Неужели эталон? Подробный тест системной камеры Panasonic Lumix DMC-G5X

Неужели эталон?

Подробный тест цифровой камеры Panasonic Lumix DMC-G5X


Сегодня позиции Panasonic в сегменте цифрокомпактов и беззеркальных камер очень сильны, поскольку все последние годы компания постоянно поднимала планку. Новая линейка фотокамер Panasonic, представленная этим летом, оказалась не просто хорошей, а превосходной. По крайней, такой вывод я сделал по результатам экспресс-тестирования многих ее представителей на презентации в Будапеште. А также после относительно продолжительного использования младшей системной модели GF5 во время отпуска и съемки осеннего репортажа с выставки Photokina на светосильный цифрокомпакт LX7. Сегодня речь пойдет о камере с индексом G5, являющейся, на мой взгляд, золотой серединой для тех, кто хочет получить аппарат с максимально привлекательным соотношением компактность / функциональность / эргономика / цена.

В отличие от младшей GF5, чуть более дорогая  модель G5 позиционируется как решение для энтузиастов, поэтому в ее конструкции есть ряд полезных элементов. В первую очередь это привычный анатомический выступ на корпусе справа, благодаря которому камеру удобнее держать. В тот же список добавлю крепкий металлический корпус, расширенный набор средств управления, откидной поворотный дисплей, дополненный отдельным электронным видоискателем, которым удобно пользоваться в солнечную погоду. Нельзя сказать, что с таким арсеналом полезностей Panasonic G5 получилась миниатюрной, однако она все равно существенно меньше и легче любой классической зеркальной камеры, компактнее и ее оптика. Особенно хорош в этом плане складной объектив H-PS14042 с моторизованным приводом трансфокатора, являющийся штатным для тестируемой комплектации Panasonic Lumix DMC-G5X ценой 39 990 руб.


Для повышения качества переключите видеоролик в формат HD 720p, нажав в процессе воспроизведения на шестеренку в нижней всплывающей панели окна видеоролика.


Параллельно производитель предлагает и базовый набор G5K за 33 990 руб., включающий камеру G5 и объектив H-FS014042. Он обладает такими же оптическими характеристиками, но не имеет механизма складывания и электрификации зума. Впрочем, про оптику речь пойдет чуть ниже, ведь в тесте G5 приняли участие еще два крайне интересных объектива. А пока сосредоточимся на самой «тушке» G5.


Конструкция и органы управления

Крепкий металлический корпус (три расцветки на выбор) с резиновыми накладками приятно лежит в руках, а большой и указательный пальцы без труда дотягиваются до ключевых контроллеров. Традиционно для своих системных камер Panasonic предлагает комбинированное управление – при помощи кнопок, колесиков и тачскрина, который смонтирован на поворотном шарнире.

Из необычных элементов можно отметить разве что рычажок-качалку перед кнопкой спуска. Он управляет зумом, если на камере установлен объектив с моторизованным трансфокатором. При этом на каждом таком объективе соответствующий рычажок продублирован, поэтому от привычного хвата во время использования телевика (когда камеру обхватывает правая рука, а левая придерживает объектив), можно не отказываться.

Разъемы скрыты резиновой заглушкой. Помимо гнезда для тросика и выхода mini HDMI есть комбинированный порт USB/AV оригинального формата. Кабель, разумеется, прилагается, но его лучше не терять. Похоже, применение комбо-разъема является мерой вынужденной: еще один порт на торцевой коммутационной панели просто не поместился бы, а выносить его в другое место корпуса – значит применять удлинитель от системной платы, делать еще одну заглушку на корпусе. Все это привело бы к усложнению и удорожанию конструкции. Да и есть ли в битком набитом электроникой корпусе свободное место – большой вопрос.

Доступ к аккумулятору и карте памяти организован через общую дверцу на нижней панели.

Стереофонический микрофон расположен удачно: на самом верху. Случайно прикрыть его пальцем едва ли получится. За микрофоном находится стандартный горячий башмак. При установке внешней вспышки микрофон также не будет перекрыт. Электронный видоискатель имеет диоптрийную подстройку и датчик приближения. Есть также кнопка принудительного переключения между экраном и видоискателем. 


Экранный интерфейс

Возможности Panasonic G5 огромны, поэтому показывать в рамках одной статьи все страницы всех меню – а их у камеры несколько – на сенсорном экране едва ли нужно. Приведу лишь несколько наиболее показательных. В глазке видоискателя эти данные отображаются в таком же виде.

Главное меню и несколько страниц меню «глобальных» настроек:

Один из вариантов отображения данных в режиме визирования (слева) и страница «Быстрого меню»:

Отображение отснятого снимка (помимо полноэкранного режима):



Паспортные данные Panasonic Lumix DMC-G5X:


• Тип — системная беззеркальная цифровая камера формата Микро 4/3;
• Объектив в комплекте — H-PS14042, 14-42 мм (24-82 мм в эквиваленте 35 мм);
• Матрица — Live MOS (17,3 x 13 мм), разрешение 16,05 / 18,31 Мпикс (эффективное / общее), съёмка в пропорциях 4:3, 3:2, 16:9, 1:1, ультразвуковое удаление пыли;
• Диапазон чувствительности (ISO): 160—12800, определяется вручную или автоматикой;
• Диапазон выдержек — 1/4000—60 секунд, определяется вручную или автоматикой; 
• Фокусировка — автоматическая (23 точки, функция следящего автофокуса, определение лица) кнопкой или касанием области экрана, ручная;
• Скоростная фотосъёмка — JPEG – от 2 до 20 к/с (в зависимости от размера кадра);
• Режимы фотосъемки — 23 сюжетные программы, 7 стилей изображения (творческие фильтры), полностью автоматический режим iA, автоматический с частичной ручной коррекцией iA+, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, программный режим, полностью ручной режим (2 ячейки памяти для пользовательских настроек);
• Баланс белого – автоматический, пресеты (5 предустановок), ручной по белому фрагменту (2 ячейки памяти), настройка цветовой температуры в Кельвинах.
• Помощь фотографу – цифровое увеличение при визировании, цифровой уровень, гистограмма на разных участках кадра, поканальная (RGB) гистограмма для сделанного кадра;
• Таймер срабатывания — 2 или 10 сек.;
• Стабилизатор изображения — оптический (встроен в комплектный для набора G5X объектив), несколько режимов работы, отключаемый;
• Вспышка — встроенная, подъемная. Имеется горячий башмак для установки опциональной внешней вспышки или накамерного света;
• Поддержка карт памяти — SD/SDHC/SDXC;
• Дисплей — 3,0 дюйма, формат 3:2, разрешение 920 000 пикселей, сенсорный, откидной и поворотный;
• Видоискатель — TFT, цветной, разрешение 1 440 000 пикселей, диоптрийная подстройка, датчик приближения;
• Поддержка RAW — есть (включая RAW + JPEG);
• Съёмка видео — AVCHD (1080/50p @ 28 Мбит/с, 1080/50i @ 17 Мбит, 1080/25p @ 17 Мбит) или MP4 (1080 / 720 / VGA), стереозвук (встроенный микрофон), динамическая автофокусировка, либо ручная, моторизованный трансфокатор (у объектива из комплекта G5X и некоторых других объективов Panasonic);
• Коммутация — USB/AV-out (оригинальный разъем, кабель прилагается), порт mini HDMI (кабель в комплект не входит), гнездо для ДУ;
• Питание — оригинальный аккумулятор DMW-BLC12E емкостью 1200 мА*ч / 7,2В (по методике CIPA приблизительно 320 снимков);
• Габариты без объектива – 12 x 8,3 x 7,1 см;
• Габариты с объективом H-PS14042 (комплект G5X) — 12 x 8,3 x 8,7 см, (объектив в сложенном состоянии, с надетой защитной крышкой); 
• Масса камеры с картой SD и АКБ — 396 грамм;
• Масса комплекта G5Х (с картой, АКБ, объективом) — 491 грамм;
• Варианты расцветки камеры — черная, серебристая, белая.


Объектив H-PS14042

Этот складной объектив поставляется с G5 в рамках комплекта G5X, хотя продается и отдельно. По своим оптическим характеристикам и диапазону фокусных расстояний практически не отличается от базового H-FS014042, но имеет оригинальную складную конструкцию: в транспортировочном положении длину по оптической оси удается сократить до всего лишь 3,3 см (без крышек). При этом объектив оборудован двухскоростным электроприводом трансфокатора, благодаря которому видеосъемка происходит без характерных для ручного зумирования кольцом на объективе рывков. Диапазон фокусных расстояний – 14-42 мм (28-84 мм в полнокадровом эквиваленте), f/3,5-5,6, встроенный оптический стабилизатор Power O.I.S., минимальная дистанция фокусировки 20 см. 


Дополнительная оптика

Ассортимент сменной оптики для камер Micro 4/3 у Panasonic самый обширный среди конкурентов. О некоторых из объективов мы уже рассказывали, ну а одновременно с камерой G5X состоялось знакомство с двумя новыми «стеклами» - светосильным широкоугольным зумом H-HS12035 и телевиком H-PS45175.


Panasonic H-HS12035 – это зум-объектив 12-35 мм (24-70 мм в полнокадровом эквиваленте) профессионального уровня с постоянной светосилой f/2.8. Имеет защиту от влаги и пыли, выполнен в металлическом корпусе, оборудован оптическим стабилизатором Power O.I.S. Минимальная дистанция фокусировки 25 см, диаметр фильтр 58 мм. В комплекте крышки, лепестковая бленда и мягкий чехол. Средняя стоимость – 58 000 руб.


Panasonic H-PS45175 – телеобъектив 45-175 мм (90-350 мм в полнокадровом эквиваленте) с моторизованном приводом трансфокатора для плавной видеосъемки. Модель интересна тем, что ее полимерный корпус имеет фиксированную длину, а передняя линза жестко закреплена. Механизм трансфокации и фокусировки спрятан внутри, поэтому пыль между линзами со временем появиться не должна. Светосила f/4-f/5.6, минимальная дистанция фокусировки 90 см., диаметр фильтр 46 мм. В комплекте крышки, бленда и мягкий чехол. Цвет корпуса – черный или серебристый. Ориентировочная цена – 17 000 руб. 


Впечатления от использования

Как уже упоминалось выше, форма корпуса у G5 не «цифромыльничная», а «зеркальная», при этом тушка весьма компактна: 12 x 8,3 x 7,1 см. Признаться, у меня были сомнения насчет удобства длительного использования такой небольшой камеры. Все же, несколько двадцатиминутных сессий на протяжении венгерского shooting day в рамках презентации – это вовсе не то же самое, что полноценные туристические вылазки или утомительная съемка выставочных экспозиций. Но несколько дней «пристрелов» и финальная четырехчасовая фотосъемка центра Москвы (эти снимки представлены на следующей странице) с постоянной сменой объективов убедили в том, что с эргономикой у небольшого G5 все в порядке! Пожалуй, единственный элемент, с которым лично было не до конца удобно управляться, да и то лишь закоченевшими при нулевой температуре пальцами, так это горизонтальное колесико (им настраивается значение выбранного параметра, например, диафрагмы или выдержки): на холоде недостает сцепления кожи с пластиком. Впрочем, я сам виноват, что не надел тонких кожаных перчаток. Только потом вспомнил, что сенсорный экран у G5 реагирует на легкие нажатия любых предметов, а не только на касания пальцев, как смартфоны с емкостными дисплеями. В остальном все понравилось: держать камеру удобно и двумя руками, и одной – пальцы не устают. Откидной монитор с шарниром – огромное подспорье при съемке на вытянутых вверх руках или от земли. Причем, даже на ярком солнце через него вполне можно оценивать композицию. Яркость монитора регулируется вручную или автоматически. А ведь тут есть еще очень четкий цветной электронный видоискатель высокого разрешения (1,44 Мп). Разумеется, он оборудован с датчиком приближения, по команде которого картинка автоматически переключается с экрана на глазок и обратно. В общем, полный набор. Расположение клавиш также не вызвало нареканий – все понятно и логично. Плюс значительная творческая свобода в вариантах настройки того или иного оперативного параметра: хочешь посредством кнопок и колесиков (среди которых есть клавиши прямого доступа и пять произвольно программируемых), хочешь через сенсорный интерфейс, включая удобное «быстрое меню», в котором сосредоточены все важные регулировки и режимы. Так вот даже по этому меню можно «гулять» кнопочным джойстиком или тыкая в пиктограммы на экране, а само меню может гибко конфигурироваться под нужды фотографа.

Свобода касается и фокусировки, ведь наводиться на объект – а камера это делает моментально практически в любых условиях – дозволяется либо вручную, либо в автоматическом режиме кнопкой спуска, либо путем указания объекта на экране. В последнем случае камера может сразу же произвести съемку, чтобы не упустить момент. Весьма порадовал аккумулятор, особенно если учесть, что он новый и не прошел цикл раскачки, а два из трех из трех объектива в тестовом наборе оснащены моторизованным приводом трансфокатора, питающимся от АКБ фотоаппарата. Все это не помешало G5 проработать около 4 часов преимущественно при нулевой температуре в режиме интенсивной съемки фото JPEG и коротких роликов – около 3,5 Гбайт в сумме. За все это время батарея израсходовалась лишь наполовину! Впрочем, мистики тут нет: аккумулятор емкостью 1200 мА*ч (7,2В) оказался размером со спичечный коробок! С такой батарейкой чувствуешь себя уверенно, даже если в сумке нет запасной. Говоря об использовании Panasonic G5 в амплуа видеокамеры, хочется отметить огромные преимущества моторизованного двухскоростного зума перед механическим: во время наезда или отката картинка не трясется и не уходит в сторону. Моторчик трансфокатора в соответствующих объективах Panasonic аннулировал последний серьезный козырь видеокамер. Ведь по цепкости динамического автофокуса G5 как минимум не хуже, а по качеству картинки превосходит большинство из них. Превратиться в идеальную любительскую видеокамеру G5 мешает разве что отсутствие входа для подключения внешнего микрофона, но эта особенность расстроит, уверен, лишь незначительную часть покупателей, и это будут далеко не обыватели. Им посоветую обратить взор на нового флагмана Panasonic – GH3, который очень мощно «заточен» под профессиональную видеосъемку, хотя и будет стоить, по прогнозам, около 70 000 руб. без учета оптики.

На следующей странице представлена галерея снимков и пример HD-видеосъемки. Пользователям мобильных устройств с помегабайтной оплатой трафика сообщаю: страница «весит» почти 7 Мбайт.  


Галерея

Ниже представлены уменьшенные камерные JPEG, сделанные при помощи Panasonic DMC-G5 с различными объективами. Съемка велась исключительно с рук. Снимки получены без использования творческих фильтров и при нейтральных настройках цветовой насыщенности, четкости и контраста; в режиме приоритета диафрагмы или полностью автоматическом режиме iA. Баланс белого во всех случаях – пресет или автомат. Картинки приводятся без какой-либо коррекции. Стабилизация в объективах была включена, как и шумоподавление в камере. Кроп-фактор системных видеокамер Panasonic равен 2,0, поэтому для вычисления фокусного расстояния в полнокадровом/пленочном эквиваленте достаточно умножить указанные значения на 2.


Представленные выше снимки в виде полноразмерных оригиналов можно скачать одним архивом по этой ссылке (106 Мбайт). Внимание! Все права на данные снимки принадлежат порталу Hi-Fi.ru. Какое-либо коммерческое их использование или размещение на других сайтах запрещено без согласования с администрацией HI-Fi.ru.


Теперь – о чувствительности камеры. Как известно, производители могут заявлять самые невероятные значения ISO для своих моделей, но чаще всего это лишь маркетинг: даже на сносное качество сложно рассчитывать при значении ISO выше 3200 у лучших кроп-моделей со сменной оптикой и 1600 у среднестатистических. Для большинства же цифрокомпактов пограничный порог и вовсе ISO800, а выше – сплошное «мыло». Panasonic Lumix DMC-G5 имеет диапазон ISO от 160 до 12800. Проверим? Уже проверили! Многие из фотографий, показанных выше, сделаны в режимах ISO800-ISO1600, к качеству претензий нет. Есть несколько снимков и при значении ISO 3200. Конечно, если рассматривать эти оригиналы в масштабе 100%, то будет заметна рябь на градиентных полях и незначительное замыливание деталей (результат работы шумоподавителя камеры), однако отпечаток размера вплоть до А4 выглядит весьма пристойно. Вы можете убедиться в этом лично, скачав архив с исходниками и распечатав в фотолабе на хорошей глянцевой бумаге. Снимок с чувствительностью ISO6400 богаче на шумы и артефакты, однако все еще пригоден для создания отпечатка вплоть до А5 и просмотра на экране компьютера планшетника или телевизора.

 

Ну а ISO12800, как видим, годится только для размещения в интернете в сильно уменьшенном виде, либо для показа с экрана смартфона. Снимать в таком режиме допустимо только в том случае, если требуется запечатлеть что-то важное, невзирая на качество.

Такой результат был ожидаемым. Но то, как камера ведет себя в диапазоне ISO 1600-3200, лично меня порадовало. Сие означает, что вечерние пейзажи можно полноценно запечатлеть без помощи вспышки и штатива. Впрочем, то и другое должно быть в арсенале фотографа, ведь ситуации бывают разные, а некоторые творческие задумки без этих приспособлений иногда и вовсе невозможно реализовать.     


Съемка HD-видео

Свои впечатления от использования G5 в качестве видеокамеры я изложил на предыдущей странице. Ниже представлена небольшая компиляция видеофрагментов. Не забудьте переключить окно просмотра в режим HD 1080p и развернуть его на весь экран!


Итоги

Первым делом – о насущном: какой из комплектов выбрать – G5K или G5X? Особенно если учесть, что их объективы имеют идентичные оптические характеристики, включая диапазон зума. Я советую G5X. Этот «кит» хоть и дороже на 6000 руб., но со складным объективом камеру гораздо удобнее транспортировать. Для любителей же видеосъемки G5X вариант и вовсе безальтернативный: после плавного моторизованного зума пользоваться ручным (G5K) совершенно не хочется. В-третьих, как бы это не звучало парадоксально, комплект G5X в итоге выгоднее, ведь купить складной H-PS14042 отдельно нельзя дешевле, чем за 15 000 руб. Всю прочую оптику приобретать лучше исходя из решаемых задач. Например, моторизованный H-PS45175 я бы посоветовал любителям видеоспоттинга, натуралистам, предпочитающим снимать на видео птичек и белочек, а также портретистам. В остальных ситуациях можно сэкономить и купить обычный телеобъектив H-FS045200. Почему? Снимать кино на телевик без штатива довольно затруднительно (даже несмотря на эффективный панасониковский стабилизатор), поэтому лучше использовать для создания любительских роликов один только H-PS14042, а телеобъектив оставить для фото. Наконец, H-HS12035. Это бесподобный профессиональный объектив – светосильный, защищенный от пыли и влаги, а главное – формирующий очень качественную и четкую по всему полю картинку с правильной геометрией. Впрочем, штатный объектив комплекта G5X тоже интересен, особенно если учесть его стоимость и габариты. А настоящая звезда – это непосредственно Panasonic Lumix DMC-G5. Искренне советую эту камеру не только энтузиастам, но и начинающим пользователям, ведь даже в полностью автоматическом режиме iA электроника G5 ошибается очень редко, позволяя получать действительно качественные снимки и видеоролики одним нажатием на гашетку. Не сомневаюсь, что через несколько лет технический прогресс шагнет еще дальше, но по сегодняшним меркам Panasonic Lumix DMC-G5 вполне достойна называться эталонной в своей ценовой категории.


Плюсы:

• Высокое качество снимков даже в полностью автоматическом режиме;
• Исключительно малый процент ошибок автоматики по экспозиции и ББ;
• Мгновенный автофокус, в том числе в полумраке;
• Удобное, гибко настраиваемое сенсорно-механическое управление;
• Эргономичный металлический корпус, поворотный сенсорный монитор;
• Электронный видоискатель высокого разрешения;
• Запись HD-видео на уровне лучших любительских камер, полный арсенал; настроек, цепкий динамический автофокус;
• Большой ассортимент сменной оптики, в том числе с моторизованным приводом трансфокатора – для плавной видеосъемки;
• Выносливая батарея.


Минусы:

• Маловато готовых предустановок баланса белого;
• Нет входа для внешнего микрофона.


Илья Суханов

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: