Продавцы бытовой электроники в РФ увеличивают долю прямых поставок от производителей

Основные ритейлеры электроники и бытовой техники в России постепенно переориентируются на прямые поставки продукции компаниями-производителями (вендорами), считают эксперты отрасли. Как полагает Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук, уже в 2007 году прямые поставки от вендоров составят от 20 до 40% от общей массы импорта. Когда поставки станут полностью легальными (а это, по его мнению, выгодно и производителям, и продавцам, и покупателям), то напрямую, без посредников, в Россию будет ввозиться 75-80% товара, уточнил он в интервью "Интерфаксу". По мнению А.Онищука, в такой ситуации утрачивается необходимость промежуточных звеньев, поэтому ритейлеры станут активнее осваивать логистику (что под силу только крупнейшим участникам рынка). В этой связи небольшим дистрибьюторским фирмам придется объединяться в более крупные компании, либо диверсифицировать свой бизнес. Вместе с тем А.Онищук подчеркнул, что это не грозит исчезновением дистрибуции как таковой. "Часть импортной электробытовой и компьютерной техники имеет специфический, немассовый, а порою эксклюзивный характер - и такой товар выгоднее получать через дистрибуторов. К тому же некоторые крупные вендоры принципиально исключают для себя прямые поставки ритейлерам, поскольку это противоречит их политике ведения бизнеса", - уточнил он. Крупнейшие представители ритейла также считают, что процесс увеличения доли прямых поставок продукции будет нарастать. В частности, директор по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Тимофей Суровцев считает, что дистрибьюторские поставки в крупные торговые сети сократятся - и в "Эльдорадо", в конечном счете, составят "может быть даже меньше 25%". По его мнению, в среднем на рынке электроники и бытовой техники за дистрибьюторами останется порядка 30-40% поставок. "В принципе, переход на прямые поставки позволяет существенно сократить время доставки и упростить процедуру работы с таможней. Это, безусловно, поспособствует большей прозрачности бизнеса, покупатель станет быстрее получать новинки и получит больший ассортимент, более широкие линейки, особенно дорогой техники", - пояснил он "Интерфаксу". Как сообщил Т.Суровцев, у "Эльдорадо" есть договоры о прямых поставках. "Основные брэнды, с которыми мы работаем по прямым контрактам, это Toshiba, Sony, Pioneer, Samsung, Panasonic, LG, Philips, Braun и некоторые другие - и мы собираемся расширять прямые контакты с ними", - уточнил он. По словам президента и совладельца сети "Техносила" Вячеслава Зайцева, эта торговая компания в 2006 году увеличила долю прямых поставок техники до 30%, а в 2007 году намерена увеличить этот показатель до 50%. Компания "М.Видео" пошла еще дальше: как сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь компании Надежда Киселева, "все мировые производители, с которыми работает "М.Видео", подтвердили готовность в 2007 году поставлять свою продукцию напрямую и большая часть из них - за рубли". В то же время дистрибьюторы считают иначе. Например, руководитель PR-службы одного из крупнейших российских дистрибьюторов компьютерной и цифровой техники компании Merlion Ирина Шеховцова полагает, что массового перехода на прямые контракты "в ближайшее время не ожидается". "Для этого у вендора должна быть хорошо развитая внутренняя структура. Так, в компании Merlion, которая работает только с крупным оптом, в департаменте сбыта работают порядка 200 человек, в то время как в некоторых российских представительствах компаний-производителей весь штат около 20 человек! Поэтому сегодня переход на прямые контракты могут позволить себе только очень крупные игроки, например, такие как Samsung. Для большинства других - это дело будущего!", - утверждает она. С ней согласен и гендиректор компании "Фан Дистрибьютор" Евгений Коликов. "Для работы с торговыми сетями вендорам придется создавать собственный институт дистрибьюции со всеми вытекающими последствиями - дебиторская задолженность, аппарат дилер-менеджеров, система приема заказов, логистика и прочие риски. Одним словом, вендорам придется выполнять не свойственную им работу. Лучше поручить это профессионалам - дистрибьюторам", - пояснил он "Интерфаксу". Эдуард Зиганшин, коммерческий директор группы компаний DOMO, начинавшей с крупного опта и перешедшей в дальнейшем на розницу, полагает, что прямые контракты все же выгоднее и для ритейлеров, и для вендоров. "С одной стороны, на сегодняшний день стоимость товара у дистрибуторов на 3-5% меньше, чем у производителя. Но при более низких ценах дистрибуторы не гарантируют стабильности поставок, поскольку их работа зависит от перебоев на таможне, а в последнее время таможню постоянно лихорадит. В этой ситуации разница в ценах теряет важность, тем более, что разница эта незначительна. Для продавца решающим фактором является стабильность поставок, а также стабильность платежей и финансового потока в целом. Это может гарантировать только прямое сотрудничество с вендорами. Кроме того, такое сотрудничество открывает нам дополнительные возможности в виде отсрочек платежа, товарных кредитов и т.п.", - пояснил он свою позицию. Э.Зиганшин сообщил, что DOMO имеет прямые контракты с компаниями-производителями Bosch, Electrolux, Gorenje, Indesit, Hansa, в стадии заключения договора с LG и Samsung. "Сейчас прямые поставки вендоров для DOMO составляют около 30% от всего объема. Мы считаем, что этого недостаточно и однозначно будем расширять данное направление: в этом году планируем довести объем прямых поставок до 60%", - уточнил он.

Рейтинг: