Творчество налегке

Цифровая камера Panasonic Lumix DMC-GF2

Творчество налегке

Цифровая камера Panasonic Lumix DMC-GF2


Не так давно в нашей тестовой лаборатории побывала Panasonic Lumix DMC-GH2 – флагманская камера, относящаяся к стремительно набирающему популярность формату Micro 4/3. Машинка оказалась настолько хороша, что заставила меня всерьез пересмотреть своё отношение к привычным «зеркалкам» DSLR начального среднего уровня: какой смысл брать с собой в путешествия или на выездные репортажи бандуру, если компактная и легкая GН2 обладает едва ли не более внушительным инструментарием для реализации творческих задумок, а по качеству снимков как минимум не уступает большой и тяжелой «зеркалке»? Вот я и пользуюсь последней теперь только в студии, где массивность и большие размеры фотоаппарата, наоборот, актуальны. Сегодня в нашем тестлабе еще более компактная, но не менее прогрессивная модель от одного из основателей формата Микро 4/3, новейшая Panasonic Lumix DMC-GF2. Далее по тексту позволю себе называть ее просто GF2.

За счет отсутствия глазка электронного видоискателя, как у GH2, и шарнира у дисплея – тут он интегрирован в заднюю панель, а также отказа от некоторых механических колесиков и кнопок, дублирующих команды сенсорного управления, и оптимизации конструкции байонета, разработчикам удалось сделать корпус новинки удивительно компактным – даже если сравнивать его с маленькой и легкой Panasonic Lumix DMC-GH2.

При этом GF2 тоже оснащается крупной матрицей Panasonic Live MOS 17,3 x 13 мм – но только разрешения 12,1 Мпикс против 16 у GH2.

Не будучи сторонником гонки мегапикселей, я лишь порадовался этому факту: чем меньше светочувствительных элементов на матрице, тем больше они сами и расстояния между ними, следовательно, уровень шумов на картинке потенциально ниже. Другие отличия GF2 от более дорогой GH2 таковы: отсутствует разъем для подключения внешнего микрофона (взамен реализована возможность использования фирменного стереомикрофона с креплением на башмак), нет гнезда для питания от сетевого адаптера и режима видеосъемки 1080/24p (в формате 1920 х 1080 остался только классический 50i), немного сокращено количество видедокамерных настроек и сюжетных программ для фотосъемки, используется аккумулятор чуть меньшей емкости. Во всем остальном камеры, можно сказать, одинаковые – включая электронику, основной перечень полезных настроек, диагональ и качество сенсорного дисплея. А если учесть, что GF2 компактнее и значительно дешевле, то получается чертовски привлекательный вариант «на каждый день»!

Несмотря на классный металлический корпус, GF2 заметно легче ранее протестированной нами пластиковой GH2 (475 грамм против 609 в полностью снаряженном состоянии – с батареей, картой памяти и объективом 14—42 мм) и даже легче своей предшественницы GF1. Впрочем, в действительности GF2 оказывается все равно несколько тяжелее, чем ожидаешь, глядя на ее почти игрушечные габариты.

В то же время, если GF2 когда-нибудь будет предлагаться в пластиковом корпусе взамен металлического, что позволит выгадать еще полсотни грамм, то лично я вряд ли воспользуюсь таким предложением: «в металле» камера лучше защищена, плюс, солиднее выглядит. Еще один приятный пунктик – GF2 собирается в Японии. 

На российский рынок Panasonic Lumix DMC-GF2 поставляется в двух вариантах комплектации: GF2K (24 990 руб.) – со стандартным зум-объективом 14—42 мм (28—84 мм в пленочном эквиваленте), оснащенным оптическим стабилизатором, и GF2C (27 990 руб.) – с «блинчиком-фиксом» 14 мм, светосильным, без стабилизатора.

Указанные цены являются официальными рекомендованными, фактически же GF2 можно приобрести даже дешевле.

На всякий случай сообщаю, что я ничего не перепутал: комплект с «блинчиком» действительно дороже набора с «зумом». Почему? Потому что у широкоугольного объектива 14 мм лучше светосила (F2.5) и чуть-чуть шире угол охвата, имеется металлическое крепление, а сборка – японская. «Зум» же, в угоду массовости и снижения себестоимости, имеет полностью полимерный корпус и гораздо более привычную для массовой электроники прописку в Поднебесной. Правда, по своим оптическим характеристикам он очень и очень хорош. Нам на тест нам предоставили камеру GF2 и оба описываемых объектива.

Любую другую оптику из фирменного ассортимента нужно приобретать отдельно. Жаль, что по примеру модели GH2 маркетологи Panasonic не учредили комплект с объективом H-VS014140E (14—140 мм). Многим фотолюбителям средней степени продвинутости хочется иметь всего один универсальный объектив, причем, с максимально широким диапазоном фокусных расстояний, а 14—140 мм  подходит на эту роль как нельзя лучше. В случае же с GF2 его придется приобретать отдельно, первоначально купив камеру с другой оптикой, которая, возможно, и не пригодится потом. Если вспомнить, что связка из GH2 и H-VS014140E мм предлагается примерно на 15 000 руб., чем та же камера с типовым объективом 14—42 мм, то комплект из GF2 и «суперзума» 14—140 мм, по логике, продавался бы примерно за 40 000 руб. Это очень выгодно для покупателя, ведь собственная цена этого объектива несколько обескураживает: 35 тысяч! Искренне надеюсь, что в российском представительстве все же решат вывести на рынок «кит» GF2 с оптикой H-VS014140E.  


Комплект поставки


• Камера Panasonic Lumix DMC-GF2 (на выбор черный или красный корпус);
• Аккумулятор и зарядное устройство;
• Ремень для ношения камеры на шее/плече;
• Объектив 14—42 мм (комплект GF2K) или объектив 14 мм (комплект GF2C);
• Две защитные крышки на объектив, крышка на камеру и заглушка на башмак камеры;
• Бленда для объектива;
• Чехол-мешочек для объектива;
• Кабель USB и кабель AV;
• Документация;
• Диск с сопутствующим программным обеспечением;


Конструкция 


Если Panasonic GH2 можно назвать «зеркалкой» в миниатюре, то GF2 больше тяготеет к форм-фактору цифрокомпактов с  выдвижным объективом. В сравнении с такими устройствами преимущества GF2 очевидны: в разы более крупная матрица, как у зеркальных камер, что самым непосредственным образом влияет на качество снимков и видеороликов, и сменная оптика.
Очень добротный корпус GF2 изготовлен из металла, пластиковыми сделаны лишь крышки отсеков и козырек подъемной вспышки. Наличие последней – большое достижение конструкторов, поскольку у аппаратов такого класса встроенной вспышки нет вовсе. Если же вспышка имеется, то корпус обычно получается более крупным. Недаром специалисты Panasonic называют GF2 самой компактной моделью в своем классе, оснащенной вспышкой. Конструкция вспышки оригинальная: в припаркованном состоянии она сложена, а при нажатии на кнопку выстреливает под действием пружины, поднимаясь довольно высоко – рукой заслонить не получится.

Убирается вспышка пальцем. Несмотря на сложность механики, на вид она достаточно прочная и надежная. Батарея и карта памяти загружаются через нижний лючок, разъем HDMI и универсальный порт для кабелей USB и AV расположены на правом торце корпуса за дверцей, скрывающей их от пыли и влаги. Позаботились конструкторы и о защите контактов башмака: не него установлена заглушка. 


Органы управления и интерфейс

Ради уменьшения габаритов аппарата разработчики сократили набор механических органов до минимума, перенеся почти все управление в виртуальную среду сенсорного экранного интерфейса. Из физических контроллеров свои посты сохранили рычажок включения/выключения, кнопки спуска и начала/остановки видеозаписи, классический «джойстик» и пара вспомогательных клавиш. Однако этого хватило, чтобы обеспечить прямой доступ ко многим ключевым режимам, не прибегая к тачскрину.

Если честно, в плане управления я ретроград – кнопки и крутилки люблю больше, чем всяческие виртуальные средства ввода. Но за время тестового использования неожиданно для себя обнаружил, что управлять этой машинкой мне не менее удобно, чем щедро утыканной «механикой» GH2! Во-первых, экран у GF2 не емкостный, а классический резистивный, поэтому реагирует на нажатия любого рода. Зимой это особенно актуально! Во время тестовой фотосессии в окрестностях Красной площади я неплохо справлялся в перчатках: значки на экране довольно крупные, а алгоритм управления построен таким образом, что до любой настройки (кроме системны) можно добраться за 1-2 «тыка». Более того, камера позволяет организовать что-то вроде панели избранного, где будут сгруппированы только актуальные настройки.


Главный экран во время съемки в режиме приоритета диафрагмы (слева). Выбор точки автофокуса (справа). Размер участка фокусировки можно менять. Если активировать соответствующую функцию, то фокусировка на выбранном участке и съемка будут происходить сразу после касания дисплея. 

Выбор режимов съемки (слева). Список избранных настроек (справа), в любой момент его можно отредактировать.

Полностью описывать функционал меню GF2 не считаю нужным, поскольку тут настраивается буквально всё, включая ограничение верхнего значения ISO для автоматического режиме съемки iA. Максимально оперативно камера позволяет подкорректировать значение экспозиции (кстати, это возможно даже при включении тотального «автопилота», что лично меня очень порадовало), выставить значение диафрагмы и выдержки вручную. С балансом белого вообще полная свобода: для его установки имеется аж четыре (!) способа. Первый – классический, выбор из предлагаемых предустановок, второй – ручной, по белому сэмплу в центральной части кадра, третий – плавно, в Кельвинах (от 2500K до 10000K с шагом 100K), перемещая ползунок по шкале с подсказками, четвертый – пальцем, катая указатель по виртуальному полю. Разумеется, все изменения тут же отражаются в реальном времени.


Паспортные данные Panasonic Lumix DMC-GF2:


• Тип: цифровая камера формата Микро 4/3 с функцией записи видео AVCHD и поддержкой 3D-фото (при помощи опционального 3D-объектива Panasonic H-FT012);
• Матрица: Live MOS (17,3 x 13 мм), разрешение 13,06 / 12,1 Мпикс (общее / эффективное), съёмка в форматах 4:3, 3:2, 16:9, ультразвуковое удаление пыли;
• Диапазон чувствительности (ISO): 100—6400;
• Диапазон выдержек: 1/4000—60 секунд;
• Фокусировка: автоматическая (23 точки, функция следящего автофокуса, определение лица), ручная (кольцом на объективе);
• Скоростная фотосъёмка: JPEG – до 3,2 к/с; RAW – 2,5 к/с
• Стабилизатор изображения: оптический (встроен в комплектный для набора GF2K объектив 14—42 мм ), 3 режима работы, отключаемый;
• Объектив комплекта GF2K: 14—42 мм (28—84 мм в эквиваленте формата 35 мм), F3,5—F5,6, минимальная диафрагма F22, минимальная дистанция фокусировки 0,3 м, оптический стабилизатор, диаметр светофильтра 52 мм, байонет Микро 4/3;
• Объектив комплекта GF2C: 14 мм (28 мм в эквиваленте формата 35 мм), F2,5, минимальная диафрагма F22, минимальная дистанция фокусировки 0,18 м, диаметр светофильтра 46 мм, байонет Микро 4/3;
• Поддержка карт памяти: SD/SDHC/SDXC;
• Дисплей: 3,0 дюйма, формат 3:2, разрешение 460 000 пикселей, сенсорный;
• Поддержка RAW: есть (включая RAW + JPEG);
• Съёмка видео: AVCHD (1080/50i с битрейтом 17 или 13 Мбит/с, 720/25p с битрейтом 17 или 13 Мбит/с), либо Motion JPEG (720/30p и более низкие разрешения), стереозвук (встроенный микрофон; возможность крепления внешнего фирменного стереомикрофона на башмак), ручная трансфокация, динамическая автофокусировка (либо ручная);
• Коммутация: USB, AV-выход, порт HDMI (кабель HDMI в комплект не входит);
• Питание: оригинальный аккумулятор 1010 мА*ч (по методике CIPA приблизительно 300-340 снимков, в зависимости от объектива);
• Измеренные габариты с объективом 14—42 мм: 9,5 см (по оптической оси) x 11,5 см (шир.) x 6,7 см (выс.); без бленды; включая выступающие части;
• Масса, кг: 0,475 (с объективом 14—42 мм, аккумулятором и картой памяти); 


Тестирование


Практическое исследование возможностей объектива 14—42 мм я решил не проводить, поскольку уже делал это во время теста камеры Panasonic GH2. А вот «блинчик» опробовал. Как и ожидалось, он обеспечивает несколько более высокую резкость на периферии кадра, а вот по геометрии различия с зум-объективом на ФР 14 мм исчезающее малы – оба  ведут себя достойно. Меньшая светосила у «зума» частично компенсируется наличием эффективного встроенного стабилизатора, которого у «блинчика» нет. Выходит, что на стороне «фикса» только более широкий угол охвата и физические размеры. Поэтому, как бы я ни любил объективы с фиксированным фокусным расстоянием (в студии предпочитаю пользоваться преимущественно ими), но в ситуации, когда речь идет о компактном и легком аппарате, то более привлекательным по соотношению цены, качества и удобства считаю комплект именно с зумовым объективом 14—42 мм, то есть, GF2K.

Тест на шумы я решил не пропускать, хотя результаты были известны заранее: электроника у GH2 и GF2 одинаковая, тип и размер матриц тоже, а разница в мегапикселях если и скажется на реальном результате, то незначительно. Описание теста: режим съемки в JPEG с приоритетом диафрагмы (ее значение установлено на 7.1), коррекция экспозиции +1/3, баланс белого ручной, встроенный в камеру подавитель шумов включен. Съемка производилась с объективом 14—42 мм на максимальном фокусном расстоянии, со штатива. Подсветка композиции – двумя лампами накаливания по 50 Вт. Обработка изображений не проводилась – лишь кадрирование, наложение подписи и повторное сохранение в JPEG с минимальной компрессией. 

Что ж, показатели GF2 практически в точности соответствуют таковым у GH2, поэтому позволю себе цитату из комментария к измерениям GH2: в диапазоне вплоть до ISO800 шумы настолько малы, что весь участок можно принять за условное «ISO100» и в дальнейшем беззаботно использовать в любых ситуациях. ISO1600 выглядит не сильно хуже даже в 100% масштабе, смело печатаем на А2. На ISO3200 картинка хотя и чуть-чуть зернистая, но она вполне пригодна для бумаги А4. Значительная – но всё ещё не фатальная – рябь появляется только при ISO6400. Для этого режима максимальный размер отпечатка — А5.

Финальный этап тестирования – съемка видеороликов. Здесь GF2, по большому счету, тоже ни в чем не уступает старшей сестре GH2 (за исключением отсутствия режима 1080/24p). Автоматика практически всегда обеспечивает корректную картинку – яркую и сочную, а за счет огромной по меркам видеокамер матрицы уровень шумов в полумраке минимален. Результат настолько радует, что GF2 вполне уместно сравнить с флагманскими трехматричными видеокамерами Panasonic TM700/HS700. Специализированный камкордер опережает GF2 лишь по скорости работы автофокуса при быстрой смене планов в дальнего на ближний и наоборот, а также по плавности работы трансфокатора. Не удивительно: у видеокамеры привод трансфокатора обслуживает прецизионный электродвигатель, а у GF2 его приходится крутить руками, да еще делать это при помощи кольца без демпфирования, т.е. вязкости при вращении. Во всем остальном видеокамера из GF2 получается превосходная. По крайней мере, имея в своем арсенале Panasonic Lumix DMC-GF2, о покупке отдельной видеокамеры можно не задумываться. Потому хотя бы, что сравнимая по качеству картинки, но несколько более удобная в использовании (за счет формы корпуса и моторизированного трансфокатора) камера обойдется дороже, чем GF2K.


Итоги


По своим возможностям и качеству снимков/видеороликов Panasonic Lumix DMC-GF2 практически не уступает чрезвычайно удачной флагманской модели GH2, а значит тоже является прямым конкурентом «зеркалкам» с кроп-матрицей. При этом размер и вес новой «джи-эфки» вплотную приблизился к цифрокомпактам – устройствам любительского уровня с соответствующим качеством картинки. Вывод? По моему мнению, GF2 – идеальный спутник увлеченного фотографа, ценящего комфорт передвижения. Аппарат позволяет делать превосходные фотографии «зеркального» уровня, удобен в использовании, очень функционален, но совершенно не обременяет при ношении. Имея GF2, можно отказаться и от карманной «мыльницы», и от полноразмерной «зеркалки», и от видеокамеры. И даже на фоне конкурентов Panasonic GF2 выступает блестяще, щеголяя скромными, учитывая наличие встроенной вспышки, размерами, добротным металлическим корпусом и очень продуманным управлением через тачскрин. О моих впечатлениях во время проведения тестовой фотосессии на Красной площади читайте во второй части статьи.


Плюсы:

• Весь ассортимент ручных настроек и «зеркальное» качество снимков в очень компактном корпусе;
• Встроенная вспышка (уникальная особенность для камер такого класса)
• Чрезвычайно быстрый автофокус практически в любых условиях;
• Продуманное управление, удобнейший сенсорный интерфейс;
• Низкий уровень шумов вплоть до  ISO1600;
• Отличные характеристики оптики;
• Качество видео на уровне лучших любительских HD-видеокамер;
• Эффективный оптический стабилизатор;
• Быстрая готовность к работе после включения (около 1 сек)
• Качественный металлический корпус, японская сборка;
• Чехол для объектива и бленда в комплекте;
• Привлекательная цена на комплект GF2K (с объективом 14—42 мм)


Минусы:

• Не предлагается комплект с объективом H-VS014140E (14—140 мм);
• Отсутствие демпфирования кольца трансфокатора на объективе 14—42 мм мешает плавно зумировать во время видеосъемки


Перейти ко второй части статьи (примеры фотографий)


Илья Суханов

Рейтинг: