Дьявол и детали

Акустические системы Focal Diablo Utopia

Дьявол и детали
Акустические системы Focal Diablo Utopia 
Цена – 420 000 руб. (плюс 73 500 руб. за стойки) 

Еще относительно недавно такое понятие, как полочные мониторы класса High End, казалось оксюмороном. В самом деле, зачем платить серьезные деньги за небольшие двухполосные колонки, имеющие физические ограничения по воспроизведению низкочастотного спектра, когда за ту же сумму можно купить полнодиапазонные напольные спикеры?
Однако тем, кому довелось в свое время слышать первую версию JMLab Micro Utopia, подобная постановка вопроса показалась бы оскорбительной. Всякая же последующая модификация легендарных мониторов становилась только лучше. Focal Diablo Utopia — новая концентрация инженерной мысли французской компании в компактном объеме. Легкого прикосновения к глянцевой поверхности колонок достаточно, чтобы почувствовать всю серьезность конструкции. Нет даже необходимости в традиционном постукивании по корпусу, чтобы убедиться в его абсолютной инертности. В отличие от старшей модели линейки Utopia последнего поколения, Diablo не дает пользователю возможности дополнительно фокусировать излучение динамиков путем их ориентации в вертикальной плоскости. Тем не менее каждый излучатель здесь тоже заключен в свой отдельный отсек, однако две части корпуса не могут смещаться друг относительно друга. Кромки кабинетов покрыты интересным составом, внешне похожим на рояльный лак, но слегка липким на ощупь. Он не только помогает при перемещении акустики — благодаря ему у АС гораздо меньше шансов выскользнуть из рук, но и явно способствует борьбе с резонансами. Хотя и без этого покрытия корпус напоминает монолит. 
Низко- и среднечастотную части диапазона озвучивает традиционный для Focal динамик с удивительно легким и одновременно жестким 165-мм диффузором, состоящим из двух слоев стекловолокна с прослойкой из синтактической пены и закрепленным на полуволновом подвесе. Еще одна отличительная особенность динамика — его магнитная система Power Flower. Действительно, по форме она напоминает цветок из шести лепестков-магнитов. Такая конструкция позволяет не только увеличить мощность, но и лучше сфокусировать магнитное поле. Как мы увидим в дальнейшем, плюсы подобного решения слышны «невооруженным ухом». Щелевой порт фазоинвертора выведен на переднюю панель. Высокочастотная секция включает в себя знаменитый твитер IAL-2 с инвертированным куполом из бериллия, заключенный, как уже говорилось, в свой отдельный корпус. Магнитная система сделана в форме реактивного сопла Лаваля, а объем за ней работает как резонатор Гельмгольца, настроенный на частоту резонанса твитера. Это способствует существенному снижению искажений в ВЧ-диапазоне. Хрупкий купол из бериллия заботливо прикрыт изящной сеточкой, снимать которую для прослушивания совершенно необязательно — ее влияние на звук практически незаметно. Фигурный же гриль, закрывающий СЧ/НЧ-динамик, легко снимается с крепежа, для этого надо лишь аккуратно, но уверенно потянуть за специальное ушко. Еще одна важная деталь — постаменты для АС. В принципе ничто не может помешать вам приобрести продукцию любой специализированной фирмы, однако предлагаемые Focal стойки настолько идеально гармонируют с колонками и так эффективно помогают раскрыть их потенциал, что искать добра от добра я бы не советовал. Тем более что продаются они по вполне разумной цене, учитывая класс Diablo Utopia. 
Меня всегда удивляло умение компании Жака Мауля делать полочную акустику, способную уверенно переигрывать в низкочастотном диапазоне многие напольные спикеры. Focal Diablo Utopia не стали исключением из этого правила. При их размещении в комнате крайне необходимо обеспечить им свободное пространство как по бокам, так и сзади. Когда мониторам дают «дышать», они вознаграждают слушателя не только великолепной трехмерной сценой с идеальным позиционированием всех исполнителей, но и удивительным басом. Конечно, многое будет зависеть и от самой записи, но там, где звукорежиссер уделил должное внимание работающим в данном диапазоне инструментам, АС раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Классическая партия бас-гитары Джона Энтвистла из «The Real Me» с альбома The Who «Quadrophenia» прозвучала так, что я даже прослушал композицию два раза подряд, наслаждаясь нюансами игры и общим драйвом. Действительно, было полное впечатление, что звучат напольные колонки высокого класса. Дальнейшее прослушивание только подтвердило первые впечатления. Все тестовые треки, имевшие солидную басовую основу, хотелось ставить еще и еще раз. Очень эффектно и эффективно трудились фазоинверторы, с задачей задуть свечку на праздничном торте во время вечеринки они справятся без проблем. Однако не только басом — глубоким, пластичным и отлично настроенным — могут похвастать флагманские мониторы из Сент-Этьена. Уже упомянутая трехмерная сцена дополняется великолепным разделением всех инструментов в большом симфоническом оркестре, причем даже при весьма высоком уровне сигнала. Конечно, на живом концерте подобный эффект отсутствует и достигается в основном в процессе сведения фонограммы в студии, однако от этого он не становится менее впечатляющим. Каждый маленький штрих, каждый легкий акцент в высокочастотной области доносится отчетливо, но вместе с тем легко и ненавязчиво. И такого явления, как усталость от длительного прослушивания, здесь нет и быть не может. К среднечастотному диапазону также нельзя предъявить претензий. Вкупе с идеальным позиционированием голосов исполнителей тщательная проработка всех нюансов голосоведения создает превосходную иллюзию присутствия вокалистов в комнате. Единственное, о чем хотелось бы упомянуть, это способность колонок с предельной откровенностью демонстрировать разницу в классе и в почерке работающих с ними в связке усилителей. Если с нашим традиционным тестовым интегрированным Bryston звук был подчеркнуто динамичный и быстрый, но не в полной мере открытый и ясный, то включение в тракт лампового New Audio Frontiers сделало середину на редкость одушевленной и воздушной, а сцену совершенно безграничной, возникло даже ощущение, что в системе появилась тыловая акустика. Введение же в тракт связки усилителей McIntosh снова изменило общий характер звучания — он стал чуть менее воздушным, зато плотным, напористым и слегка темноватым. Учитывая эту особенность Focal Diablo Utopia, следует тщательно подойти к выбору партнеров. В скобках замечу, что обычно такие рекомендации даются для акустики, хорошо звучащей лишь с определенными видами усилителей, однако в случае с данными мониторами дело обстоит совсем иначе. Они настолько замечательны, что заслуживают самого лучшего усилителя, какой вы только сможете себе позволить.   

Результаты измерений:
График модуля импеданса акустической системы Focal Diablo Utopia условно можно разбить на два широких стабильных участка. Первый, низкоомный, с минимумом на отметке 4,1 Ом, охватывает среднечастотный диапазон. Второй приходится на область высоких частот, максимальное сопротивление здесь составляет 15,6 Ом (рис. 1). Подобный разброс значений вкупе с поведением электрической фазы вряд ли создаст сколь-нибудь существенные сложности для транзисторного усилителя. Амплитудно-частотная характеристика демонстрирует стабильный ход во всей полосе рабочих частот при различных отклонениях от оси излучения, что говорит о широком угле направленности АС (рис. 2). Неравномерность в диапазоне СЧ не превышает +/-0,9 дБ. Чувствительность при подводимой мощности 1 Вт на 1 м равна 88 дБ. Искажения при низких и средних громкостях проявляются в крайне малой степени. При увеличении звукового давления до 94 дБ в области верхнего баса наблюдается опасное приращение КНИ, но и в этом случае показатель ниже порога различимости (рис. 3). 

Технические характеристики:
Тип – полочные акустические системы | Название – Focal Diablo Utopia | Частотная характеристика, Гц – 44—40 000 | Число полос – 2 (СЧ/НЧ – 16,5 см, композитный стекловолоконный конус, ВЧ – 2,7 см, бериллиевый инвертированный купол; частота раздела 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 92 (паспортная) | Габариты одной колонки, см – 43,1 x 25,8 x 42,7 | Масса одной колонки, кг – 20

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95% 
3.Звучание – 95% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл 95

Плюсы: мощный бас, великолепная детализация, отличная сцена, безупречное качество изготовления
Минусы: возможно, придется критически переосмыслить весь состав системы

Вывод:
Неординарные мониторы, подтверждающие умение акустического ателье Focal удивлять нас снова и снова

Александр Чечелев

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00