8 малоизвестных, но крутых фильмов на тему постапокалипсиса


Там, за гранью...

Конец света – излюбленное кинематографистами сюжетное клише, резкая перемена или даже уничтожение привычного мира выплескивает на поверхность множество скрытых черт характеров героев. На тему апокалипсиса снято немало картин, но мы сегодня хотим обратить внимание на те, что не стали кассовыми лидерами или образцами подражания. Скромные и весьма бюджетные они привлекают некой особой атмосферой.

«Последняя битва» / Le Dernier Combat (1983)

«Последняя битва» / Le Dernier Combat (1983)

Сегодня знаменитый постановщик Люк Бессон тяготеет к масштабным постановкам с обилием компьютерных эффектов, но начинал он, как и многие его коллеги, с малобюджетных, но при этом крайне увлекательных зарисовок. Дебютной полнометражной лентой Бессона стала постапокалиптическая драма «Последняя битва», действие которой разворачивается на разрушенной неизвестным Концом Света планете, где люди почти утратили в себе все человеческое, и лишь главный герой стремится к свободе и развитию. Картина снята не только на черно-белую пленку, но еще и лишена диалогов (в ней за все время произносится лишь два слова), однако смотрится запоем и долго не выходит из головы.

«Ночь кометы» / Night of the Comet (1984)

«Ночь кометы» / Night of the Comet (1984)

Фантастический триллер «Ночь кометы» не стал суперхитом в момент своего появления на экранах, но затем обрел подлинно культовый статус у поклонников жанров фильмов ужасов, черной комедии и постапокалиптики. По сюжету картины, Земля оказывается в хвосте кометы, предыдущая встреча с которой закончилась вымиранием динозавров. В этот раз частицы космического вещества превратили землян в зомби, но «не только лишь всех» – кто-то, кто в момент происшествия находился под защитой металлических стен и крыши, выжил и теперь эти люди пытаются отстоять свое право на продолжение жизни. Любопытное кино, опередившее свое время.

«Власть огня» / Reign of Fire (2002)

«Власть огня» / Reign of Fire (2002)

Если устроить мысленное соревнование, какая из причин апокалипсиса в кино является самой нелепой, то «Власть огня» вполне может потягаться за самые верхние строчки такого хит-парада. Дело в том, что Землю в этой картине уничтожают… драконы, чью пещеру люди случайно обнаруживают в процессе постройки метрополитена. Огнедышащие твари очень быстро становятся доминирующим видом на планете, а человечество вынуждено рисковать остатками оружия и технологий, чтобы выжить во власти огня. Картина прошла в прокате довольно блекло, но сегодня пересматривать ее одно удовольствие – актерский костяк в ленте составляют Кристиан Бэйл, Мэттью Макконахи и Джерард Батлер.

«Батарейка» / The Battery (2012)

«Батарейка» / The Battery (2012)

Фильмы ужасов редко могут похвастать какими-то сногсшибательными бюджетами (если только за них не берется Джеймс Ван), но даже на фоне своих скромных собратьев «Батарейка» выделяется весьма и весьма. Картина Джереми Гарднера стоила в производстве всего какие-то 6 тысяч долларов, но смело может считаться эталоном постапокалиптической драмы – одновременно напряженной и увлекательной, воспевающей дружбу и взаимопомощь, но не слишком оптимистичной. Два главных героя картины пытаются найти безопасное место в мире, где большая часть людей превратилась в зомби, а выжившие порой даже опаснее ходячих мертвецов. Да, кино выглядит бюджетным, но атмосфера в нем завораживает – отличная камерная драма.

«Связь» / Coherence (2013)

«Связь» / Coherence (2013)

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, а сможем ли вообще понять в принципе, что Конец Света уже произошел, и как новый мир будет отличаться от прошлого существования? Научно-фантастическую драму «Связь» нельзя однозначно назвать постапокалиптикой, потому что герои картины присутствуют при этом самом пресловутом Армагеддоне, но выражается он в столкновении Земли с кометой и появлению вокруг героев параллельных реальностей. Никакими словами сюжетные коллизии «Связи» не передать – это нужно видеть – но мы можем гарантировать вам одно из самых удивительных путешествий туда, где законы привычного мира действовать перестают. Это ли не Конец Света?

«Бремя» / Cargo (2017)

«Бремя» / Cargo (2017)

Завязка драмы «Бремя» весьма банальна – мир охватила эпидемия вируса, превращающего людей в голодных мертвецов за считанные часы. В центре сюжета ленты супружеская пара, пытающаяся выжить вместе с младенцем в новом суровом мире где-то в австралийской глубинке. Когда один из супругов попадает под действие заразы, семья делает попытку совершить опасный переход через пустыню, кишащую тварями и потерявшими мораль людьми, к тому месту, где их малышка сможет вырасти. При всей банальности сюжета «Бремя» обволакивает атмосферой и постоянно заставляет зрителя делать вместе с героями сложные моральные и этические выборы – после Конца Света правила жизни становятся совсем другими.

«Птичий короб» / Bird Box (2018)

«Птичий короб» / Bird Box (2018)

И книга, и фильм «Птичий короб» вызвали достаточно оживленное обсуждение среди читателей и зрителей, но поскольку картина режиссера Сюзанны Бир не выходила в широкий кинотеатральный прокат, а осталась внутри видеосервиса Netflix, мы склонны отнести ее к разряду «малоизвестных». Конец Света в данном произведении наступил практически буквально – из-за нападения странных существ оставлять глаза открытыми вне безопасных мест стало смертельно опасно, поэтому люди вынуждены передвигаться по улице с завязанными глазами. Необычный подход к проблеме и весьма занятное его экранное воплощение. Настолько занятное, что авторы фильма были вынуждены обратиться к поклонникам с просьбой не повторять трюки киногероев – всем вдруг захотелось походить по улицам с повязками на лицах.

«Свет моей жизни» / Light of My Life (2019)

«Свет моей жизни» / Light of My Life (2019)

Картина «Свет моей жизни» совсем недавно прошла в российских кинотеатрах, но привлекла она мизерное количество зрителей – очевидно, что подобное кино комфортнее смотреть дома, ощущая себя в безопасности и спокойствии. Персонажам ленты приходится столкнуться со странной болезнью, она в считанные дни выкосила на планете почти всех женщин. «Ополовинивание» человечества ни к чему хорошему не привело – оставшиеся мужчины стремительно превращаются в жестоких дикарей. На этом фоне главный герой пытается скрыть, что его дочь выжила и остается едва не единственной потенциальной продолжательницей человеческого рода. Одновременно похожая и не похожая на знаменитую «Дорогу» лента Кейси Аффлека впечатляет эмоциональностью и искренностью любви отца и дочери.

Евгений Ухов


23 сентября 2019 года