Потрясающие
Подробно о вибросабвуферах
Если в хозяйстве уже имеются многоканальный домашний кинотеатр, мощный игровой компьютер, большой экран и шлем виртуальной реальности, но для полного погружения в любимые электронные развлечения чего-то не хватает, то стоит обратить внимание на более экзотические приспособления. Возможно, именно та новая грань реализма, которую они способны обеспечить, и станет завершающим штрихом идеальной системы.
Вибросабвуферы пока не являются пунктом обязательной программы в домашних инсталляциях, но эта невысокая популярность вовсе не означает их бестолковость и неуместность. В 4DX-кинотеатрах и большинстве аттракционов подобные устройства уже нашли широкое применение, ибо достойно реализованные тактильные эффекты значимо обогащают общее восприятие фильмов и игр, по жанру связанных с напряженным действием. Главным образом это происходит за счет расширения нижнего предела звукового диапазона. Порог восприятия человеческого уха составляет примерно 20 Гц, все колебания ниже этой частоты ощущает уже не слух, а осязание. Крупные сабвуферы могут воспроизводить такие волны, чем неизменно пользуются звукооператоры рок-концертов, заставляя посетителей подпрыгивать в креслах, хотят они того или нет. Притащить домой монструозную колонку с набором метровых динамиков конечно можно, но вряд ли соседи и домочадцы поймут данную причуду. Правильно же установленный вибросабвуфер обеспечит полноту частотного диапазона, но в гораздо более локализованном и гуманном к окружающим варианте. Особенно уместен он в случае, когда за весь остальной диапазон отвечают наушники. Сеанс останется столь же бесшумным со стороны, но басовая поддержка ощущается уже на совершенно ином уровне.
Применение подобных устройств сферой звука не ограничивается. Особое место эффекты вибрации занимают в играх-симуляторах. Даже в реальной жизни, пересев с обычного автомобиля на электрический, неизменно кажется, что машина заглохла и катится по инерции. Это при том, что в электромобиле на самом деле полно виброэффектов - от колес на неровностях дороги, работы подвески и двигателя. Еще сильнее эта нехватка ощущается в домашней развлекательной системе. Можно купить кресло от настоящего болида, самый дорогой игровой руль, надеть шлем виртуальной реальности, но без характерных вибраций мотора и шин говорить об убедительном ощущении присутствия не приходится. Тут, правда, возникает вопрос с реализацией поддержки вибросабвуферов на программном уровне, дабы вибрации от работы систем виртуального транспортного средства были правильными и уместными. Этот вопрос решен пока не так хорошо, как хотелось бы, но существующее приложение SimVibe уже поддерживает дюжину симуляторов, со временем их список только расширяется. Работает программа посредством отдельной звуковой карты, обеспечивая до четырех дискретных каналов виброэффектов. Возможность естественным образом понять, когда правые колеса машины съехали на гравий, а левые остались на дороге, действует на качество погружения в игру самым благоприятным образом.
Устройство вибросабвуферов в основе своей идентично стандартной динамической акустике. Высокоуровневый сигнал от обычного усилителя преобразуется электромагнитной катушкой в колебания сердечника. Но есть и одна принципиальная особенность. Задачей любого производителя динамиков всегда было максимально облегчить всю ведомую часть, дабы минимизировать требуемую для правильной работы мощность усилителя. Здесь же существует прямая зависимость между массой сердечника и качеством реализации эффектов. Легкие способны реалистично отобразить только мелкую дрожь, для чего-то более ощутимого нужны уже «пинатели» весом выше килограмма. А это практически неподъемная ноша для универсальных усилителей. Необходимый минимум для популярных моделей - порядка киловатта на выходе. Покупать для тактильных сабвуферов Hi-Fi усилитель - все равно, что в рамках ограниченного бюджета накормить собаку черной икрой. Питомец ее, конечно, съест, но явно будет более благодарен за купленное на те же деньги мясо. Помимо избытка мощности, стабильная работа с нагрузкой в 2 Ом и встроенный активный кроссовер встречаются в музыкальных моделях крайне редко. А для правильного питания вибросабвуфера это все необходимо. С другой стороны, почувствовать особую разницу в важных для акустических систем равномерности АЧХ и величине КНИ тут весьма непросто. Главное, чтобы не возникало клипирования усилителя, остальное не так критично. Так что, разумной альтернативы специализированным блокам усиления на самом деле нет, несмотря на, казалось бы, идентичную стандартным усилителям конструкцию.
Важнейшая слагаемая успеха, равно как в случае акустических собратьев - грамотная инсталляция. Если просто поставить вибромодуль на пол, эффект будет крайне слабым. Необходимо обеспечить физическую связь с креслом или диваном, на котором располагается зритель, причем так, чтобы присутствовала возможность придать мебели определенную мобильность. Лучший вариант - рама или жесткая плоскость под подушкой, так обеспечивается наиболее «тесный контакт». Удобный и рекомендованный способ - специальные подиумы, на которые привинчивается сабвуфер и ставится либо ножка дивана, либо вся мебель целиком. Подобными аксессуарами комплектуется набор Buttkicker LFE Kit. Есть и модели, снабженные специфическими креплениями, например Buttkicker Gamer2 со струбциной для офисных кресел и Buttkicker Simulation Kit с адаптером для специализированной игровой мебели. Также, нельзя при размещении забывать о вентиляции, греются модули весьма ощутимо.
Что касается выбора конкретной марки, то уже упомянутый бренд Buttkicker выглядит наиболее выигрышно. Он занимает промежуточное положение между дешевыми Aura и дорогими Clark Synthesis, имеет в своем ассортименте согласованные комплекты из усилителя, сабвуфера и крепления, а также наиболее широкий выбор вибромодулей на все случаи жизни. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что продукция фирмы присутствует в России официально и без традиционной дьявольской наценки, в отличие от прямых конкурентов. Помимо готовых комплектов «Kit», все узлы и агрегаты доступны отдельно. Усилитель можно подобрать из трех монофонических вариантов, мощностью 90, 300 и 1 000 Вт. Сами вибромодули представлены миниатюрными LFE Mini и Concert Mini, средним Advance и крупными LFE и Concert. Вес сердечника варьируется от 170 грамм у Mini до полутора килограмм у топовых вариантов. Различие линеек LFE и Concert определяется значением сопротивления, 4 и 2 Ом соответственно. Для простоты инсталляции можно приобрести разного рода крепления и беспроводной модуль для связи с источником сигнала.
Подбирая оптимальную модель для своего центра развлечений следует учесть, что чем больше и мягче та мебель, к которой будет крепиться вибромодуль, тем крупнее и мощнее он должен быть для достойного эффекта. Если установить, к примеру, один Buttkicker Mini в обширный мягкий диван, то результат его работы будет сравним со звонком телефона в заднем кармане брюк. Также, чем больше вибромодуль, тем шире и богаче спектр возможных воздействий. Мелким моделям трудно воспроизвести на должном уровне короткие, но мощные удары. С другой стороны, инсталляция полновесного Buttkicker LFE в офисное кресло может физически разрушить эту не рассчитанную на подобные перипетии судьбы мебель и тут набор Gamer Kit будет оптимальным компромиссом.
Вывод:
Ситуация с вибросабвуферами сейчас во многом похожа на то, что происходило с их акустическими собратьями лет 15-20 назад. Тогда в среде меломанов отдельный басовый модуль не пользовался особым почетом, но с появлением многоканальных кинотеатров концепция изменилась и теперь мало домашних развлекательных систем хорошего уровня обходится без активного сабвуфера. Сейчас тактильная поддержка набирает популярность у любителей компьютерных игр, где эффект от ее присутствия наиболее ощутим, а домашние кинотеатры оказываются задействованы в интерактивных развлечениях все в большей степени. Отдельный канал вибрации в ресиверах и в звуковых дорожках Blu-ray дисков наверняка не за горами.
Сергей Раков