7 картин, обанкротивших создавшие их студии

Посчитали – прослезились


Даже после сотни лет своего существования кинематограф остается крайне рискованным бизнесом – никто не знает точно, что понравится зрителям, а на какие фильмы никто в кинотеатры не придет. Те студии, которые забывали хотя бы на мгновение, сколь шаток и мимолетен интерес публики к жанрам, сюжетам и звездам, часто оказывались на краю финансовой пропасти. Мы вспомнили несколько картин, отправивших своих создателей в тяжелый нокаут.

www.hi-fi.ru/upload/resize_cache/medialibrary/8b4/513_700_1/8b43667fdc2672809f6d046872dc9cb4.jpg' alt='«Врата рая» / Heaven's Gate (1980)' border='0' title='«Врата рая» / Heaven's Gate (1980)'/>

«Врата рая» / Heaven's Gate (1980)

Предыдущий фильм режиссера Майкла Чимино «Охотник на оленей» имел оглушительный успех у зрителей и критиков, и, понадеявшись на то, что в лице данного постановщика продюсеры нашли настоящую золотую жилу, студия United Artists вложила в драму «Врата рая» существенные деньги, а главное – дала Чимино полную свободу творчества. Свобода привела к огромному перерасходу средств и появлению фильма, который длится почти пять часов. Естественно, в таком виде «Врата рая» на экраны выпускать не стали, а пустили в прокат «усеченный» вариант, который с треском провалился. Для United Artists это стало тяжелым потрясением, от которого студия не смогла оправиться и вскоре перешла под внешнее управление.

«Остров головорезов» / Cutthroat Island (1995)

«Остров головорезов» / Cutthroat Island (1995)

В наш век неувядающей любви публики к франшизе «Пираты Карибского моря» сложно представить себе, что еще совсем недавно фильм об отважных корсарах и головокружительных морских сражениях может не просто провалиться в прокате, но и утащить на дно одну из самых известных в Голливуде студий. Но это случилось – в 1995 году приключенческий боевик режиссера Ренни Харлина «Остров головорезов» умудрился из потраченных на производство 98 миллионов долларов «отбить» только 10. С учетом инфляции на сегодня потери студии Carolco Pictures от выпуска «Острова» составили 150 миллионов – можно снять целых «Мстителей»! Очевидно, что оправиться от такого удара без потерь невозможно, и для Carolco это стало фатальным переломом – последовавший в том же году провал драмы «Шоугерлз» убил студию.

«Хрусталик и пингвин» / The Pebble and the Penguin (1995)

«Хрусталик и пингвин» / The Pebble and the Penguin (1995)

Готовы поспорить, вы не помните полнометражный мультфильм под названием «Хрусталик и пингвин». И это простительно – во-первых, в мировой прокат он вышел в середине 1990-х, когда анимации на экранах было в изобилии, а во-вторых, ничем примечательным этот мультик не выделяется, кроме, разве что, того, что он стал соломинкой, переломившей хребет большой студии. К 1995 году аниматоры из Don Bluth Entertainment сняли такие хиты, как «Американский хвост», «Все псы попадают в рай», «Дюймовочка» и «Земля до начала времен», а потому рассчитывали, что детская аудитория с радостью примет и пингвинячьи приключения. Но что-то пошло не так – из вложенных в производство ленты 30 миллионов долларов вернулась лишь десятая часть, и студия оказалась на пороге банкротства. От краха ее спасло приобретение мультипликационным подразделением Fox, хотя и про эту компанию у нас будет рассказ ниже.

«Поле битвы: Земля» / Battlefield Earth (2000)

«Поле битвы: Земля» / Battlefield Earth (2000)

Актер Джон Траволта после всплеска своей популярности в 80-х надолго пропал с радаров режиссеров и продюсеров и вернулся только после успеха трагикомедии Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Триумфальный камбек актера позволил Траволте заняться запуском в производство мечты всей своей жизни – экранизации фантастического романа главы сайентологической церкви Рона Хаббарда «Поле битвы: Земля». В то время как студии Fox и MGM от «удовольствия» погрузиться в инопланетный ужас отказались, новоявленная компания Franchise Pictures проявила к проекту интерес и нашла финансирование для постановки. Релиз обернулся катастрофой – фильм не окупил и трети из потраченных на съемки 75 миллионов долларов, а Franchise Pictures оказалась втянута в судебные разбирательства, где студию обвиняли в мошенничестве. Закончилось все это предсказуемым банкротством.

«Тайна красной планеты» / Mars Needs Moms (2011)

«Тайна красной планеты» / Mars Needs Moms (2011)

Режиссер и продюсер Роберт Земекис – человек в Голливуде крайне уважаемый и авторитетный, но даже у него далеко не все картины получаются успешными и прибыльными. В какой-то момент ему даже пришлось организовать собственную компанию Image Movers, чтобы в ее стенах воплощать в жизнь все свои планы. Основное подразделение этой студии занималось игровыми лентами, а на отделение с названием Image Movers Digital легли анимационные обязанности. На них-то студия и «поперхнулась» – фантастическое семейное приключение под названием «Тайна красной планеты», снятое совместно с Disney, обернулось потерями в 110 миллионов долларов. И если для «мышиного дома» это стало неприятной, но преодолимой проблемой, то анимационное подразделение студии Земекиса на этой почве свернуло деятельность, оставив в долгах материнскую компанию.

«Фантастическая четверка» / Fantastic Four (2015)

«Фантастическая четверка» / Fantastic Four (2015)

Безусловно, опрометчиво винить в печальной судьбе студии Fox один только неудачный проект, но пример с релизом «Фантастической четверки» в 2015 году выпукло демонстрирует, насколько катастрофическими были дела внутри компании в 2010-х. «Четверка» вышла на экраны по единственной причине – фильм нужно было снять, иначе права на персонажей вернутся в Marvel. И картина была снята, но она оказалась настолько беспомощной, слабой и унылой, особенно на фоне лент о Мстителях, что в результате получила титул худшей экранизацией комиксов в истории – авторы подготовились настолько плохо, что даже забыли упомянуть в фильме титульное название супергероической команды. По иронии судьбы попытка удержать у себя «Четверку» лишь приблизила Fox к расставанию с героями – в 2017 году студия Disney вступила в переговоры о приобретении компании со всеми «потрохами».

«Защитники» (2017)

«Защитники» (2017)

Режиссер Сарик Андреасян часто оказывается под прицелом отечественных критиков и особенно придирчивых зрителей, но это не мешало ему на протяжении многих лет снимать комедии, которые обычно окупались в прокате. Расширение поля жанров далось ему и его студии Enjoy Movies непросто – в попытке снять отечественный супергероический блокбастер Андреасян привлек средства множества инвесторов, в том числе и государства, но его «Защитники» не смогли стать российским «Темным рыцарем» или «Железным человеком». Несмотря на то, что лента, благодаря удачному прокату за рубежом, смогла «выйти в плюс», для компании картина стала тяжким бременем, тянувшим на дно – несколько судебных исков о возврате инвестиций подкосили Enjoy Movies, и студия объявила о банкротстве.

Евгений Ухов


26 августа 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: