Hi-Fi.ru Panasoniс Blu-ray

Вопросы и ответы

Перспективы многослойных БД дисков, сроки появления дисков повышенной емкости. Необходимость подобных дисков будет очевидна, когда, например, 4К получит распространение.

Недавно BD Association объявила о том, что спецификации диска BDXL (High Capacity Blu-ray Disk - Blu-ray диск увеличенной емкости) для однократной и многократной записи должны появиться в ближайшие несколько месяцев.

В настоящее время, являясь членом BD Association, компания Panasonic работает над стандартизацией дисков BDXL. Но о конкретных планах, связанных с распространением дисков BDXL, можно будет говорить только после завершения формирования перечня спецификаций формата BDXL.

Влияние появления 3D-контента на развитие формата Blu-Ray

Как и в случае с BD-диском, в развитии 3D-видео наступила фаза "устойчивой стабильности". Появляение 3D-контента на повредит дальнейшей эволюции 3D-формата.

Технология BD-Live - до последнего времени она развивалась достаточно медленно - студии далеко не всегда выкладывают в онлайн доп. материалы к фильмам - есть ли надежда на прогресс?

Студии не потеряли интереса к BD-live. Да, действительно, в настоящее время конечному потребителю предлагается не так много привлекательного контента. Мы, как производитель домашнего AV-оборудования, будем стремиться увеличить быстродействие процессора для того, чтобы зрители смогли в полной мере ощутить все преимущества BD-Live, а у студий появился повод создавать более интересный и разнообразный контент.

Какие инновационные технологии разрабатываются для улучшения качества перевода оригиналов фильмов в Blu-ray?

Нашим следовательским центром Panasonic Holliwood Laboratory (базирующимся в Голливуде) была создана специальная технология H.264 High Profile — сегодня она активно применяется при создании BD-релизов. С ее помощью удается сохранить все очарование исходного киноматериала (например, особенности текстуры зернистой фотопленки) — раньше это было невозможно. В этой связи, Panasonic активно изучает вопрос о важности пленочного зерна для качества киноизображения. Данные исследования легли в основу нашей Сhroma технологии, которая, в настоящее время, реализована в Blu-ray-плеерах Panasonic.

Обсуждался ли вопрос о выпуске анаморфированных релизов Blu-ray, которые могли бы позволить получить максимальное качество при воспроизведении фильмов в широкоэкранном формате Cinemascope?

Стандарт Blu-ray последовал за HDTV стандартом. В настоящее время, вопрос о выпуске анаморфированных релизов Blu-ray не обсуждается.

В чем отличие технологией формирования 3D-изображения у Panasonic'a и у конкурентов. В новостях весьма уверенно говорится о собственных наработках фирмы Panasonic в области 3D, хотелось бы узнать детали (техническую информацию)

BD-плееры: бескомпромиссное качество воспроизведения благодаря нашей уникальной Сhroma технологии, разработанной PFL на основе многолетнего опыта сотрудничества с ведущими киностудиями.

3D-телевизоры: отсутствие перекрестных помех, благодаря нашим инновационным плазменным панелям, обладающих практически нулевым временем отклика.

Насколько техника Panasonic будет совместима с конкурентами?

Можно ли подключить плеер Panasonic к телевизору Sony, или наоборот, совместимость очков?

Инерфейс между плеером и телевизором описан стандартом HDMI. Поэтому телевизоры и плееры разных производителей обладают взаимой совместимостью. Кроме того, универсальность и "читаемость" BD дисков на плеерах разных производителей стандартизирована организацией BD Assosiation. А вот, что касается 3D-очков, единого (для всех производителей) стандарта совместимости здесь не предусмотрено.

Немаловажную роль в продвижении 3D-технологий играет контент. Какие шаги предпринимает компания для стимулирования появления в России 3D-вещания (спутникового либо эфирного)?

2 сентября 2010 года был анонсирован первый в России 3D канал - это совместный проект компании Panasonic и НТВ-ПЛЮС. Главная задача совместного проекта - сделать 3D телевидение доступным для каждого с помощью новейших спутниковых и телевизионных технологий в области 3D.

Как и было обещано, 15 октября 2010 года канал был запущен в эфирное вещание.

Каким образом 3D-видеоконтент будет воспроизводиться на традиционном 2D-телевизоре? Какой канал будет отображаться: только "правый" или только "левый"? Почему?

3D BD диски на обычном 2D-телевизоре воспроизводить можно. Отображаться будет только правый или только левый канал: это зависит от содержания диска и программной прошивки воспроизводящено устройтсва.

Сегодня существует ряд всем изместных возможностей обойти региональную защиту на дисках Blu-ray. Это и различные "универсальные" Blu-ray проигрыватели, и специальный компьютерный софт, и многозадачные медиацентры… Каие технологии в настоящее время существуют для "противопиратской" защиты свежих Blu-ray изданий? Обладает ли Blu-ray архитектура достаточным потенциалом для противодействия хакерам? DVD-формат на 100% проиграл в битве с пиратами, как насчет Blu-ray? Можно ли адаптировать BD-live для таких целей?

Мы усовершентсвовали систему защиты авторских прав с помощью таких методов как AACS (Advanced Access Content System - улучшенная система доступа к содержимому, ограничивающая возможности незаконного копирования), BD-PLUS (технология защиты фильмов), ROM mark (технология "цифровых водяных знаков") и лицензирования (ключевого кода).

С какими проблемами вы столкнулись при разработке 3D Blu-ray плеера, и как они решались?

Panasonic - лидер в области 3D Blu-ray. Самое главное достижение - улучшения компрессионного соотношения. Теоретически, для того, чтобы разместить на диске одновременно ""правый"" и ""левый"" каналы 3D-изображения, нам необходим диск в два раза большей емкости . Компания Panasonic предложила использовать формат MVC. Благодаря ему объем 3D-видеоматериала увеличился только в 1,5 раза.

Мы полностью переработали архитектуру процессора Uniphier, адоптировав ее под формат MVC. Это было и сложно, и очень полезно для нас: одновременно нам пришлось разрабатывать и схемотехническое решение, и прошивку для плеера и, собственно, сам BD-формат.

Но нам удалось соединить все накопленные нами технологические наработки в процессоре Uniphier первого поколения. Именно он определяет высочайшее качество изображения и звука в плеерах Panasonic DMP-BDT300 и DMP-BDT100.

Отличительной чертой ваших Blu-ray плееров всегда была очень точная цветопередача, а при использовании 3D технологии с очками телезритель обычно видит немного искаженные цвета. Планируете ли вы использование каких либо функций калибровки связки плеер-дисплей-очки чтобы зритель мог увидеть даже в 3D режиме точные цвета?

Наши плееры всегда отвечают требованиям стандарта HDMI/709. Откалибровать цвета под конкретные очки можно будет с помощью телевизора. Это позволит достичь наилучшей цветопередачи при просмотре 3D-видео.

Не могли бы вы рассказать подробнее про технологию i-MLSE для увеличения емкости BD.

i-MLSE - новый виток технологии ???? (максимальное правдоподобие при неполном отклике, метод считывания информации, основанный на ряде положений теории распознавания образов). С помощью i-MLSE мы можем увеличить информационную емкость дисков. В настоящее время, данная технология - предмет лабораторных исследований.

В чем главные отличия авторинга BD в сравнении с авторингом DVD?

BD обладает множеством особенностей, которых нет у DVD. Самое главное - Java. Кроме того, BD отличают: PinP, BD-Live и способ кодирования звука (особый аудиокодек). BD - гораздо более сложный формат.

Учитывают ли режиссеры, кинооператоры и др. при съемке кинофильмов то, что их продукт будет издаваться на BD? Если да, то что именно? Если обратная связь от издателей BD к участникам съемочного процесса? Если есть, то какая именно?

Киностудии выпускают фильмы, ориентируясь на качество изображения в современных кинозалах. Преобразованием киноматериала в видеосигнал руководят особые эксперты (их называют «колористы»), владеющие всеми «тайнами» и «ноу-хау» своего ремесла. У многих киностудий есть свои любимые колористы. Цифровые видеоданные, полученные при конвертации исходного киноматериала (выполненной под контролем опытного колориста) доставляются в Центр PFL. Там осуществляется процесс видеокомпрессии (H.264), необходимый для записи видеоданных на BD-диск.

Разработанная PFL технология видеокомпрессии позволяет сохранить качество скомпрессированного видео максимально приближенным к оригиналу. В арсенале PFL есть специальный 380” экран, на котором можно детально изучить (буквально попиксельно) качество финального изображения. За результатом кодирования видеоданных обычно наблюдают специалисты студии, создавшей данный фильм. PFL активно развивает свою технологию видеокомпресси в сотрудничестве с крупнейшими экспертами Голливуда.

Насколько мне известно, основные подразделения Panasonic, связанные с Blu-Ray дисками, расположены в Калифорнии в США и в Японии. Расскажите подробнее об этих подразделениях, какие перед ними стоят задачи и чем они занимаются?

Наша калифорнийская Лаборатория (PFL) занимается развитием BD-формата и смежных технологий в сотрудничестве со студиями Голливуда. Кроме того, по заказу киностудий, PFL осуществляет авторинг BD-изданий. Лаборатория в Японии работает с BD- и другим видеоконтентом в сотрудничестве с ведущими японскими контент-провайдерами.

Отвечал на вопросы «Ведущий инженер по Blu-ray разработкам Panasonic, господин Тетцуя Итани».