Практическая философия

Интегрированный усилитель Pathos T

Практическая философия
Интегрированный усилитель Pathos T.T. Anniversary 
Цена – 333 300 руб. 

Аудиофилы рассуждают о национальных школах звука, меломаны предпочитают говорить о музыкальности и корректности отображения аппаратурой смысла записей. Есть также технари, которым милы подробности конструкции и использованные схемотехнические решения. И существуют производители, способные дать пищу для размышлений всем категориям придирчивых пользователей
Аудиопроизводители часто патентуют свои ключевые схемные решения, но специфическая изюминка, составляющая суть патента, не всегда доступна глазу. Она может быть запрятана где-то глубоко внутри корпуса, а некоторые фирмы предпринимают и дополнительные меры, препятствующие разглядыванию важных узлов любопытствующими. Однако у итальянского красавца Pathos T.T. Anniversary все совсем не так. Набор элементов, играющих ключевую роль в технологии INPOL®, виден при первом же взгляде на аппарат. Первый — две лампы в каскаде предварительного усиления, в соответствии с гибридной философией. Второй — две высокие ребристые башни, отлитые из толстого, чуть шершавого чугуна (давшие усилителю название T.T., или Twin Towers). Они служат для охлаждения полевых МОП-транзисторов выходных каскадов, смонтированных на вертикальных печатных платах прямо внутри этих башен. Третий — четыре гигантских конденсаторных банки. И, наконец, четвертый — три здоровых стальных кожуха на заднем плане. Под центральным прячется трансформатор источника питания для транзисторного каскада на 400В∙А. А два боковых — вовсе не согласующие выходные трансформаторы, и не входные для других каскадов. Там стоят два солидных дросселя, очень тяжелых и весьма недешевых. И вот с ними-то и связан пресловутый патент INPOL®.
Интегрированный усилитель Pathos T.T. Anniversary работает по гибридной схеме. Входной ламповый каскад — полностью балансный, на двух подобранных 12AX7 саратовской фирмы Sovtek. Усилитель мощности — однотактный в чистом классе А, содержащий по три МОП-транзистора на канал. Тщательный подбор транзисторов и ручная подстройка их коэффициента усиления позволяют обойтись без общей ООС, ограничившись местными. Но это все не самые экзотичные вещи, они встречаются и у других фирм. Запатентованное Pathos решение — дроссельная нагрузка выходного каскада, которая в паре с запараллеленными емкостями (теми самыми наружными гигантскими конденсаторами Intelcond AYX-HR, алюминиевыми электролитическими, с номиналом 33 000 мкФ каждый, по паре на канал) создает «энергозапасающий контур», работающий при отсутствии сигнала с выходных транзисторов. По утверждению фирмы, суммарный импеданс этих катушек, плюс емкости, плюс сопротивление подключенной акустики подобран таким образом, что ток через выходные транзисторы практически не меняется. То есть контур следовало бы расценивать в том числе как универсальный согласователь нагрузки. Тем не менее моделирование подобного каскада демонстрирует на первый взгляд отсутствие заявленного режима работы, что неоднократно обсуждалось в специализированной прессе и в Интернете. Впрочем, при этом практически все без исключений отмечали удивительную прозрачность и низкий уровень искажений у усилителей, сделанных по данной философии. Любители поточить зубы о разнообразные схемотехнические задачки могут самостоятельно придумать мотивацию такого решения или же попытаться смоделировать его на компьютере (как сделал бессменный глава измерительной лаборатории нашего журнала Владислав, увлеченный спорами о Pathos). В помощь интересующимся можно посоветовать известный интернациональный форум самодельщиков www.diyaudio.com, на котором была, наверное, самая оживленная в Сети дискуссия о технологии INPOL, где участвовали известные схемотехники. А мы продолжим описание собственно усилителя Pathos T.T. 
При изготовлении его корпуса использовались разные материалы — сталь (шлифованная, хромированная и ламинированная), уже упоминавшийся чугун, алюминий и дерево. Зауженная нижняя часть, сделанная из толстых стальных листов, заканчивается четырьмя стальными же точеными ножками. Великолепно обработанные деревянные бруски боковин гармонируют с таким же пультом ДУ. 
На алюминиевой передней накладке установлены только две ручки — переключатель входов и регулятор громкости; сам регулятор чисто резистивный и при вращении рукоятки издает характерный сухой стрекот. На маленьком двухсимвольном дисплее с красными цифрами показывается текущий уровень громкости. 
Работающие полевые транзисторы генерируют изрядное количество тепла, уже через полчаса после включения рука не терпит прикосновения к радиаторным башням. Корпус снизу тоже ощутимо горячий. Возможно, из-за теплопередачи по стальному корпусу задняя ламинированная монтажная панель прикрыта 6-мм прозрачной акриловой плитой, в которой имеется множество отверстий под клеммы и разъемы. Все они, кстати, очень приличного качества, а массивные акустические и вовсе великолепны. Внутренняя разводка сделана серебряным кабелем. 
За счет продуманного дизайна усилитель выглядит тонким и устремленным вверх. Черная незаметная нижняя часть корпуса и яркая доминанта — серебристая алюминиевая полоса спереди — вкупе с деревянными боковинами исключительно хорошо маскируют истинные размеры устройства. Pathos T.T. чрезвычайно стилен и удачно сочетает классику и модерн, в его внешности есть острые штрихи наподобие блестящего хрома, контрастирующего с брутальным черным чугуном, а также встроенных стальных пик, ограждающих лампы. Последние чуть похожи на каркасы, которые ставят вокруг молоденьких деревьев, так что, с поправкой на стекло и сталь, входные лампы тоже кажутся словно растущими под защитой на зеркальной поверхности и расцветающими звучанием при включении аппарата. 
Несмотря на невысокую выходную мощность, Pathos T.T. продемонстрировал выдающиеся способности по контролю разных акустических систем, в том числе довольно тяжелых PMC OB1i. Даже с ними, и даже с учетом некоторой потери четкости баса и «приседаний» в мощных динамических пиках, сразу обнаружилось, насколько этот усилитель прозрачнее, пластичнее и утонченнее нашего тестового Bryston B100 SST2. После превосходной микродинамики, выдаваемой итальянским аппаратом, его воздушной и свободной подачи, естественно идеальной артикуляции и исполняемой музыки, похожей на повисшие в воздухе хрустальные шары, Bryston показался грубоватым и неуклюжим мужичком, начисто лишенным пластичности и с чугунными гирями на ногах (особенно это касалось пудового баса). То же относится и к передаче ритмических структур — по сравнению с Pathos ритмика Bryston, с тем же источником сигнала, воспринималась как угловатая и прихрамывающая. Присущее нашему итальянскому гостю крайне ровное, воздушное и тембрально насыщенное воспроизведение очень способствует углубленно-философскому осмыслению записей, особенно сложной и многоплановой классической музыки. 
Определенная мягкость, отсутствие спонтанности и остроты реакции у некоторых инструментов и голосов, а также деликатное обрезание самого нижнего баса, показавшиеся было свойствами почерка Pathos в компании с PMC OB1i, совершенно исчезли после замены этих колонок более адекватными по нагрузке. Громовые раскаты органа и мощнейшая накачка двойных бас-бочек ударника в металле, появившиеся в сочетании с Focal JMLab Electra 1038 Be II, засвидетельствовали, насколько здорово усилитель обрабатывает самый фундаментальный нижний диапазон. А с изумительными большими полочниками — студийными JBL 4319 — получилась идеальная синергия, с масштабным и величественным звуком в мощных симфонических треках, жестким до негуманности напором в соответствующих записях металлических групп и полностью структурированными, точными и разнообразно-острыми высокими частотами. Также следует отметить вытекающую из исключительной прозрачности усилителя высокую чувствительность к замене источника сигнала. 

Результаты измерений:
По численным значениям ряда характеристик Pathos T.T. Anniversary находится ближе к ламповым усилителям. Однако поведение амплитудно-частотной характеристики показывает стабильность функционирования усилителя, заметно превышающую таковую у ламповых конструкций. Изменение импеданса нагрузки и увеличение мощности не влияют на спад по ВЧ, который на частоте 20 кГц стабильно чуть меньше 1 дБ, а по нижнему краю на 20 Гц чуть больше 0,05 дБ (рис. 1, левый канал). 

Максимальная мощность при значении коэффициента нелинейных искажений 10% составляет 49 Вт для низких и средних частот. С КНИ менее 1% усилитель работает практически до 20 Вт (рис. 2). 
Паспортные данные по выходной мощности совпадают с результатами измерений, если считать, что они приведены для 1 кГц и уровня КНИ в 1%. Коэффициент демпфирования равен 24 ед. Разбаланс каналов в полосе звуковых частот не превышает 0,06 дБ, ослабление проникающего сигнала на частоте 10 кГц не менее 54 дБ (рис. 3). 
Отношение сигнал/шум соответствует данным производителя и составляет 90 дБ.


Технические характеристики:
Тип – гибридный интегрированный усилитель | Название – Pathos T.T. Anniversary | Входное сопротивление, кОм – 100 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом), Вт – 35 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 13—78 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Гармонические искажения (на полной мощности), % – менее 0,5 | Отношение сигнал/шум, дБ – 90 | Аудиовходы – стереопара XLR, стереопары RCA (4), Tape Loop (RCA) | Энергопотребление (без нагрузки), Вт – 240 | Габариты, см – 59 x 30 x 59 | Масса, кг – 48

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95% 
4.Эргономика – 90% 

Итоговая оценка 95%

Плюсы: жанровая универсальность, достойный контроль АС, при подборе полностью адекватной нагрузки звук близок к гениальности
Минусы: умеренно, но все же требователен к подключаемой нагрузке, при работе сильно греется


Вывод:
Усилитель с исключительно ровной, воздушной и естественно свободной подачей музыки. Его спокойное, ясное и хрустальное звучание в чем-то сродни чистой философской категории. Хотя эмоции, извлекаемые из записей при прослушивании, дают радостную практику

Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: