «Экипаж» (1980) – 71,1 миллиона зрителей

«Экипаж» Александра Митты – проект экспериментальный, если не сказать экстравагантный для советского кино. Это двухсерийная драма, две части которой совершенно не похожи друг на друга, и каждая прекрасна по-своему. Неожиданное сочетание мелодрамы, социальной ленты и ранее неизведанного нашими режиссерами жанра фильма-катастрофы произвело взрывной эффект – очереди в московские кинотеатры на показы “Экипажа” можно было сравнить с количеством туристов, желающих посетить мавзолей. На долгое время картина стала эталоном остросюжетного кино для отечественных постановщиков, но повторить впечатляющие трюки и спецэффекты ленты Митты решались считанные единицы режиссеров. Даже в послесоветское время.

5. «Свадьба в Малиновке» (1967) – 74,6 миллиона зрителей

5. «Свадьба в Малиновке» (1967) – 74,6 миллиона зрителей

Довольно весело 50-летие Великой октябрьской революции отметили на Ленфильме – сняли оперетту по мотивам событий Гражданской войны. Решение выглядит дерзким и смелым только с высоты сегодняшних дней, в СССР при всей внешней строгости ничуть не стеснялись делать комедии на тему Гражданской и Великой Отечественной войн. Да и кино получилось таким милым, таким заводным и жизнеутверждающим, что все остальное ушло на второй план – зрители искренне переживали не только за мечущегося между красными и белыми деда Нечипора, но и за откровенно контрреволюционного Попандопуло. А все потому, что в фильме собраны прекрасные артисты, не влюбиться в героев которых было невозможно.

4. «Кавказская пленница» (1967) – 76,5 миллиона зрителей

4. «Кавказская пленница» (1967) – 76,5 миллиона зрителей

Одна из лучших советских комедий, “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”, вполне могла вообще не выйти на экраны – подготовка, сами съемки и особенно предпремьерная защита фильма перед комиссией Госкино СССР превратились для Леонида Гайдая в сложнейшее испытание. Уже готовый фильм мог отправиться на полку – “специалистам” не понравились образы троицы мошенников, товарища Саахова, да и Шурик многим казался слишком легкомысленным и неблагонадежным персонажем. Картину спас Генсек Леонид Брежнев – глава советского государства пришел от “Кавказской пленницы” в полнейший восторг и распорядился дать ленте приоритетную прокатную категорию – фильм прошел по стране самым широким прокатом и превратился в подлинный хит, разобранный на цитаты.

3. «Бриллиантовая рука» (1969) – 76,7 миллиона зрителей

3. «Бриллиантовая рука» (1969) – 76,7 миллиона зрителей

Нетрудно заметить, что по показателям зрительского интереса “Кавказская пленница” и “Бриллиантовая рука” идут “ноздря в ноздрю” – даже сегодня опросы покажут равный результат в соревновании зрительских симпатий к двум картинам. Как и в случае с экранными приключениями Шурика, столкновение Семена Семеновича Горбункова с контрабандистами едва не завершилось отправкой готовой картины в запасники “Мосфильма” – комиссия Госкино была недовольна всеми актерами: от Никулина и Миронова до Мордюковой и Светличной. И все же Гайдаю удалось протащить свой фильм в кинотеатры, и комедия моментально стала народной любимицей – фразы героев ушли в народ, а “Песня про зайцев” вошла в репертуар каждой советской семьи, собирающейся за большим праздничным столом.

2. «Москва слезам не верит» (1979) – 84,4 миллиона зрителей

2. «Москва слезам не верит» (1979) – 84,4 миллиона зрителей

Мелодрама режиссера Владимира Меньшова “Москва слезам не верит” после первых показов не вызвала особенно восторженных откликов – немногочисленные критики и чиновники Министерства культуры остались недовольны приземленностью характеров, банальностью взаимоотношений героев и бытовым мещанством, показанными в фильме. А вот простые зрители в героинях Алентовой, Баталова, Муравьевой и других, что называется, узнали себя, своих родных и близких. Это и стало причиной популярности картины в советских кинотеатрах, а вовсе не премия “Оскар” и не награды советского правительства, врученные ленте и ее создателям. Хотя , безусловно, приз американской киноакадемии добавил ярких красок и без того великолепному фильму.

1. «Пираты ХХ века» (1980) – 87,6 миллиона зрителей

1. «Пираты ХХ века» (1980) – 87,6 миллиона зрителей

Картину режиссера Бориса Дурова часто называют первым советским боевиком, но это в большой мере кокетство и попытка самым простым способом объяснить феноменальную популярность картины. Подлинные же причины успеха "Пиратов ХХ века" сформулировать в одной строке или даже абзаце невозможно, слишком много факторов мультиплицировались в этой работе. Действительно, это высокий образец советского экшена. Да, это великолепная актерская работа Николая Еременко и Петра Вельяминова. Совершенно точно, это уникальная атмосфера и необыкновенные морские пейзажи, на фоне которых разворачивается сюжет ленты. Но это далеко не все слагаемые популярности. Есть в "Пиратах" и что-то неподдающееся словесному описанию, какая-то магия настоящего героизма и самопожертвования. Это волшебство и притягивало миллионы зрителей к экранам тогда и сейчас.

Евгений Ухов


05 июля 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: