Ныряем глубже

Сравнительное тестирование 6 активных сабвуферов стоимостью около 30 000 руб

Ныряем глубже

Сравнительное тестирование 6 активных сабвуферов стоимостью около 30 000 руб.


Роль сабвуфера в домашнем кинотеатре переоценить невозможно. Именно его вклад, наряду с окружающим звучанием, позволяет полностью погрузиться в происходящее на экране.

Идея выделить низкочастотный акустический модуль в отдельный корпус появилась более 40 лет назад. Подобный подход позволяет преодолеть компромиссы, на которые приходится идти при конструировании классических АС, минимизировав взаимное влияние головок. Обратная сторона этой медали — усложнение настройки согласованной работы сабвуфера и сателлитов. Именно указанная проблема помешала широкому распространению трифоника в стереосистемах, хотя многие производители акустики в своих старших моделях часто используют отдельные активные басовые секции. Но согласование компонентов в этом случае они полностью берут на себя.
Наибольшую популярность сабвуферы завоевали в кино. Прежде всего это связано с тем, что при создании многоканального саундтрека для низкочастотных эффектов прописывается отдельный канал, который и обслуживается сабвуферами. То есть задача разделения зон влияния здесь перекладывается на звукорежиссера, а проблема согласованности звучания не стоит столь остро. Тем не менее подбор сабвуфера для системы ДК остается делом очень ответственным и сложным.
Активные басовые модули различаются по количеству, конструкции и диаметру диффузоров динамиков, мощности встроенного усилителя и акустическому оформлению. Чаще всего встречаются аппараты с фазоинвертором, позволяющие достигать глубокого баса при сравнительно скромных размерах корпуса, и так называемый закрытый ящик, обеспечивающий быстрый и собранный отклик. Реже можно увидеть экзотические схемы пуш-пул, модели с пассивными радиаторами или трансмиссионными линиями. В пределах установленных для теста ценовых границ мы смогли подобрать представителей первых двух типов. Диаметр диффузоров их излучателей варьирует от 8 до 12 дюймов, а разброс выходной мощности встроенных усилителей достаточно широк. Впрочем, для активного сабвуфера важна не столько мощность усилителя как таковая, сколько отдача от тандема «усилитель — головка» в целом. Основным критерием оценки стала эффективность работы участников в кино, хотя звучанию трифоника при воспроизведении музыкального материала тоже было уделено внимание. В этом режиме сабвуферы подключались к выходу предварительного усилителя.

Приведенные цены являются ориентировочными.


Тестовая система 1 (кино)

1. Источник – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. AV-ресивер – Pioneer VSX-1020-K
3. Телевизор – Panasonic VIERA TX-PR42GT20
4. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
5. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
6. Тыловая акустика – ELAC FS-247
7. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
8. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовая система 2 (музыка)

1. Источник – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
2. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
3. Акустические системы – ELAC FS-247
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовый материал

1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника. Реквием», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Аватар», CEE, 1080p, DTS-HD MA
4. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE
5. CD Гленн Хьюз «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD


MK Sound SB12HP

Цена - 34 380 руб. (лаковая отделка HG)


Американская компания, прославившаяся своими комплектами акустики для оснащения кинозалов, всегда уделяла повышенное внимание сабвуферам. Безусловно, для нее это направление одно из приоритетных.

В старших моделях сабвуферов, относящихся к серии MX, компания MK Sound традиционно применяет схему пуш-пул с двумя динамическими головками, работающими в закрытом ящике. В аппаратах более доступной линейки SB, к которой принадлежит MK Sound SB12HP, работает один излучатель, но в то же время сохраняется верность закрытому корпусу. При этом производителю удалось сделать кабинет устройства сравнительно компактным, что в случае использования закрытого ящика является непростой задачей. В отделке черным рояльным лаком HG сабвуфер MK Sound SB12HP выглядит до того роскошно, что наличие в коробке пары перчаток для его установки воспринимается как должное. Впрочем, можно выбрать отделку и попроще — матовым черным шпоном, что позволит сэкономить 4500 рублей. 12-дюймовая головка SuperFast Deep Bass Driver смонтирована на передней панели и защищена съемным металлическим грилем, полностью закрывающим фасад аппарата. Корпус опирается на аккуратные резиновые ножки, поэтому нет нужды беспокоиться за паркет. Встроенный усилитель мощности выполнен на дискретных элементах с применением фирменной технологии M&K Headroom Maximizer, избавляющей от искажений даже на предельных уровнях громкости. Крупный радиатор охлаждения его выходных каскадов занимает большую часть задней стенки. Рядом расположена коммутационная панель, на которой выделяются четыре пары роскошных позолоченных акустических терминалов высокоуровневых входа и выхода. Есть здесь и две пары разъемов RCA для подключения аппарата посредством обычных межблочников. Отдельный вход LFE для коммутации с AV-ресивером отсутствует, но в крайнем положении регулятора среза фильтра его роль с успехом играет низкоуровневый вход. Предусмотрена плавная регулировка фазы в диапазоне от 0 до 180 градусов, что позволяет более точно настроить отдачу сабвуфера. Выключатель питания имеет три положения, в том числе режим Auto, в котором модуль обесточивается, если в течение продолжительного времени сигнал на него не поступает.
Характер звучания MK Sound SB12HP довольно типичен для сабвуферов в акустическом оформлении «закрытый ящик». Упругий, собранный и быстрый бас позволяет аппарату реалистично отрабатывать самые динамичные сцены, хотя в плане энергетики продолжительных низкочастотных эффектов, таких как гул или масштабные взрывы, он уступает моделям с фазоинвертором. К примеру, при появлении Чужого в сцене, открывающей режиссерскую версию фильма «Чужие против Хищника», резкий и очень низкий импульс в исполнении MK Sound SB12HP не производит ошеломляющего впечатления. Тяжелая поступь бойца в экзокостюме во время прибытия новобранцев на планету Пандора («Аватар») печатается очень четко, но не сотрясает внутренности. Зато в автомобильной погоне в начале «Кванта милосердия» автоматные очереди отрабатываются на отлично — ни гула, ни паразитных резонансов, ни роста искажений не наблюдается. Однако тут же тяжелый грузовик принимает лоб в лоб одну из «Альфа-Ромео», и следует мощный удар, который передается очень четко, но без лишней эффектности. С другой стороны, в трифонике быстрый и собранный бас оказывается очень кстати. Качество баса здесь важнее, чем его количество. При этом сабвуфер демонстрирует хорошую, практически бесшовную согласованность с сателлитами.


Результаты измерений

Рабочая полоса частот сабвуфера MK Sound SB12HP по уровню спада –3 дБ в режиме LFE неширока и простирается от 52 до 135 Гц (рис. 1). Нижняя граничная частота благодаря плавному снижению чувствительности по уровню –10 дБ составляет 31 Гц. Встроенный в аппарат кроссовер обеспечивает регулировку частоты среза с ослаблением 12 дБ на октаву от 89 до 130 Гц. Сабвуфер продемонстрировал весьма неплохие результаты при измерении КНИ (рис. 2), которые находятся в группе средних по нашей подборке показателей. Заметный рост коэффициента искажений наблюдается в нижней половине низкочастотного диапазона при звуковом давлении более 96 дБ. Кумулятивный спектр затухания сигнала выявляет очень равномерный в большей полосе рабочих частот и достаточно быстрый спад (рис. 3). На частотах ниже 50 Гц присутствует временная задержка отклика. Следствием этого будет ощущение некоторой несобранности баса в целом.


Паспортные данные:
Название – MK Sound SB12HP-HG | Выходная мощность, Вт – 250 | Частотная характеристика, Гц – 20—200 (по уровню +/-3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 40—200 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – закрытый корпус | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA, высокого уровня | Габариты, см – 38,1 x 38,1 x 43,8 | Масса, кг – 20,4


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 90%
Функции - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: упругий и быстрый бас, роскошная отделка, богатые коммутационные возможности
Минусы: в отдельных эпизодах кинофильмов хотелось бы более энергичного и эффектного баса


Вывод:
Генератор очень качественного баса в кино с безупречной отделкой рояльным лаком и богатыми коммутационными возможностями, MK Sound SB12HP прекрасно проявил себя и в составе трифоника.



Waterfall High Force 2

Цена - 30 591 руб.


Французская компания Waterfall славится своей акустикой в стеклянных корпусах. Столь необычный материал делает модели фирмы моментально узнаваемыми. Но для сабвуферов разработчики выбрали традиционное исполнение

В фирменной линейке, состоящей из трех низкочастотных модулей, Waterfall Hurricane High Force 2 занимает среднюю позицию. Продолговатый корпус сабвуфера изготовлен из MDF и отделан шпоном темного оттенка. Он опирается на небольшие металлические конусы — достаточно тупые, чтобы представлять угрозу напольному покрытию. Динамическая головка диаметром 8 дюймов (самый маленький излучатель в тесте) смонтирована на передней панели и закрыта съемным матерчатым грилем на каркасе. Дизайн аппарата оживляется металлической угловой накладкой над динамиком с индикатором включения питания синего цвета. Яркость этого светодиода выбрана весьма удачно — его сияние не отвлекает даже в полностью затемненном помещении, что важно для домашнего кинотеатра. Порт фазоинвертора выведен назад, в нижнюю часть корпуса, и это необходимо учитывать при установке Waterfall Hurricane High Force 2 вплотную к стене. Выше порта на металлической плите смонтированы радиатор охлаждения выходных каскадов усилителя, коммутационные разъемы и регуляторы. В распоряжение владельца предоставлен полный спектр вариантов интеграции сабвуфера в систему. В трифонике, если усилитель не оборудован выходом с предварительного каскада, можно воспользоваться высокоуровневыми входом и выходом, выполненными на солидных металлических акустических терминалах. Если же усилитель допускает низковольтную коммутацию, то целесообразнее задействовать входы и выходы на разъемах RCA. Вход LFE не выделен — AV-ресивер подключается к обычному входу сабвуфера, а режим LFE задается специальным переключателем, который командует фильтром. Кроме этого режима, можно изменять крутизну фильтра (12 дБ на октаву или 24 дБ на октаву). Шкалы плавных регуляторов уровня усиления, частоты среза фильтра и фазы лишены градуировки — обозначены лишь максимальные и минимальные значения, что показалось не слишком удобным при настройке аппарата. Управление питанием, помимо фиксированных положений, имеет режим Auto, в котором низкочастотный модуль отключается при продолжительном отсутствии полезного сигнала на его входе.
И у этого сабвуфера характер звучания полностью определяется акустическим оформлением. Waterfall Hurricane High Force 2 бесстрашно ныряет в самые серьезные глубины, но качественно воспроизвести столь низкие частоты ему удается с трудом — мешают рост искажений и смазанность реакций. В целом бас, притом что его в достатке, кажется рыхлым и ватным. Удар при появлении Чужого в стартовой сцене «Чужих против Хищника» здесь явный, но не хлесткий. К тому же огромная мощь этого импульса увязает в искажениях. Аналогичное впечатление остается от походки пехотинца в экзокостюме по бетону космодрома в «Аватаре» — такое ощущение, словно железный монстр ступает по чему-то мягкому. Перестрелка на дороге в начале «Кванта милосердия» выглядит очень хорошо — автоматные очереди звучат весьма натурально, но опять же хочется более динамичного отклика. При этом лобовое столкновение с грузовиком заставляет инстинктивно вжаться в кресло. На музыкальном материале недостаток скорости становится еще заметнее. Аморфность басового регистра демаскирует участие сабвуфера в составе системы, а заводные по своей сути рок-композиции Гленна Хьюза лишаются части задора.


Результаты измерений

Максимальная отдача сабвуфера Waterfall Hurricane High Force 2 приходится на 130 Гц. С уменьшением частоты наблюдается заметный спад характеристики, и уровень –10 дБ достигается уже на частоте 35 Гц (рис. 1). Одно из преимуществ модели — особенности работы встроенного фильтра. Он обеспечивает самые широкие регулировки среди других участников теста и охватывает диапазон от 56 до 162 Гц. Это дает возможность организовать трифоник с любым типом колонок без помощи дополнительных устройств. Другая черта, выделяющая этот сабвуфер, — весьма эффективный спад послезвучий после прекращения подачи сигнала (рис. 3). Кумулятивный спектр выглядел бы еще лучше, если бы не область в районе 40—50 Гц. Уровень искажений несколько выше среднего значения по тесту и не предполагает наличия у этой модели большого энергетического запаса (рис. 2).


Паспортные данные:
Название – Waterfall Hurricane High Force 2 | Выходная мощность, Вт – 150 | Частотная характеристика, Гц – 33—150 | Частота среза фильтра, Гц – нет данных | Динамическая головка – 21 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA, высокого уровня | Габариты, см – 25,0 x 43,0 x 41,0 | Масса, кг – 22


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 85%
Функции - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: богатые возможности коммутации и настройки
Минусы: басу не хватает хлесткости и собранности


Вывод:
Аккуратно исполненный сабвуфер известной французской компании хорошо впишется в систему домашнего кинотеатра на базе необычной фирменной акустики. Он скорее дополняет модельный ряд Waterfall, чем является самодостаточным продуктом


Yamaha Soavo 900SW

Цена - 26 000 руб.


Самый старший среди сабвуферов Yamaha дополняет топовую серию акустики Soavo. Несмотря на свой статус, этот участник оказался самым недорогим в тесте

Массивный большой корпус Soavo 900SW (по весу он лишь незначительно уступает Vincent SSW-2, см. след. страницу) изготовлен из MDF, имеет практически кубическую форму и отделан шпоном темного оттенка. 10-дюймовая головка выведена на переднюю панель и закрыта несъемным матерчатым грилем. Там же находятся два крупных порта фазоинвертора. Их фронтальное расположение позволяет смело ставить аппарат вплотную к стене. Кроме того, в правом верхнем углу лицевой панели смонтированы индикаторы и регуляторы настроек. Soavo 900SW предоставляет самые богатые среди всех участников теста возможности по тонкой настройке. Кроме того, он единственный, кто оснащен пультом ДУ. Казалось бы, зачем сабвуферу, который нужно один раз настроить при установке, пульт? Дело в том, что устройство позволяет сформировать три независимых профиля параметров (к примеру, отдельные профили для блокбастеров, мелодрам и музыкального материала) и переключаться между ними на ходу. Кроме того, с пульта можно менять степень вмешательства фирменной системы B.A.S.S., повышающей отдачу в нижней части рабочего диапазона, и обычные настройки низкочастотного модуля — уровень, фазу и частоту среза. Кстати говоря, рукоятки регуляторов оснащены сервоприводами и вращаются по командам с пульта; правда, фаза переключается между значениями 0 и 180 градусов дискретно. Задняя стенка корпуса лишена радиатора охлаждения выходных каскадов, что выдает присутствие усилителя мощности, работающего в классе D. Четыре пары акустических терминалов позволяют интегрировать Soavo 900SW в стереосистему с усилителем без выхода с преда. Низкоуровневым выходом инженеры Yamaha решили пренебречь. То есть включить фильтр сабвуфера между предварительным усилителем и мощником не получится, что лишний раз указывает на кинотеатральную ориентацию модели. Зато низкоуровневых входов здесь два — для канала LFE сделаны отдельные порты в обход фильтра. Сабвуфер оснащен самым мощным в тесте усилителем. Заявленная продолжительная мощность аппарата составляет 600 Вт — в полтора раза больше, чем у ближайшего по этому параметру соперника, и вчетверо — чем у участников с наименее солидными усилителями.
По количеству баса Yamaha Soavo 900SW проиграл лишь аппарату Vincent, для которого чемпионство в данной дисциплине стало скорее минусом, чем плюсом, и выступил примерно на одном уровне с представителем JBL. А потому, с учетом цены, ему смело можно присудить неофициальный титул самого басовитого сабвуфера в тесте. Что интересно, при этом аппарату удается достойно передавать удар — в сцене на арктической станции появление Хищника сопровождается не только инфранизким, но и довольно резким импульсом, который ощущается всем телом. Тяжелые шаги бойца в экзокостюме из «Аватара» не утрачивают свою фундаментальность, но одновременно подобраны, что делает их натуральнее. Автоматные очереди, сопровождающие автомобильную погоню в начале «Кванта милосердия», звучат бодро и внушительно, и лишь лобовое столкновение грузовика с «Альфа-Ромео» слегка смягчено в самом нижнем регистре. Ждет нас и сюрприз — очень достойное выступление Yamaha Soavo 900SW в составе трифоника. Сабвуфер демонстрирует неплохую согласованность с сателлитами и внятное чувство ритма. Ложкой дегтя здесь становится лишь некоторая аморфность баса в самом низу.


Результаты измерений

 

Весьма стабильная «полка» на графике АЧХ (неравномерность +/-1,5 дБ) приходится на самую востребованную область от 30 до 85 Гц (рис. 1). Спад на –10 дБ в левой части графика соответствует 25 Гц. Диапазон регулировок встроенного кроссовера равен половине заявленного (42—85 Гц), но возможность обрезать верхнюю границу уже на частоте 42 Гц никто из других участников теста не предоставляет. Уникальной способностью сабвуфера является и регулировка нижней частотной границы настройками системы B.A.S.S. При максимальном значении смещения, достигаемом в режиме bass3, нижняя граничная частота поднимается до отметки 30 Гц, и тем самым практически полностью устраняется влияние порта фазоинвертора. Это положительно отражается на графике кумулятивного спектра (рис. 3). Проявление продуктов нелинейных искажений очень слабо заметно даже при высоких уровнях звукового давления — указанный показатель лучший в тесте (рис. 2).


Паспортные данные:
Название – Yamaha Soavo 900SW | Выходная мощность (при 100 Гц и 10% КНИ), Вт – 600 | Частотная характеристика, Гц – 18—160 | Частота среза фильтра, Гц – нет данных | Динамическая головка – 25 см | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – высокого уровня | Габариты, см – 41,0 x 45,7 x 46,2 | Масса, кг – 32


Оценки:
Дизайн - 90%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 90%
Функции - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: широкие возможности по настройке, пульт дистанционного управления, внушительный бас
Минусы: в самом низу заметна аморфность НЧ-регистра, нет низкоуровневого выхода


Вывод:
Самый доступный участник теста оказался отлично оснащен и не ударил в грязь лицом не только при сопровождении кинофильмов, но и в составе трифоника, что стало для нас настоящим сюрпризом


Arslab AC Sub

Цена - 33 325 руб.


Судя по техническим характеристикам, единственный в номенклатуре американской компании Arslab сабвуфер – крепкий середнячок в нашем тесте. На деле мы еще раз убедились, что изучение ТТХ часто бывает недостаточно для формирования адекватной оценки

При проектировании и производстве акустических систем сотрудники Arslab достаточно консервативны в подходах и делают ставку на качество как корпусов и комплектующих, так и сборки и настройки систем. Сабвуфер Arslab AC Sub — отличная иллюстрация политики фирмы. Аппарат заключен в добротный и довольно крупный кабинет из MDF, отделанный темно-бордовым шпоном. 10-дюймовый динамик смонтирован на передней панели и скрыт под съемным матерчатым грилем, который закрывает большую часть фасада. Дизайн оживляет позолоченная металлическая табличка с названием компании, расположенная ниже защитной решетки. Для Arslab AC Sub разработчики выбрали акустическое оформление «закрытый ящик», что обещает высокую скорострельность и собранность баса. Сабвуфер опирается на длинные и довольно острые металлические шипы — это необходимо учитывать при установке модуля, дабы не повредить напольное покрытие. Четыре пары акустических терминалов открывают дорогу к интеграции Arslab AC Sub в состав стереосистемы, если нет возможности снять сигнал с предварительных каскадов усиления, причем фильтр сабвуфера возьмет на себя работу по разделению рабочего диапазона между низкочастотным модулем и сателлитами. Кроме того, есть здесь и низковольтная коммутация — как вход, так и выход, что позволяет включать аппарат между предварительным усилителем и мощником. AV-ресивер подключается к этому же входу, а фильтр в данном случае дезактивируется специальным тумблером. При помощи другого тумблера можно инвертировать фазу при настройке НЧ-модуля. Шкалы плавных регуляторов частоты среза фильтра и усиления лишены градуировки — помечены лишь минимальные и максимальные значения. Управление питанием не имеет режима постоянного включения. При переводе сетевого выключателя в положение On сабвуфер входит в режим автоматического отключения питания, если полезный сигнал на входе отсутствует в течение 15 минут. С одной стороны, это избавит от необходимости перед просмотром включать сабвуфер, а затем выключать его. С другой стороны, такое решение может стать причиной запаздывания реакции аппарата на воздействие после длинной спокойной сцены без участия канала LFE.
В кино Arslab AC Sub радует очень аккуратным, но в то же время весьма выразительным басом. При этом он не пытается взять штурмом недоступные ему глубины и лишь обозначает совсем низкие звуки, не допуская искажений. Появление Чужого в стартовой сцене «Чужих против Хищника» сопровождается не глубинным, но очень хлестким и энергичным импульсом. А каждый шаг бойца в экзокостюме из «Аватара» сотрясает бетон космодрома вместе с внутренностями зрителей. Но главное, эти инфраимпульсы в исполнении Arslab AC Sub, что в первом, что во втором случае, начисто лишены искажений. Автоматы в дорожной перестрелке из фильма «Квант милосердия» отрабатываются настолько натурально, что хочется пригнуться в кресле, инстинктивно уворачиваясь от пуль, а лобовое столкновение тяжелого грузовика с «Альфа-Ромео» сметает энергичной и упругой волной. Не меньшее впечатление производит трифоник — именно система трех колонок в целом, поскольку Arslab AC Sub просто растворяется в ней: его участие никак не проявляется, и лишь полочники вдруг обретают незримую, но хорошо различимую на слух поддержку снизу. При этом нет и намека на гудение или ватность низкочастотного регистра.


Результаты измерений

Плавный спад чувствительности в левой части графика предопределен типом акустического оформления сабвуфера (рис. 1). Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ обнаруживается на 25 Гц. По данному параметру аппарат разделяет пальму первенства с другим участником теста, а для закрытого оформления это вообще выдающийся результат. Диапазон регулировок встроенного кроссовера более чем скромен — от 78 до 101 Гц (по уровню –3 дБ). Но это не является недостатком при использовании Arslab AC Sub в составе домашнего кинотеатра. По уровню КНИ сабвуфер отстает от остальных моделей (рис. 2), но даже при уровне звукового давления 96 дБ среднее значение этого показателя (в полосе 40—160 Гц) не превышает слышимый порог в 5%. Кумулятивный спектр затухания, полученный в ближнем поле драйвера, выявляет довольно быстрый спад и незначительное отставание сигнала в первой октаве низкочастотного диапазона (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Arslab AC Sub | Выходная мощность, Вт – 150 | Частотная характеристика, Гц – 28—200 (по уровню +/-3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 50—100 | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – закрытый ящик | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA, высокого уровня | Габариты, см – 32,0 x 42,0 x 48,0 | Масса, кг – 24,2


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: упругий и быстрый отклик, отличная работа в составе трифоника, качественная отделка
Минусы: не предусмотрен режим постоянного включения, отсутствие градуировок шкал регуляторов


Вывод:
Настоящий подарок от небольшого заокеанского акустического ателье любителям пусть не самого глубокого, но правильного баса


JBL LS120P

Цена - 35 490 руб.


Продукция легенды американского аудио, компании JBL, всегда отличалась стабильно высоким качеством и впечатляющим звучанием как в стерео, так и в многоканальных кинотеатральных системах

Перед нами топовая модель в номенклатуре фирмы-изготовителя. Боковины внушительного корпуса JBL LS120P сделаны из шикарного полированного дерева темно-красного оттенка. Фасад полностью закрыт съемным матерчатым грилем на пластиковом сетчатом каркасе. 12-дюймовый динамик с диффузором из фирменного материала PolyPlas смонтирован на передней панели, а порт фазоинвертора гигантского калибра выведен назад. Приверженцы глубокого баса, инженеры JBL в качестве акустического оформления своих сабвуферов выбирают фазоинвертор. Изначально JBL LS120P установлен на небольшие резиновые ножки, но в комплекте есть и металлические конусы с шайбами-проставками для лучшей развязки низкочастотного модуля от пола. Предоставляемые JBL LS120P коммутационные возможности достаточно скромны. Высокоуровневых входов и выходов здесь нет вовсе, как и низковольтного выхода. Имеется единственный низко­уровневый вход, а его режим (в обход фильтра или через него) выбирается специальным тумблером. Таким образом, возложить на сабвуфер задачу распределения рабочих диапазонов между компонентами трифоника не удастся ни по низкому, ни по высокому уровню, а если интегральный усилитель лишен выходов с предварительных каскадов, то от идеи трифоника придется отказаться вовсе. Чувствуется, что конструкторы ориентировали JBL LS120P прежде всего на домашний кинотеатр, что неудивительно, учитывая популярность многоканальных систем на родине этого участника. Фильтр сабвуфера имеет крутизну 24 дБ на октаву, а встроенный усилитель обеспечивает 400 Вт продолжительной мощности и до 700 Вт в пике. Управление питанием не подразумевает режима постоянного включения. При переводе сетевого выключателя в положение On активизируется автоматический режим, отслеживающий полезный сигнал на входе. При его отсутствии в течение 10 минут питание аппарата отключается.
При сопровождении кинофильмов JBL LS120P ныряет заметно глубже победителя теста — сказывается фазоинверторное оформление. Однако удар в его исполнении не столь резок и быстро вязнет. Очень низкий импульс, сопровождающий первое появление Чужого в «Чужих против Хищника», отрабатывается прекрасно — воздействие воспринимается не только и не столько слухом, сколько всем телом. Шаг же солдата в экзокостюме из «Аватара» хоть и сотрясает все вокруг, но печатается не очень четко, словно увязая в бетоне летного поля. Автомобильная погоня, открывающая «Квант милосердия», сопровождается такой канонадой, будто стрельба ведется не из автоматических винтовок, а из крупнокалиберных пулеметов, а столкновение грузовика с «Альфа-Ромео» разрывает пространство в клочья. При этом сабвуфер не давится собственными искажениями и стоически переносит все катаклизмы. Портит картину лишь небольшая аморфность баса в самом нижнем регистре, заставляющая усомниться в реальности происходящего на экране. JBL LS120P очень достойно выступает в составе трифоника. Прекрасное чувство ритма и отсутствие даже намека на гудение сочетаются здесь с готовностью погружаться на самое дно частотного диапазона при сохранении чистоты саунда.


Результаты измерений

Амплитудно-частотная характеристика модели JBL LS120P демонстрирует широкий участок равномерной стабильности, не превышающей +/-1,5 дБ в диапазоне от 37 до 140 Гц (рис. 1). Нижняя граничная частота (–10 дБ) располагается чуть ниже 30 Гц. Диапазон регулировок частоты среза фильтра сабвуфера меньше заявленного, но перекрывает наиболее востребованный участок от 56 до 120 Гц. Если нужно установить большее (или меньшее) значение — пользуйтесь настройками ресивера. Крутизна среза фильтра незначительно меняется в зависимости от выбранной частоты и в среднем составляет 24 дБ на октаву. Уровень нелинейных искажений совсем невелик (рис. 2). Несущественный рост наблюдается лишь ниже 60 Гц, а среднее значение при звуковом давлении 90 дБ на 1 м составляет 0,91%. Послезвучие сигнала сильно заметно в самой нижней части рабочего диапазона частот и связано, как мы предполагаем, с работой фазоинверторного порта (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – JBL LS120P | Выходная мощность, Вт – 400 | Частотная характеристика, Гц – 25—150 | Частота среза фильтра, Гц – 50—150 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовход – RCA | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 48,7 x 37,5 x 42,5 | Масса, кг – 25,8


Оценки:
Дизайн - 95%
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Функции - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: глубокий и быстрый бас, отсутствие искажений при пиковых нагрузках, хорошая сыгранность трифоника
Минусы: отсутствие высокоуровневой коммутации и низковольтного выхода


Вывод:
Добротный генератор адреналина в кино показал не менее впечатляющие результаты и на музыкальном поприще. Лишь ограниченная коммутация может помешать созданию на его базе прекрасного трифоника


Vincent SSW-2

Цена - 32 000 руб.


Самый крупный корпус и рекордный среди всех участников теста вес априори дают сабвуферу Vincent SSW-2 фору еще до начала соревнования. Удастся ли в полной мере реализовать это преимущество?

Под маркой Vincent продается продукция крупного промышленного холдинга Sintron International. Штаб-квартира и исследовательские центры этой транснациональной компании находятся в Европе, а все производственные мощности — в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Причем азиатское происхождение аппаратуры Vincent не скрывается и служит конкретным примером того, что и в Поднебесной могут делать высококачественную и солидную технику.
Внешность сабвуфера Vincent SSW-2, принявшего участие в нашем тесте, вполне классическая. Огромный корпус из MDF отделан шпоном и опирается на высокие ножки, обеспечивающие достаточный зазор между днищем кабинета и полом, что необходимо для нормальной работы фазоинвертора, чей порт смотрит вниз. 12-дюймовая головка выведена на фасад и закрыта съемным матерчатым грилем, справа от которого на металлической накладке расположены выключатель питания и синий индикатор включения — настолько яркий, что в темной комнате способен осветить довольно приличное пространство перед сабвуфером. Причем яркость этого светодиода не регулируется, а отключить его нельзя. Остальные регуляторы и коммутация вынесены на заднюю стенку корпуса. Для интеграции аппарата в трифоник имеются высокоуровневые вход и выход на винтовых акустических терминалах. Если есть возможность снять сигнал с каскадов предварительного усиления, то можно воспользоваться низковольтным входом, играющим по совместительству роль входа LFE. Правда, у этого порта переключатель режима отсутствует — очевидно, что режим LFE активируется при крайнем положении регулятора частоты среза фильтра. Определение фазы ограничено выбором между двумя фиксированными значениями — 0 и 180 градусов, а крутизна фильтра соответствует показателю 12 дБ на октаву. Шкалы плавных регуляторов частоты среза и уровня усиления лишены градуировки, обозначены лишь крайние положения. Управление питанием реализовано в полной мере, включая режим непрерывной активности и автомат, обесточивающий аппарат при отсутствии на его входе полезного сигнала в течение получаса.
Если бы в одной из дисциплин состязания измерялось количество выдаваемого на-гора баса, то перед нами оказался бы безусловный рекордсмен. Чтобы унять разбушевавшуюся стихию, приходится выкрутить ручку уровня до «9 часов». Только тогда в звуке перестает превалировать низкочастотная составляющая и сабвуфер начинает трудиться без искажений. То есть Vincent SSW-2, обладая высочайшей производительностью, снижает качество баса. Несмотря на довольно неплохую отработку ударных импульсов, НЧ норовят при малейшей перегрузке уйти в искажения. Первое появление Чужого в «Чужих против Хищника» пугает не столько неожиданностью, сколько беспокойством за сохранность техники. В тяжелой поступи бойца в роботизированном снаряжении из «Аватара», буквально сотрясающей стены нашей лаборатории, нет резких нот контакта металлической ступни с жестким бетоном. Перестрелка, сопровождающая автомобильную погоню в начале «Кванта милосердия», скорее напоминает артподготовку перед наступлением. Сабвуфер нарочито басовит, что выделяет его работу в системе окружающего звучания. В трифонике слаженный ансамбль тоже не выстраивается — бас выпячивается, перетягивая все акценты на себя.


Результаты измерений

Vincent SSW-2 не имеет входа, позволяющего миновать встроенный кроссовер (LFE-вход). При установке регулятора частоты среза фильтра в максимальное положение (150 Гц) верхняя граничная частота по уровню –3 дБ равна 105 Гц, что может оказаться недостаточным (рис. 1). Минимальное положение этого регулятора (20 Гц) соответствует частоте среза 59 Гц. Это не совсем точно коррелирует с заявлениями производителя, но достаточно низко. Нижняя граница (по уровню –10 дБ) расположилась на отметке 31 Гц. Крупные габариты сабвуфера внушают уверенность в большом запасе мощности, и это нашло отражение в результатах измерения КНИ (рис. 2). Уровень искажений у Vincent SSW-2 один из самых низких в тесте и, что немаловажно, обнаруживает легкую тенденцию к росту с увеличением развиваемого звукового давления. Спектр затухания сигнала выявляет весьма длительный спад практически во всем рабочем диапазоне частот (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Vincent SSW-2 | Выходная мощность, Вт – 250 | Частотная характеристика, Гц – 20—250 (по уровню –10 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 50—150 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – высокого уровня | Габариты, см – 53,6 x 43,0 x 46,0 | Масса, кг – 32,5


Оценки:
Дизайн - 85%
Звучание в кино - 85%
Звучание музыки - 85%
Функции - 90%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: солидная конструкция, широкий рабочий диапазон
Минусы: нарочитая басовитость, склонность к перегрузке


Вывод:
Любителям погорячее наверняка понравятся необузданный нрав Vincent SSW-2 и его взрывной характер. Нужно лишь быть аккуратным с регулятором уровня


Итоги


От идеального сабвуфера ждешь объединения широты рабочего диапазона, обеспечиваемой аппаратами с фазоинвертором, и скорострельности и собранности баса, демонстрируемых моделями в закрытом акустическом оформлении. Чтобы не идти на компромиссы в этом участке звукового спектра, нужно увеличивать диаметр диффузора излучателя и, как следствие, использовать более мощные усилители и объемные корпуса. Глубокий и одновременно правильный бас стоит дорого. Если же вы ограничены в средствах, но непременно желаете иметь в своей системе отдельный низкочастотный модуль, то придется искать ту золотую середину, которая наиболее полно соответствует вашему вкусу.
Среди участников этого теста таким удачным компромиссом стал AC Sub американской компании Arslab, сочетающий преимущества закрытого акустического оформления и уверенную работу с нижним басом. При этом он не пытается прыгнуть выше головы (в данном случае, скорее, наоборот — нырнуть глубже своих возможностей), что избавляет звучание от неприятных слуху искажений. Кроме того, как выяснилось по завершении тестирования, сейчас аппарат продается с существенной скидкой — его можно приобрести за 24 990 руб., что стало еще одним весомым аргументом в пользу присуждения именно ему титула лучшей покупки. На рекомендацию редакции претендовали две совершенно разные по своему характеру модели — MK Sound SB12HP и JBL LS120P. Окончательный вердикт был предопределен более выразительным выступлением второй из них в составе трифоника. А роскошный MK Sound SB12HP стал выбором редактора журнала, испытывающего слабость к красивым вещам и пусть не столь глубокому, но собранному, быстрому и упругому басу, обеспечиваемому закрытым акустическим оформлением. Из остальных участников хочется выделить сабвуфер Yamaha Soavo 900SW. Имея весьма скромную цену, он оказался наиболее насыщенным функционально и порадовал выразительным басом как при сопровождении фильмов, так и в трифонике.   



Анатолий Максименко


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

3.00