Конкурс Московского международного кинофестиваля открылся фильмом "Все кувырком", снятым датским режиссером Хеллой Йооф. Эта картина за время проката в Дании собрала 600 тыс. долларов (для сравнения – шедевр Ларса фон Триера "Танцующая в темноте" собрал всего 200 тыс. долларов).
Фильм "Все кувырком" снят в жанре романтической комедии. На экране – "любовный квадрат". Пара геев решает наконец "узаконить" свои отношения. Но на вечеринке, устроенной по случаю "помолвки", один из сладкой парочки влюбляется в женщину, которая в свою очередь, замужем за братом обманутого в лучших чувствах гея.
Влюбленным на первых порах приходится скрывать свои отношения, но любовь приводит к решительным действиям. Пассия главного героя порывает с мужем, ее избранник – с бывшим партнером. Готовится гетеросексуальная свадьба, а два брата (один из парочки геев и экс-муж пассии) остаются не у дел, но все кончается для них самым чудесным образом. Гомосексуальная природа перевешивает, и жених... сбегает из-под венца. А невеста, ничуть не расстроившись, возвращается к прежнему мужу.
Об этом фильме можно сказать, что он забавен, местами даже смешон, но открывать конкурсный показ престижного кинофестиваля можно было бы фильмом покачественнее. Судя по всему, фильм будет обойден всеми видами призов.
Второй фильм привлек внимание прежде всего названием на языке оригинала – Zatraceni. На русский язык дебютный фильм чешского режиссера Дана Сватека перевели как "Проклятые". Самый главный вопрос, который интересует авторов ленты - что есть истина?
В качестве материала для ответа на проклятый вопрос был выбран следующий сюжет. В аэропорту азиатского города Бандунга схвачен молодой чех, у которого находят при себе приличную партию героина. Парень утверждает, что героин ему подброшен. Как доказательство своей невиновности он посылает свой видеодневник сводному брату. Тот, вновь и вновь прокручивая запись, никак не может решить, где скрывается истина.
Толковать одни и те же кадры можно по-разному. Проблема картины в недостаточности жанровых установок: один из братьев обживает "место у параши", другой целиком растворился в дедуктивных размышлениях. Картина не достойна назваться даже средней, из списка соискателей призов ее можно смело вычеркнуть.
С этнографической точки зрения очень любопытен фильм иранского режиссера Вахида Мусаяна "Зов земли". Провинциальная иранская деревня увидена глазами приезжего учителя. Он наблюдатель и летописец "запретной любви": дочь зажиточного крестьянина пожелала стать женой нищего пастуха, чем вызвала ярость брата.
В большинстве сказок "Тысяча и одной ночи" при таких затруднениях незадачливые пастухи к финалу сказочным образом богатеют и благополучно женятся на избранницах. В данном случае режиссер решил обойтись кровавой развязкой. Воспитанный в европейских христианских традициях зритель никогда не поймет всех прелестей фильма, режиссер которого правоверный мусульманин.
Успех иранских фильмов на европейских фестивалях недавнего времени, вызван скорее политкорректностью, нежели кинематографическими открытиями их авторов. Исключение составляет Мохсен Махмальбаф, но только потому, что его кинематограф даже в самом Иране считают прозападным.
Исходя из того, что три фильма из четырех, оказались дебютами, не лишенными ученических находок, трехчасовая картина "Воскресение", снятая прославленными братьями Тавиани должна была бы выглядеть фаворитом. К сожалению, этого не произошло.
Фильм "Воскресение", снятый по одноименному роману льва Толстого получился длинным, рыхлым и абсолютно неактуальным. Итальянцы уже в третий раз обратились к великому русскому писателю. Прежде они экранизировали его рассказ "Божеское и человеческое" и повесть "Отец Сергий".
В обоих случаях братья Тавиани переносили российские сюжеты если не в современность, то хотя бы в Италию. "Воскресение" отличает от прежних работ, то, что действие фильма разворачивается в России. В фильме есть и храмы с луковками, и морщинистые старухи в цветастых платках, и пасхальное говенье. При этом ощущение фальши, которое обязательно возникает при просмотре западных картин о России, не покидает с начала и до конца ленты.
Дать приз этой ленте – значит сделать шаг назад. Паоло и Витторио Тавиани давным-давно получили все свои награды. Правда, похвальных эпитетов требует работа оператора Франко Ди Джакомо.
Итоги первых дней демонстрации конкурсной программы выглядят неутешительно. На мажорный лад настраивает только то, что в борьбу за "Святого Георгия" пока не вступили ленты главных фаворитов Московского кинофестиваля – Боба Рейфелсона, Кшиштофа Занусси, Александра Рогожкина и Киры Муратовой.