Малоизвестные советские детективные фильмы

С которыми стоит ознакомиться

Советский детектив – уникальный киножанр. При всем желании показать превосходство социалистического строя над капиталистическим не могло руководство СССР лишить граждан удовольствия от просмотра фильмов про убийства, грабежи и мошенничество. Вот и приходилось авторам “маневрировать”, да так, что многие ленты оказались незаслуженно забыты. Мы вспоминаем сегодня те картины, которым и в свое время, и сейчас не достает внимания зрителей.


Ночной патруль (1957)

Ночной патруль (1957)

Через десять лет после окончания Великой Отечественной войны СССР уже в достаточной степени оправился от разрушительного нападения, но в стране появились новые проблемы. Детектив “Ночной патруль” – один из первых фильмов советского кинематографа, поднимающий тему теневой экономики, махинаций в торговле и снабжении. Главную роль в фильме сыграл Марк Бернес, его персонаж завязал с криминалом и оказывает помощь милиции и ОБХСС в борьбе с незаконным предпринимательством и бухгалтерскими махинациями на крупной базе.



“Тобаго” меняет курс (1965)

“Тобаго” меняет курс (1965)

В советском кино всегда весьма существенным было влияние пропаганды и идеологии, но добротному жанровому кино нужные партработникам вкрапления вполне могут и не мешать. Так, детектив “Тобаго меняет курс” с одной стороны рассказывает о смене власти в Латвии накануне Великой Отечественной войны, а с другой – делает упор не на победе в Прибалтике советской власти, а на непростых решениях, которые приходится принимать людям в момент исторической турбулентности. Герои фильма сходятся на корабле, спешно вывозящем ценности из страны.



Дела давно минувших дней... (1972)

Дела давно минувших дней... (1972)

Структура детектива “Дела давно минувших дней...” для нашего кино не является новаторской – так уж устроена история СССР, что без прошлого у страны не было ни настоящего, ни будущего. Вот и в данном случае следователям из начала 1970-х приходится обратиться к загадке полувековой давности – в 1926-м гибель антиквара привела к тому, что существенная сумма вывезенных из страны денег “зависла” в швейцарском банке. Расследование показывает, что советская власть вполне может добраться до царского золота, спрятанного за границей.



Круг (1972)

Круг (1972)

В трилогии Герберта Раппапорта “Два билета на дневной сеанс”, “Круг” и “Меня это не касается” второй фильм считается самым слабым, но лишь потому, что в нём авторы меньше внимания уделяют развитию характеров персонажей и с большим интересом выстраивают детективную фабулу. С этой точки зрения “Круг” должен нравиться поклонникам “чистого детектива” – инспектор Алешин в исполнении Александра Збруева идет здесь по следам преступных махинаций на фармацевтическом складе – опиум здесь был подменен мелом.



Пятьдесят на пятьдесят (1973)

Пятьдесят на пятьдесят (1973)

Военные детективы – важная часть советского киноискусства, ведь на протяжении всей своей истории СССР находился в конфронтации с западными государствами. От иностранных шпионов в Советском Союзе, кажется, было не продохнуть, поэтому требовалось на каждого их “бонда” отправлять за границу своего “исаева”. Детектив “Пятьдесят на пятьдесят” работает именно в этом дискурсе – в Подмосковье орудует западная разведка, а значит, наш отважный рыцарь пера и шпаги с лицом Василия Ланового должен отправиться в ФРГ и сорвать вражескую диверсию.



Авария (1974)

Авария (1974)

Как известно, Прибалтика всегда была “советской заграницей”, а потому, где, как не здесь, снимать фильмы о зарубежных странах со всеми их проблемами, загниванием и скорым распадом. Детективная драма “Авария” является экранизацией пьесы швейцарца Фридриха Дюрренматта и рассказывает о своеобразной игре, которую в своё нерабочее время устраивают судья, прокурор, адвокат, палач и их случайный гость. Игра оказывается совсем нешуточным “делом об убийстве”, за которое кто-то должен понести ответственность.



Ралли (1978)

Ралли (1978)

Спортивный детектив “Ралли” – ещё один яркий и недооцененный продукт прибалтийских кинематографистов. На рижской киностудии постановщик Алоиз Бренч снял фильм о команде спортсменов-раллистов, обнаруживших в своем авто дорогую картину, предназначенную для контрабанды за рубеж. Не желая сниматься с соревнований на время расследования, гонщики решают сами защитить вывозимый в Германию раритет, но едва не платят за это своими жизнями. Отличный впрыск адреналина для зрителей всех возрастов.



Инспектор Гулл (1979)

Инспектор Гулл (1979)

Советский детектив “Инспектор Гулл” с Юозасом Будрайтисом в главной роли – своеобразный “доисторический” вариант популярного сериала “13 причин почему”. По сюжету в большую семью, отмечающую праздник, приходит полицейский инспектор и рассказывает о недавней гибели молодой девушки – оказывается, что каждый присутствующий может являться причиной её самоубийства. В оригинальной пьесе заглавному инспектору придаются мистические черты “ангела возмездия”, но в нашем кино всё прозаичнее – это “всего лишь” неплохой детектив.



Ошибка Тони Вендиса (1981)

Ошибка Тони Вендиса (1981)

Картину “Ошибка Тони Вендиса” посмотреть стоит хотя бы потому, что снят этот детектив о порочном мире западной аристократии не где-нибудь, а в советской Молдавии – да-да, на “Молдова-фильм”. Представляете, как создателям ленты пришлось постараться, чтобы сделать из Игоря Костолевского чемпиона мира по теннису, купающегося в роскоши! В ход пошли даже “украденные” музыкальные композиции групп “Pink Floyd” и “Kraftwerk”, добавленные в саундтрек. Впрочем, сюжет тут вполне сносен – и преступление есть, и наказание присутствует.



Пропавшие среди живых (1981)

Пропавшие среди живых (1981)

Не секрет, что Александр Демьяненко, несмотря на всенародную любовь, всю свою жизнь пытался вырваться за ограничительные флажки, выставленные ему образом Шурика из комедий Гайдая. Увы, одолеть зрительское предубеждение ему так и не удалось – любые другие его роли всерьез не воспринимались. А зря. Например, “Пропавшие среди живых” – отличный детектив, и Демьяненко играет здесь капитана милиции. Сюжет картины выстроен вокруг дела об угонщике автомобилей, который жестоко расправляется со свидетелями. И ни единого повода для шуток.



24 октября 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

4.00