Отечественный автопром тянет на дно рынок автомагнитол

Проблемы отечественного автопрома отражаются не только на бизнесе производителей автомобилей: из-за снижения продаж российских машин к стагнации готовится и рынок car audio - только российские производители не устанавливают на своих автомобилях магнитолы уже на заводе. В результате, по данным Sony, темпы его роста уже упали с 20-30% до 10%, а уже в 2006 году он может и вовсе встать. Производители автомобильной электроники надеются, что остаться на рынке им помогут рост продаж в высоком ценовом сегменте и разрешение на использование в России навигационных систем. Рынок car audio оценивается в $400-430 млн. Последние годы этот нишевый сегмент рос на 20-30%, как и общий рынок бытовой техники и электроники. Однако в этом году, по некоторым данным, рост снизился в два раза. А через два-три года, по прогнозам крупных производителей, рынок может вообще перестать расти. "По нашим данным, в этом году рост составил 7- 10%, в ближайшие годы рынок стабилизируется",- говорит менеджер отдела car audio компании Sony Леонид Виленский. "Нельзя сказать, что рынок переживает кризис, однако надо признать, что он готовится к стагнации",- соглашается с ним менеджер по маркетингу Pioneer Павел Рыженков. Sony и Pioneer сейчас лидируют по продажам car audio в России, за ними следуют японские Kenwood, JVC и Panasonic, а также российские "Урал" и Prology. По данным ГК Synergenta (крупнейший дистрибутор автомобильной электроники), сейчас Sony и Pioneer занимают по 12% рынка, работая практически во всех ценовых сегментах. И обе компании готовятся к возможному снижению продаж. "Россия не уникальна, на нашем рынке, как и на всех остальных, повторяются европейские тенденции, а они очевидны: с каждым годом доля машин, которые выпускают без заводской магнитолы, падает",- говорит Рыженков из Pioneer. "Рынок car audio объективно растет значительно медленнее, чем рынок автомобилей",- соглашается с ним Виленский из Sony. Впрочем, для Sony, которая делает основной оборот на домашней технике, эта проблема не так чувствительна, как, например, для Pioneer: в продажах российского представительства сегмент car audio занимает около 50%. Кстати, еще 30% продаж Pioneer приходится на плазменные панели - сегмент, который также сейчас испытывает давление со стороны сегмента LCD. По данным PricewaterhouseCoopers, в прошлом году продажи российскихавтомобилей снизились на 4%. "Это главная проблема производителей car audio. Ведь только на российские автомобили на заводе не устанавливается магнитола",- рассказывает руководитель отдела маркетинга Synergenta Лев Одляницкий. Впрочем, и на российские автомобили уже рассчитывать не приходится: по его словам, одной из самых неприятных новостей года стала пока не подтвержденная информация о том, что модель Lada Kalina будет укомплектовываться магнитолой на заводе. "В ближайшее время эта тенденция продолжится, и роста рынка вряд ли стоит ожидать",- констатирует Одляницкий. При этом, продолжает он, в наибольшей степени кризис скажется на нижнем и среднем ценовых сегментах: там помимо общих для рынка сложностей есть демпингующие китайские производители. К тому же, по словам Одляницкого, сейчас розничные сети все активнее продвигают на рынке car audio свои собственные торговые марки. Например, "Эльдорадо" в этом году запустило новый ассортиментный ряд магнитол Elenberg стоимостью от 300 руб., рассказывает менеджер Synergenta. У дистрибуторов, как всегда, проблем еще больше, чем у производителей: по словам Одляницкого, в ближайшее время крупные западные производители откроют российские офисы, и тогда дилеры могут потерять все крупные сети, которые предпочтут работать с производителем напрямую. Производители и дистрибуторы надеются, что сохранить продажи им удастся за счет верхнего ценового сегмента и сборки магнитол для установки на автозаводах (OEMсборка). Так, по данным участников рынка, один из трех крупнейших дистрибуторов car audio "Дельта электроникс" уже договорился с АвтоВАЗом о поставках магнитол, которые будут устанавливаться на Lada Kalina. Конечно, маржа на OEM-производстве меньше, однако у многих просто нет другого выхода, говорит менеджер одной из крупных дистрибуторских компаний. "Это соломинка, за которую сейчас многие хотят ухватиться",- подтверждает Лев Одляницкий. Впрочем, лидеры рынка не собираются сосредоточиться на OEM-сборке. "Поскольку для производителя машины важна цена, на этом поле сложно конкурировать с теми же китайцами",- говорит Рыженков из Pioneer. "В ближайшие годы рынок все же продолжит расти, в основном за счет верхнего ценового сегмента",- считает PR-директор отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. С ним соглашается Павел Рыженков из Pioneer. По его словам, сейчас производители больше всего ждут, когда Минобороны и Минсвязи официально разрешат использовать в машинах навигационные системы, как на Западе: за счет дорогих систем производители рассчитывают компенсировать падение продаж. Несмотря на то, что официального разрешения еще нет, и Sony, и Pioneer уже запланировали начало продаж навигационных систем на сентябрь этого года. По мнению Одляницкого из Synergenta, только за счет навигационных систем рынок может единовременно вырасти примерно на 10%. Впрочем, это не единственный ход, о котором думают производители. "Мы идем по пути упрощения: например, стараемся разрабатывать акустику, которую будет легко вставлять",- рассказывает Рыженков. А Виленский из Sony в качестве наиболее перспективного сегмента называет видеоаппаратуру. "Этот сегмент растет очень быстро, что неудивительно: еще недавно DVD-ресивер в машину стоил $1 тыс., теперь его можно купить за $300,- рассказывает он.- В остальном все просто - мы стараемся уделять больше внимания дизайну: сейчас нам нужно дойти до потребителя, который решил поменять свою OEM-магнитолу". А Антон Гуськов из РАТЭК добавляет, что еще одной тенденцией, которая поможет рынку, может стать переход с формата CD на MP3.

Рейтинг: