Качаем мускулы

Сравнительный тест многоканальных усилителей мощности за 50—100 тыс

Качаем мускулы
Многоканальные усилители мощности

«Цифра» и «аналог» — два непересекающихся мира, тесно соседствующих в современной технике. Но порой эти вселенные лучше максимально изолировать друг от друга — на благо качеству звучания и, как ни странно, кошельку
Интегрировать или разделять? При проектировании домашней электроники этот вопрос возникает постоянно. Плюсы интегрированного решения очевидны — объединение в одном корпусе нескольких функциональных компонентов системы позволяет не только сэкономить средства, избавившись от лишних корпусов, соединителей и отдельных блоков питания, но и освободить драгоценное место в стойке с аппаратурой. Да и инсталляция, настройка и управление таким комбайном, как правило, проще. В результате удается снизить цену устройств, одновременно повышая их дружественность к пользователям. С другой стороны, всякий комбайн — это компромисс. На какие жертвы приходится идти ради достижения вышеозначенных целей, хорошо видно на примере AV-ресивера. В его состав входят два крупных функциональных блока. Один занимается декодированием и обработкой цифровых потоков и переводом многоканального саундтрека из цифрового вида в аналоговый, а второй усиливает аналоговые сигналы до уровня, необходимого акустике. Общими у них бывают обычно не только корпус, но и система энергоснабжения. В дорогих моделях делают раздельные блоки питания для цифровой и аналоговой частей, но трансформатор чаще всего используют один, подключая указанные БП к разным вторичным обмоткам. В бюджетных аппаратах энергия подается и вовсе с единого блока. Проблема здесь в том, что требования к питанию у этих подсистем не только неодинаковы, но порой противоречивы. Усилителям необходимы солидный запас мощности и способность блока питания одномоментно отдать большой ток. Цифровые же схемы отличаются невысоким потреблением, но чувствительны к стабильности питающего напряжения. Кроме того, внутри корпуса между этими модулями возникают взаимные электромагнитные наводки, которые не способствуют повышению качества звучания. И, наконец, существует проблема различной скорости морального старения блоков. Если цифровая часть ресивера с появлением новых звуковых или видеоформатов, а также с выходом более продвинутой элементной базы устаревает за пару лет, то хороший усилитель мощности прослужит не одно десятилетие, нисколько не утратив своей актуальности. Вывод напрашивается сам собой — цифровую и усилительную части логичнее оформлять как отдельные компоненты. Сравнением многоканальных усилителей мощности, относящихся к наиболее доступному сегменту, мы и займемся.

Тестовая система

1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
3. AV-процессор – Cary Cinema 12
4. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
5. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
6. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
7. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
8. Тыловая акустика – ELAC FS-247
9. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
10. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900


Тестовый материал

1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD 
4. Образ диска DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES
5. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS
6. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
7. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16



Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Anthem PVA5
Цена – 63 000 руб.

В области оснащения домашних кинозалов высшей категории авторитет заокеанских компаний не подлежит сомнению. Вот и в нашем тесте большинство участников имеют корни на североамериканском континенте, в том числе и Anthem PVA5
Канадский консорциум Sonic Frontiers International объединяет несколько известных в аудиомире брендов, среди которых — собственно Sonic Frontiers, Paradigm и Anthem. Под маркой Anthem выпускается электронное оборудование высшего уровня для оснащения домашних кинотеатров — AV-процессоры, AV-ресиверы и многоканальные усилители мощности. Вся техника Anthem не только спроектирована, но и сделана в Канаде, что в наше время встречается все реже. Усилители мощности разделены на две серии — старшую MCA и младшую PVA. В линейку MCA входят двух-, трех- и пятиканальные модели. PVA более разнообразна — здесь можно выбрать аппарат с двумя, четырьмя, пятью, семью и восемью каналами усиления. Внутри семейства все компоненты максимально унифицированы — от одинаковых корпусов до типовых усилительных модулей. В сегодняшнем соревновании принял участие пятиканальник из младшей серии. Монолитность вороненого алюминиевого фасада нарушают лишь выключатель питания и единственный светодиод, чье голубое свечение свидетельствует о том, что устройство готово к работе, а красный цвет означает переход усилителя в режим Standby. Порядок управления питанием можно выбирать переключателем на задней стенке корпуса. Предлагается либо включать усилитель вручную, либо командовать питанием дистанционно через триггер (вход и выход 12 В расположены рядом с переключателем), либо активировать автомат, который при отсутствии полезного сигнала на входах в течение 20 минут будет переводить Anthem PVA5 в состояние Standby. Под металлической крышкой скрывается большой тороидальный трансформатор, установленный по центру у задней стенки. Перед ним смонтирована плата общего блока питания с батареей из шести емкостей фильтра по 10 000 мкФ каждая. Модули усилителей находятся справа и слева от силового трансформатора. Тип этих модулей определяется суммарным количеством каналов усиления модели. В пятиканальной версии использованы два двухканальных и один одноканальный модуль. При этом все три радиатора охлаждения выходных каскадов идентичны, различаются лишь прикрепленные к ним платы. Охлаждение в Anthem PVA5 организовано достаточно оригинально. Инженеры не стали делать в стенках корпуса множество вентиляционных отверстий (хотя дополнительные решетки все же есть), а прорезали широкие проемы как раз в размер радиатора охлаждения. Такие отверстия имеются в верхней крышке и на днище. В результате торцы радиатора оказываются совершенно открытыми, что способствует эффективному охлаждению и позволяет обойтись без принудительной вентиляции. Для соединения с AV-процессором или ресивером предлагается лишь обычный интерфейс на разъемах RCA — балансная коммутация реализована только в старшей серии усилителей MCA. Солидные позолоченные разъемы размещены на задней стенке корпуса достаточно свободно, благодаря чему можно без проблем подключать самые толстые межблочные кабели. Акустические терминалы отличаются специальной конфигурацией пластиковых вставок на винтовых зажимах, облегчающей подсоединение кабелей, разделанных лопатками. 
Саундтреки к кинофильмам Anthem PVA5 подает масштабно и размашисто. Ощущается большой запас мощности, что позволяет четко и без лишней суеты отрабатывать самые напряженные сцены современных блокбастеров. На музыкальном материале обращают на себя внимание очень натуральная передача тембров и живость акустических инструментов. Однако при этом усилитель порой сглаживает пики и маскирует мельчайшие детали, что на слух воспринимается как смягчение звуковой картины. В особенности эта черта проявляется при прослушивании задорных рок-композиций, а также симфонических произведений в исполнении БСО.


Результаты измерений: 
Довольно рано начинающийся спад частотной характеристики усилителя Anthem PVA5 определяет неравномерность в полосе звуковых частот в 0,36 дБ (рис. 1). 
Верхняя граничная частота по уровню –3 дБ не выбирается на 80 кГц (значение на этой частоте –2,9 дБ). В целом показатели неплохие, но в рамках нашей подборки они стали худшими. Из выделяющихся положительных моментов отметим высокое отношение сигнал/шум (112 дБА). По уровню привносимых искажений устройство — лидер теста (в положительном смысле). КНИ в зоне рабочих мощностей на любых слышимых частотах и любой комбинации балласта на выходе измеряется десятитысячными долями процента (рис. 2 для нагрузок 8, 4, 2 Ом, 1 кГц). 
Запас выходной мощности ограничен зоной клиппирования сигнала, и максимумы составляют 115 Вт (8 Ом) и 270 Вт (2 Ом). Ослабление сигнала между двумя соседними каналами достаточное (рис. 3). 
Значение этого параметра на частоте 10 кГц не более –60 дБ. Коэффициент демпфирования равен 160.


Паспортные данные:
Название – Anthem PVA5 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 105 x 5 | Выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт – 140 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 10—80 000 (по уровню –3 дБ, 125 Вт, 8 Ом) | Гармонические искажения (125 Вт, 8 Ом, 1 кГц), % – 0,002 | Отношение сигнал/шум, дБ – 122 | Демпинг-фактор – 200 (1 кГц, 8 Ом) | Энергопотребление, Вт – 1125 | Аудиовходы – RCA (5) | Сертификация – нет | Габариты, см – 43,8 x 14,9 x 33,5 | Масса, кг – 16,5


Оценки:

1. Качество изготовления - 95%
2. Звучание в кино - 90%
3. Звучание музыки - 90%
4. Эргономика - 90%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: отличная энерговооруженность, надежная конструкция, доступная цена
Минусы: нет балансной коммутации, порой смягчает акценты саундтрека


Вывод:
Достойный представитель американской усилительной школы поможет озвучить помещения большой площади и успешно справится с самой сложной акустикой. Для компактных же домашних кинозалов лучше поискать что-то более утонченное

Atoll AV500
Цена – 49 900 руб.

Единственный представитель Старого Света в тесте не похож на других участников ничем, кроме того, что у него пять каналов усиления. Он самый маленький, самый легкий, самый маломощный и самый доступный. Но не спешите делать окончательные выводы
Французская компания Atoll Electronique была основана братьями Стефаном и Эммануэлем Дюбрёй (Stéphane & Emmanuel Dubreuil) в сентябре 1997 года. Особой ее гордостью является то, что вся продукция собирается исключительно вручную на заводе в городке Бресей (Brécey) в Нижней Нормандии. В основном фирма занимается производством высококачественных стереофонических электронных компонентов для систем высшего уровня, но в ее номенклатуре нашлось место и многоканальной электронике для оснащения домашнего кинотеатра. Atoll Electronique предлагает целый ряд многоканальных усилителей мощности, среди которых Atoll AV500 — единственный, оснащенный пятью каналами. Причем, судя по техническим характеристикам, эта модель не занимает верхнюю позицию в иерархии — по мысли инженеров, топовым вариантом будет сочетание стереофонического и трехканального мощника. 
На строгом алюминиевом фасаде, кроме большого логотипа компании слева, есть лишь один светодиод, говорящий о подаче питания. Сетевой выключатель находится на задней стенке и совмещен с розеткой для силового кабеля. Причем это единственный способ включать и выключать аппарат, поскольку ни возможности дистанционного управления питанием, ни автомата отключения при отсутствии полезного сигнала на входах здесь нет. Коммутационная панель приятно удивляет качеством акустических терминалов и поражает обилием портов. Балансной коммутации с AV-процессором или ресивером усилитель не имеет, зато разъемов RCA — по паре на каждый канал. Поначалу это несколько озадачивает. Но, присмотревшись внимательнее, обнаруживаешь, что наряду с входом предлагается и выход с каждого канала. Такое решение позволяет легко организовать отдельное усиление по полосам, связывая несколько мощников в цепочку. 
Внутри корпуса по центру расположены два тороидальных трансформатора средних размеров. Остальные элементы смонтированы на большой печатной плате, занимающей всю оставшуюся площадь. Даже радиаторы охлаждения выходных каскадов, индивидуальные для каждого транзистора, закреплены прямо на текстолите. Фильтрацию в блоке питания осуществляют десять емкостей по 6800 мкФ каждая. Монтаж выполнен очень аккуратно. В отличие от североамериканских конкурентов по тесту Atoll AV500 по своим техническим показателям принципиально не отличается от усилительной части современных AV-ресиверов среднего уровня. Однако такое впечатление может сложиться лишь в том случае, если ограничиться изучением таблицы характеристик компонента и ознакомлением с его конструкцией. Но достаточно послушать связку этого мощника с AV-процессором или ресивером, обладающим качественной цифровой частью, как мнение моментально изменится. Конечно, французский аппарат вряд ли сразит напором и драйвом, как было с американцами. Но в то же время он бережнее обращается с мельчайшими деталями звуковой картины, наполняя пространство дыханием послезвучий. Саундтрек подается легко и воздушно, что оказывается весьма кстати при воспроизведении музыкальных записей. Но и в кино Atoll AV500 облагораживает звучание кинотеатральной системы, если подобрать к нему подходящую акустику.


Результаты измерений: 
Усилитель Atoll AV500 дал большинство худших в нашем тесте величин измеряемых показателей. В первую очередь это относится к выходной мощности. Максимум при уровне искажений 0,7% и нагрузке 8 Ом составил 100 Вт на 1 канале, при 2-омном балласте — 165 Вт. Продукты нелинейных искажений в численном выражении тоже выглядят хуже, чем у других. Причем здесь важно отметить приличную разницу в значениях параметров при различных комбинациях мощности, частоты и нагрузки. Лучшие значения КНИ приобретает при средней выходной мощности на низких частотах — сотые доли процента, а худшие — на СЧ и ВЧ при низкоомных нагрузках: десятые доли процента, вплотную граничащие с планкой различимости (рис. 2 для трех нагрузок на 1 кГц). Добавим сюда же низкий коэффициент демпфирования (40), невысокое отношение сигнал/шум (104 дБА) и стабильно высокий во всей полосе звуковых частот уровень проникающего сигнала между каналами (–53 дБ на 10 кГц) (рис. 3). Однако есть и положительные моменты. Неравномерность частотной характеристики отменно мала — 0,07 дБ. Спад графика на частоте 80 кГц составляет –0,5 дБ (рис. 1).

Паспортные данные:
Название – Atoll AV500 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 85 x 5 | Выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт – 100 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 5—200 000 | Гармонические искажения, % – 0,005 | Отношение сигнал/шум, дБ – 100 | Демпинг-фактор – нет данных | Энергопотребление, Вт – 660 | Аудиовходы – RCA (5) | Аудиовыходы – RCA (5) | Сертификация – нет | Габариты, см – 44,0 x 9,0 x 27,0 | Масса, кг – 12,0

Оценки:

1. Качество изготовления - 95%
2. Звучание в кино - 85%
3. Звучание музыки - 90%
4. Эргономика - 90%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: компактность, выразительное, детальное звучание, доступная цена
Минусы: не подойдет для больших кинозалов, нет балансной коммутации

Вывод:
По-французски благородная и эмоциональная подача саундтреков позволяет использовать этот усилитель в составе универсальных систем с акцентом на прослушивание музыки. В комнате средних размеров энерговооруженности Atoll AV500 будет вполне достаточно для создания плотного окружающего звукового полотна при сопровождении кинофильмов


Onkyo PA-MC5500
Цена – 71 000 руб.
 
Единственный участник нашего теста, спроектированный в Японии и оснащенный девятью каналами усиления. То есть за те же деньги вы получаете на четыре усилителя мощности больше, да еще сертифицированных по спецификации THX Ultra2
Фирма Onkyo, как и другие крупные производители бытовой электроники из Японии, при оснащении домашних кинотеатров делает ставку на AV-ресивер как на наиболее сбалансированное решение. Поэтому ресиверов в ее номенклатуре великое множество — на всякий вкус и кошелек. Но на самой вершине иерархии компонентов для домашнего кинотеатра находятся все-таки раздельные устройства — AV-процессор Onkyo PR-SC5509 и многоканальный усилитель Onkyo PA-MC5500, впитавший в себя все многолетние наработки компании в области звукоусиления. Огромный металлический корпус украшает монолитная алюминиевая панель со знакомым по другой технике Onkyo фирменным изгибом. В центре фасада красуется большой индикатор включения питания, а светодиод и клавиша перевода усилителя в режим ожидания смонтированы слева от него. Кроме того, здесь же, внизу, есть и главный выключатель, полностью обесточивающий аппарат. На этом возможности управления питанием не исчерпываются. На задней стенке корпуса есть вход триггера 12 В для дистанционного включения усилителя и переключатель, активирующий автоматический режим, в котором Onkyo PA-MC5500 при отсутствии в течение трех часов полезного сигнала на всех его входах переводится в состояние Standby. Коммутационная панель, расположенная сзади, четко и логично разделена на зоны. Входы и выход каждого канала усиления сгруппированы вместе, поэтому перепутать что-либо при коммутации очень сложно. Задачу облегчает и традиционная для Onkyo цветная маркировка акустических терминалов (соответствующие цветные наклейки на кабели входят в комплект поставки). Для соединения с AV-процессором или ресивером предлагается как балансный, так и небалансный интерфейс, что оправданно, учитывая наличие выходов XLR у процессора Onkyo PR-SC5509, на работу с которым, собственно говоря, и ориентирован рассматриваемый усилитель. Переключатель типа входа — индивидуальный для каждого канала, что допускает смешанную коммутацию. Все разъемы и акустические терминалы — самого высшего качества и смонтированы достаточно свободно, благодаря чему облегчается подсоединение толстых кабелей. Лишь выстроенные в ряд акустические клеммы расположены довольно плотно, ведь их здесь восемнадцать штук. Да, эта модель оснащена девятью каналами усиления, что опять же вполне логично, если вспомнить о количестве каналов у партнера-процессора. Но как же инженерам Onkyo удалось скомпоновать девять каналов усиления в объеме, в котором американцы располагают пять, максимум семь усилителей? В поисках ответа на этот вопрос заглянем внутрь. Непосредственно с тыльной стороны лицевой панели закреплен крупный тороидальный трансформатор BANDO в сплошном металлическом экране. Справа и слева от него в кожухах смонтированы вентиляторы (Onkyo PA-MC5500 — единственная в подборке модель с принудительной вентиляцией), направленные на ребра литого радиатора охлаждения выходных каскадов. Радиатор рассекает поперек внутреннее пространство корпуса, попутно экранируя усилительные каскады от наводок силового блока. Усилители мощности скомпонованы в виде небольших модулей, вставленных в главную плату, которая закреплена на задней стороне радиатора охлаждения. В выходных каскадах усилителей работают транзисторы Toshiba. 
Аппарат продемонстрировал очень нарядное, мягкое и детальное звучание — в лучших традициях ресиверов Onkyo. При сопровождении кинофильмов саунд PA-MC5500 может показаться легковеснее, чем у американских соперников, хотя к обработке динамических пиков придраться сложно. Но мяса в подаче напряженных сцен блокбастеров здесь меньше — звук имеет более изысканный характер, что положительно сказывается при прослушивании музыкальных произведений, записанных камерными акустическими коллективами. Аккуратное воссоздание мельчайших деталей создает удивительное ощущение присутствия при живом исполнении. 

Результаты измерений: 
Усилитель Onkyo PA-MC5500 выделился тем, что не проявил себя ничем особенным. Среди полученных в ходе измерений значений различных параметров нет ни худших, ни лучших величин в рамках нашей подборки — этакий середнячок. Подобный результат следует охарактеризовать как гармонично сбалансированный. Неравномерность частотной характеристики в полосе звуковых частот не превышает 0,11 дБ. Спад графика на 80 кГц составляет –1,1 дБ (рис. 1). 
Максимальная выходная мощность на одном нагруженном 8 Ом канале составляет 165 Вт, для 2 Ом максимум — 215 Вт (рис. 2). 
В последнем случае заметны ограниченные возможности выходных каскадов усилителя мощности при работе с низкоомной нагрузкой. Помимо снижения выходной мощности наблюдается и рост нелинейных искажений. При рекомендованных производителем значениях нагрузочного балласта (4—16 Ом) КНИ не выходит за пределы сотых долей процента. Коэффициент демпфирования достаточный, 110 ед. Проникновение сигнала между соседними каналами ниже порога различимости на любом сигнале (рис. 3). 
Для частоты 10 кГц ослабление соответствует –65 дБ. Взвешенный показатель шума не превышает –109 дБА.

Паспортные данные:
Название – Onkyo PA-MC5500 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 150 x 9 | Выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт – нет данных | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3…+1 дБ) | Гармонические искажения, % – 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – 110 | Демпинг-фактор – 60 (1 кГц, 8 Ом) | Энергопотребление, Вт – 1050 | Аудиовходы – XLR (9), RCA (9) | Сертификация – THX Ultra2 | Габариты, см – 43,5 x 19,9 x 45,9 | Масса, кг – 23,0

Оценки:

1. Качество изготовления - 95%
2. Звучание в кино - 90%
3. Звучание музыки - 90%
4. Эргономика - 95%

Итоговая оценка 90%



Плюсы: девять каналов усиления, высокая детальность звучания, гибкость коммутации и управления, сертификация THX Ultra2
Минусы: при загрузке всех каналов возможно проседание динамики

Вывод:
Уникальная возможность получить от уважаемого производителя девять сертифицированных THX Ultra2 каналов усиления по цене пяти. Оптимальный вариант для домашних кинотеатров с девятиканальной системой окружающего звучания

Parasound A52
Цена – 71 170 руб.

Для американской компании Parasound разработка и производство электронных компонентов для домашних кинотеатров высшей категории — приоритетное направление деятельности. Это совсем не удивительно, учитывая популярность такой техники за океаном
Многоканальный усилитель мощности Parasound A52 относится к элитной серии компонентов HALO, что полностью определило дизайн его фасада. Полированная алюминиевая плита цвета шампань с названием и логотипом фирмы в центральной части рассечена внизу по горизонтали углублением, скрывающим клавишу включения питания и набор светодиодов. Пять из них служат индикаторами режима работы каждого канала усиления, а шестой сообщает о перегреве аппарата. Учитывая немалый вес модели, весьма полезными будут ручки для переноски на задней стенке. При необходимости можно приобрести набор кронштейнов для монтажа компонента в стандартную 19-дюймовую стойку. Сверху на корпус надет металлический кожух с множеством вентиляционных отверстий. Под ним, сразу за лицевой панелью, смонтирован огромный тороидальный трансформатор, закрытый для минимизации наводок на усилительные каскады сплошным экраном из металла, а непосредственно за трансформатором установлены платы блока питания и коммутации. В фильтрах блока использованы шесть емкостей по 10 000 мкФ. Каждый усилитель собран на отдельной печатной плате, закрепленной на литом ребристом радиаторе охлаждения. Вдоль правой стенки корпуса расположились три таких радиатора, а вдоль левой, соответственно, еще два. Входные каскады выполнены на JFET-транзисторах (Junction Field Effect Transistors) по полностью балансной схеме. На выходе каждого канала усиления работают шесть полевых (MOSFET) транзисторов, обеспечивающих в выходных цепях ток до 30 А. При этом демпинг-фактор на частоте 20 Гц, по заверениям производителя, превышает 1000 ед., что позволяет использовать Parasound A52 практически с любой акустикой. Для коммутации с AV-процессором или ресивером можно задействовать не только обычный интерфейс с разъемами RCA, но и балансное соединение на разъемах XLR, избавляющее от помех при внушительных длинах межблочных кабелей. Правда, переключатель типа входа здесь общий, поэтому применить смешанное подключение не удастся. Рядом с этим переключателем расположены вход и выход триггера 12 В и управление автоматом включения и отключения питания, который может работать в трех режимах — ручном, когда включать или выключать усилитель придется кнопкой на лицевой панели, по сигналу триггера от AV-процессора или ресивера либо в зависимости от наличия полезного сигнала на одном из входов аппарата. При этом есть возможность регулировки чувствительности автомата по входу. Терминалы для подсоединения акустических систем — среднего размера, позолоченные, с цветными пластмассовыми гайками.
При сопровождении кинофильмов Parasound A52 демонстрирует истинно американский размах, создавая масштабное окружающее звуковое поле. Прекрасно, без излишней натужности он отрабатывает динамические всплески в напряженных моментах современных блокбастеров, но вместе с тем и второстепенным деталям саундтрека уделяет должное внимание. При работе с музыкальным материалом особенно хорошо удаются ему задорные рок-композиции и симфонические произведения в исполнении БСО. Необходимого масштаба, удали и драйва усилителю не занимать! Однако и спокойные камерные записи преподносятся очень натурально и воздушно, с бережной передачей мельчайших подробностей и тончайших послезвучий.


Результаты измерений: 
По совокупности измеренных параметров Parasound A 52 занимает вторую строчку после лидера нашего теста. Но, по сути, разница крайне мала и несущественна, а некоторые характеристики являются рекордными. Пожалуй, единственным слабым моментом является недобор мощности на 2-омной нагрузке — при значении чуть выше 300 Вт срабатывает электронная защита. На нагрузку 8 Ом усилитель отдает 170 Вт (рис. 2). Нелинейные искажения в большей части комбинации мощность — нагрузка — частота измеряются десятитысячными долями процента. Межканальное ослабление сигнала на 10 кГц составляет 73 дБ (рис. 3). Коэффициент демпфирования равен 150 ед. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики в полосе слышимых частот не более 0,06 дБ — лучшее значение в подборке. Спад на 80 кГц не превышает –0,7 дБ (рис. 1). Отношение уровня выходного сигнала к шуму составляет 104 дБА.


Паспортные данные:
Название – Parasound A52 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 125 x 5 | Выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт – 225 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3 дБ, 1 Вт) | Гармонические искажения (125 Вт, 8 Ом), % – менее 0,2 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 104 | Демпинг-фактор – более 1000 (20 Гц) | Энергопотребление, Вт – 1200 | Аудиовходы – XLR (5), RCA (5) | Сертификация – THX Ultra2 | Габариты, см – 43,7 x 13,3 x 50,1 | Масса, кг – 22,8


Оценки:

1. Качество изготовления - 95%
2. Звучание в кино - 95%
3. Звучание музыки - 95%
4. Эргономика - 90%

Итоговая оценка 95%


Плюсы: огромный запас мощности, чистое и детальное звучание, балансная коммутация
Минусы: общий переключатель типа входов


Вывод:
Его близкие родственники озвучивают кинозалы известнейших киностудий — Lucasfilm, Pixar, Universal и Warner Bros. Позвольте себе немного Голливуда. Поверьте, оно того стоит

ATI 1805
Цена – 96 500 руб.

Этот усилитель собрал в свою копилку все превосходные эпитеты. Самый крупный, самый тяжелый, самый мощный и самый солидный участник теста. Как следствие, и самый дорогой. Сможет ли он выйти в победители с учетом всех факторов? 
Название ATI представляет собой аббревиатуру от Amplifier Technologies Inc. И действительно, фирма узко специализируется на электронных компонентах для домашних кинотеатров, причем, кроме усилителей, выпускает только AV-процессоры. Зато спектр ее усилительной техники весьма широк, и можно легко подобрать необходимые компоненты для оснащения кинозала любого размера и сложности. Вся продукция ATI не только разрабатывается, но и изготавливается в Лос-Анджелесе, что в наше время стало большой редкостью. Серия многоканальных усилителей мощности 180х включает шесть устройств, различающихся количеством каналов усиления — от двух до семи, что и отражено в последней цифре индекса конкретной модели. По понятным причинам для теста мы выбрали пятиканальный вариант. Корпуса унифицированы для всех усилителей семейства, чем и объясняются внушительные размеры нашего экземпляра. На лицевой панели из черного алюминия расположены крупный логотип компании, клавишный выключатель питания и три светодиода — Standby, On и Peak. Корпус закрыт металлической крышкой с множеством вентиляционных отверстий не только сверху, но и на боковых стенках. Внутри сразу за фасадом смонтированы два огромных тороидальных трансформатора. Один из них питает три канала усиления, другой, соответственно, два. Никаких специальных мер по экранированию этих исполинов не предусмотрено. Слева вдоль боковой стенки установлена небольшая плата автомата управления питанием компонента, а остальное внутреннее пространство отдано моноблокам усилителей мощности. Каждый из них оснащен собственным блоком питания, что минимизирует влияние усилителей друг на друга. Вся поверхность платы закрыта ребристым радиатором охлаждения выходных каскадов, выполненных на двенадцати транзисторах Toshiba. Если заполнить все свободное место внутри корпуса, то туда войдет как раз семь таких усилительных модулей, и в нашем случае два слота свободны. Обилие вентиляционных отверстий в крышке и днище, а также большая площадь радиаторов охлаждения позволяет обойтись без принудительной вентиляции. Конструкция модели производит настолько фундаментальное впечатление, что напоминает военную технику, рассчитанную на прямое попадание артиллерийского снаряда. Для соединения с AV-процессором или ресивером есть лишь разъемы RCA — балансную коммутацию фирма приберегла для усилителей из старших серий. Однако сами разъемы очень качественные, тут все как положено — надежное крепление, позолота контактных поверхностей. Акустические же терминалы вполне обычные, пластиковые. Стоит обратить внимание на нестандартную силовую розетку, смонтированную на корпусе, — земляной контакт в ней расположен не вертикально, как два соседних, а горизонтально. В комплекте с аппаратом идет хороший кабель питания, так что особых проблем быть не должно, но любителям экспериментировать с сетевыми проводами эту особенность нужно учитывать. 
Первое впечатление солидности и внушительности не обмануло — при сопровождении кинофильмов усилитель демонстрирует ураганный напор и огромный запас мощности. Звуковое полотно рисуется крупными уверенными мазками, но и мелкие детали в этом водовороте не теряются. С созданием иллюзии присутствия, столь необходимой в домашнем кинотеатре, ATI 1805 справляется замечательно — во время перестрелок то и дело приходится пригибаться от свистящих вокруг пуль, а скрежет и грохот сминаемого в автомобильных авариях железа пробирает до самых печенок. При исполнении музыкальных композиций аппарат сохраняет свой основательный звуковой почерк, особенно хорошо удаются ему масштабные произведения. Однако на камерном материале порой наблюдается некоторое упрощение звуковой картины. 


Результаты измерений: 
Усилитель ATI 1805 является нашим лидером по целому ряду измеренных параметров, не имея при этом ни одного худшего значения в рамках подборки. Он самый мускулистый — максимальная неискаженная мощность при нагрузке 8 Ом составляет 215 Вт (рис. 2). На 2 Ом устройство отдаст до 530 Вт на один нагруженный канал. КНИ стабильно низок. Незначительный прирост нелинейных искажений отмечается лишь на ВЧ и только на высокой громкости, но в этом случае большая часть «лишних» гармоник располагается в надтональной области, и подобным недочетом можно пренебречь. Рекордными являются также коэффициент демпфирования (220 ед.), отношение сигнал/шум (113 дБА) и превосходная межканальная изоляция сигналов. На частоте 10 кГц ослабление проникающего сигнала — 81 дБ (рис. 3). Что касается частотных искажений, то они средние по тесту: неравномерность в диапазоне 20 Гц — 20 кГц не превышает 0,17 дБ, спад характеристики на 80 кГц составляет 1,1 дБ (рис. 1). 

Паспортные данные:
Название – ATI 1805 | Выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт – 180 x 5 | Выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт – 270 x 5 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (180 Вт, 8 Ом, 20 – 20 000 Гц), % – менее 0,03 | Отношение сигнал/шум (180 Вт, 8 Ом, 20—20 000 Гц), дБ – более 120 | Демпинг-фактор – более 400 | Энергопотребление, Вт – 1800 | Аудиовходы – RCA (5) | Сертификация – нет | Габариты, см – 43,2 x 17,8 x 41,9 | Масса, кг – 34,5

Оценки:

1. Качество изготовления - 95%
2. Звучание в кино - 95%
3. Звучание музыки - 90%
4. Эргономика - 90%

Итоговая оценка 95%


Плюсы: огромный энергетический потенциал, продуманная конструкция
Минусы: нет балансной коммутации


Вывод:
Для домашних кинозалов большой площади этот усилитель, безусловно, наилучший вариант среди участников нашего теста. Но и в обычных комнатах запас мощности не будет лишним и пригодится при воспроизведении наиболее насыщенных энергетически мест саундтреков

Итоговые выводы
Назвать многоканальные усилители мощности за 50—70 тысяч рублей бюджетной техникой язык не поворачивается, однако, это именно так — дешевле подобные устройства сегодня не купить. То есть самые доступные мощники оцениваются как AV-ресиверы класса гораздо выше среднего. И тем не менее главным выводом после завершения теста стала целесообразность использования отдельного усиления. Несмотря на то что общий бюджет проекта при этом возрастает, вы, кроме того что добьетесь очевидного повышения качества звучания системы в целом, сохраните свои инвестиции, поскольку срок морального старения усилительной техники на порядок превышает короткий век AV-процессора или ресивера. Кстати, после проведения основных сеансов с высококлассным процессором в составе тестовой системы мы заменили его AV-ресивером Pioneer SC-LX85, который использовали в качестве процессора. Эффект от применения многоканальных усилителей мощности был в этом случае очевидным. Причем могу предположить, что вариант с ресивером классом ниже, работающим в роли процессора, в паре с мощником окажется предпочтительнее более высококлассного AV-ресивера без поддержки.
Но перейдем к нашим участникам. Нам удалось собрать довольно разношерстную компанию — три конкурсанта из пяти представляют североамериканский континент. Это совершенно закономерно, потому что именно за океаном серьезные домашние кинозалы встречаются чаще всего. По одному участнику делегировали Япония и Старый Свет. И если присутствие первого вполне естественно ввиду традиционного доминирования японских фирм на рынке бытовой электроники, то появление в подборке кинотеатрального аппарата из Европы — большая удача. Есть еще одна черта, объединяющая рассмотренные нами модели: за редким исключением все они не только спроектированы, но и изготовлены по месту прописки бренда. То есть если компания-производитель находится в США, то и усилитель собран на заводе в США, а не там, где обычно.
А теперь пора переходить к раздаче призов. Как и ожидалось, самая острая борьба развернулась между усилителями из США. В абсолютном зачете, учитывая как впечатления экспертов, так и результаты измерений, лучшие показатели у монстра ATI 1805. И он, безусловно, удостоился бы у нас титула Best Buy, если бы не другой американец — Parasound A52. Да, у этого компонента не такие впечатляющие показатели мощности (хотя их с запасом хватит для помещений внушительных размеров) и не настолько брутальная внешность, но в тестах он выступил не хуже своего коллеги, имея в то же время ощутимо более скромную цену. То есть если говорить о лучшей покупке, то это Parasound A52. Соответственно, дорогой и солидный ATI 1805 получает заслуженную рекомендацию редакции. Не остался без приза и наш единственный европеец, который пусть и не потряс мощностью и напором и не поразил воображение размерами и весом, однако смог доказать, что даже сравнительно недорогой усилитель мощности, взятый в помощь вашему ресиверу, способен серьезно улучшить звучание домашнего кинотеатра. Таким образом, Editor's Choice уходит во Францию.   
Анатолий Максименко




Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: