В СССР секса не было, но был «Фантомас»! 12 фильмов, которые взорвали прокат в 60-х

Sat, 26 Jul 2025 13:00:02 +0300 Sat, 26 Jul 2025 13:00:02 +0300

Зарубежные картины, ставшие лидерами советского проката в 1960-х

Советский прокат во все годы был структурой очень закрытой и максимально забюрократизированной - без специальных разрешений и прокатных удостоверений на экраны кинотеатров в СССР не мог попасть ни один фильм. Особенно строгому отбору подвергались картины из-за рубежа, за год считанные единицы заграничных картин попадали в расписания сеансов и тут же становились хитами. Первые иностранные картины в Советском Союзе начали массово показывать еще в 1940-х и 1950-х, но именно 1960-е стали прорывными - зарубежное кино не просто попало на экраны, оно привлекло миллионы зрителей. Мы собрали 12 самых кассовых иностранных лент, вышедших в советских кинотеатрах в 1960-е. Оцените, на что ходили наши дедушки и бабушки.

Анжелика - маркиза ангелов

12. Анжелика - маркиза ангелов / Angélique, marquise des anges (Франция, 1964)

Прокат в СССР - 1969

41,1 млн зрителей

Анжелика - маркиза ангелов

Как известно, в СССР секса не было, но романтики было в избытке - ее запасы пополнялись, в том числе, и в кино. Особенной популярностью у зрителей пользовались зарубежные мелодрамы с яркими проявлениями чувств, легким флером эротики и обязательно со счастливым концом. Неудивительно, что в число самых кассовых лент 1960-х вошла “Анжелика”, экранизация популярного приключенческого дамского романа. Блистательная Мишель Мерсье стала подлинным секс-символом для всей Европы.

Фантомас разбушевался

11. Фантомас разбушевался / Fantômas se déchaîne (Франция, Италия, 1965)

Прокат в СССР - 1967

44,7 млн зрителей

Фантомас разбушевался / Fantômas se déchaîne

На противоположном фланге французского кино тех времен безраздельно царил комик Луи де Фюнес, что подтверждается успехом трилогии картин о Фантомасе. На 11-й строчке у нас вторая часть франшизы - “Фантомас разбушевался” - в которой де Фюнес особенно хорош. Трюки с третьей рукой, сигарой пистолетом и летающим автомобилем - именно отсюда! Сочетание детектива и комедии превратило фильмы Андре Юнебеля в предмет зрительского восторга и объект подражания - шпионские комедии растут отсюда.

Фантомас

10. Фантомас / Fantômas (Франция, Италия, 1964)

Прокат в СССР - 1967

45,5 млн зрителей

Фантомас / Fantômas

Оригинальный “Фантомас” собрал в СССР чуть больше зрителей, чем его продолжение, и закономерно расположился строчкой выше. Середина 1960-х - эпоха потепления франко-советских отношений, вылившаяся в проведение нескольких киносмотров. Как раз по итогам Недели французского кино 1966 года было принято решение влить в российский прокат поток фильмов, привезенных из Парижа. Приключенческий “Фантомас” с небольшими цензурными купюрами стал локомотивом взаимовыгодного партнерства.

Цветок и камень

9. Цветок и камень / Phool aur Patthar (Индия, 1966)

Прокат в СССР - 1969

46,4 млн зрителей

Невозможно представить себе советский прокат без индийских фильмов. В отдельные периоды казалось, что именно азиатский кинематограф является приоритетом кинотеатров СССР - за день кинозалы показывали по 2-3 мелодрамы из Болливуда. Одним из самых популярных индийских фильмов, вышедших в СССР в конце 1960-х, стала драма “Цветок и камень”, история преступника, влюбившегося в молодую вдову, угнетенную злыми родственниками. Песни, танцы, фирменные драки присутствуют!

Верная рука - друг индейцев

8. Верная рука - друг индейцев / Old Surehand 1. Teil (ФРГ, Югославия, 1965)

Прокат в СССР - 1968

47,1 млн зрителей

Верная рука - друг индейцев / Old Surehand 1. Teil 

Уникальный феномен любви советского человека к историям про индейцев и покорителях Дикого Запада ученым еще только предстоит осмыслить, мы же только констатируем - не было в кино того времени больших героев, чем воины с красивыми индейскими кличками. Одна из главных для зрителей в СССР картин 1960-х рассказывает о виртуозном стрелке по прозвищу “Верная рука”, странствующему в поисках убийц своей матери. Снят фильм был в Европе, но это не было важно - главное, что герои здесь благородные и отважные.

Разиня

7. Разиня / Le Corniaud (Франция, Италия, 1965)

Прокат в СССР - 1966

52 млн зрителей

Разиня / Le Corniaud

И снова на экране Луи де Фюнес. Комедия “Разиня” режиссера Жерара Ури стала участником конкурса Московского кинофестиваля 1965 года, где произвела настоящий фурор. После аншлагов во время киносмотра было решено пустить ленту в широкий прокат, и результат оказался превосходным - более 50 миллионов зрителей захотели посмотреть на то, как незадачливый итальянец перевозит по Европе контрабанду по заказу хитрюги-бизнесмена. Фильм образцово озвучен и до сих пор любим многими.

Материнская любовь

6. Материнская любовь / Mamta (Индия, 1966)

Прокат в СССР - 1969

52,1 млн зрителей

Материнская любовь

Запредельный уровень популярности индийского кино в Советском Союзе ярко иллюстрируется успехами картины под названием “Материнская любовь”. На родине эта довольно средняя мелодрама заняла в прокате лишь 15 место по итогам года, ее посмотрели около семи миллионов зрителей. В СССР же, при ощутимом дефиците зарубежного кино, картина о классическом столкновении интересов богатых и бедных привлекла в кинозалы более 52 миллионов человек. Русский с индусом - братья навек!

Седьмое путешествие Синдбада

5. Седьмое путешествие Синдбада / The Seventh Voyage Of Sinbad (США, 1958)

Прокат в СССР - 1960

70,1 млн зрителей

Седьмое путешествие Синдбада

Голливудские постановки в советском прокате были очень редкими гостями, а потому появление любого американского фильма становилось событием. Из огромной массы фильмов советские цензоры выбирали исключительно нейтральные, высоконравственные или отвечающие нашим интересам картины. “Синдбад” попал в СССР по квоте безобидных, но впечатляющих своими новаторскими спецэффектами лент. Сказочная история с яркими батальными сценами привела в восторг 70 млн человек!

В джазе только девушки

4. В джазе только девушки / Some Like It Hot (США, 1959)

Прокат в СССР - 1966

72,8 млн зрителей

В джазе только девушки / Some Like It Hot

Комедия “ В джазе только девушки” может показаться не отвечающей высоким моральным требованиям строителя коммунизма (особенно с учетом оригинального названия “Некоторые любят погорячее”), но по сути это очень народное кино. Капиталисты в нем показаны деградирующими, страна - захваченной мафией, джаз - разлагающимся. Ну, и какой же русский не любит игр с переодеваниями? “Девушки” дали пропуск в СССР “Тутси” и появлению собственного шедевра “Здравствуйте, я ваша тетя!”

Чёрный тюльпан

3. Черный тюльпан / La tulipe noire (Франция, Испания, Италия, 1964)

Прокат в СССР - 1969

76,7 млн зрителей

Черный тюльпан / La tulipe noire

Для современного поколения герои в плащах и масках - это Бэтмен и Супермен. Во времена наших бабушек за справедливость на экранах сражались Зорро и Черный тюльпан, не менее отважные воины, ведущие двойную жизнь. “Черный тюльпан” в исполнении молодого Алена Делона стал для советских зрителей подлинным супергероем - дети играли в Тюльпана во дворах, подростки, раскрыв рот, десятки раз пересматривали фильм в пионерлагерях, а взрослые восторгались красотой чувств.

Великолепная семёрка

2. Великолепная семерка / The Magnificent Seven (США, 1960)

Прокат в СССР - 1962

67 млн зрителей

Великолепная семерка / The Magnificent Seven

Голливудская “Великолепная семерка” - это адаптация для западного зрителя “Семи самураев” Акиры Куросавы. В Америке это знали и относились к ремейку со скепсисом, отмечая, впрочем, жанровые достоинства картины. Для советского зрителя история была в новинку, поэтому на вестерн собирались аншлаги даже в самых отдаленных уголках страны. Несколько стрелков, защищающих деревню от набегов жестоких бандитов - что может быть более романтичным? Хрущев “Семерку” ругал, но запретить не решился.

Спартак

1. Спартак / Spartacus (США, 1960)

Прокат в СССР - 1967

91,2 млн зрителей

Спартак / Spartacus

Безусловным лидером зрительского интереса в СССР 1960-х среди зарубежных картин по праву считается “Спартак” Стэнли Кубрика. Гениальная, хотя и не лучшая работа великого режиссера удачно помножилась на культовость фигуры римского гладиатора, поднявшего восстание рабов, для социалистической идеологии - при всей “западности” “Спартак” был признан властями СССР картиной достойной и отвечающей стремлениям к равенству и братству. Для зрителя это было вторично, на первом месте стояли масштаб и драматизм.

Заслуживающие по мнению редакции Hi-Fi.ruвнимания спортивные сериалы, вышедшие в последние годы, собраны здесь.

Евгений Ухов

26 июля 2025 года