Страна глухих, утонченная вариация

"Прошлое". Режиссер: Иво Трайков. Чехия. Как снять фильм о глухом и не впасть в жалость или пошлость? Иво Трайков предлагает радикальный и при этом утонченный вариант. Зрителя погружают в субъективную акустическую атмосферу, диссонирующую с привычным многозвучьем и многословьем. Однако комфортность такой устойчивой позиции сводится на нет регулярными напоминаниями о наличествующей полноте мира звуков. В осуществлении этой идеи проявляется завидная фантазия режиссера. Представьте городскую улицу в час пик и на ней главного героя с листом бумаги в руках; бумага подрагивает и озвученная вибрация воздуха режет слух. Или стук этого же парня в дверь, смещенный так, будто звуковая дорожка и картинка разъехались. Или громкое чирканье спички в руках девушки, в окне дома, расположенного в метрах тридцати от наблюдающего. Или, когда герой всматривается в толпу зевак и полицейских, соответствующее чередование шумового фона его памяти с насыщенной звуковой картиной происшествия. Уважение вызывает то, что каждая звуковая придумка, которыми буквально напичкан фильм, драматургически тщательно обоснована. Все это не менее изобретательно снято. Хотя внушительный набор визуальных находок, от бледно-ядовитых тонировок до эффекта неправильного кадрирования пленки, оптимален для эстетики современного клипа. Снимать таким образом полутарочасовой фильм - безусловный риск. Режиссера спасает его последовательность. Изощренное акустическое пространство усиливает ощущение клиповой остраненности изображения. Задействован и увлекательный, напряженный сюжет.

Рейтинг: