История о том, как Джон Аткинсонович рассорился с Джоном Данлэвичем.
В 1994 г. журнал “Stereophile” называет акустику Dunlavy Audio Labs SC-IV Товаром года и Акустикой года. В ноябре 1998 г. новая модификация четверок SC-IV/A помещается Аткинсоном в "Class A, Restricted LF." Т.е. вроде бы как все заибись, но Аткинсон намерил спад АЧХ в НЧ области, который не совпадал с данными измерений Данлэви в безэховой камере.
Это вызвало реакцию со стороны Данлэви, который взялся «учить» Аткинсона измерениям (порекомендовал не маятся хуйней и измерять все в безэховой камере с определенного расстояния):
В качестве альтернативных, Аткинсон провел измерения АЧХ в точке прослушивания в своей комнате прослушивания, и выяснилось, что спад на НЧ до 20 Гц, даже меньше указанного в спецификации на SC-IV/A (-3 dB) и составляет 2 dB от рефернсного уровня 1 КГц.
При этом Аткинсон, признал: It looks as though John Dunlavy is correct (Это выглядит так, что Джон Данлэви прав) и I believe that this entitles the Dunlavy speaker for full-range membership in Class A (Я полагаю, что это дает право акустике Данлэви для членства с полнодиапазонном Классе A).
Аткинсон наловил при измерениях пару тараканов, типа спада на осевой АЧХ при стыковке верхнего баса и нижних СЧ, корпусного резонанса на 6 КГц и на этом основании все-таки затупил с переводом этой акустики в класс А.
--------------------------------------
Условия прослушивания.
Самые хуевые. Пол – бетон. Стены обклеены камнем. К потолку приклеена гипсовая плитка. С таким же успехом можно прослушивать акустику в ванной комнате. Хорошо одно – сама комната была приличных размеров, где-то 50 квадратов.
Акустика была отодвинута от задней стены ~ 2.5 метра. За ней стояла целая батарея другой акустики. Расстояние между колонками было ~ 2.5 метра, относительно боковых стен она была выставлена неравномерно ~ 1 м от левой и 2 м от правой. Мы сидели ~ 2.5 от акустики. За нами сразу были навалены коробки (также справа от акустики, частично перекрывая зону прослушивания).
Были мысли подвигать акустику, но в связи с отсутствием такой возможности, пришлось от них отказаться. Зачем двигать? Дело в том что Данлэви рекомендует ставить своих Ипполитов спиной к ДЛИННОЙ стене. При этом угол между акустикой и точкой прослушивания должен составлять не традиционные 60-70-90 градусов, а может доходить до 120 градусов!
В любом случае, хочу сказать спасибо хозяину магазина Володе за помощь в организации прослушивания. И еще раз хочу поблагодарить Звиади за содействие и хорошую компанию.
Что подключали.
Интегральный усилитель Chord и в качестве источника плеер AudioNet.
С чем сравнивали.
Dynaudio Contour S 5.4.
Контуры были установлены между Данлэви, практически впритирку, т.е. вышеописанный Setup остался практически тем же.
Что слушали:
- The Best Of Linn Records. Послушав его на десятках систем, неплохо представляю, что и как должно звучать.
В общих чертах, что и как слушать на диске написано здесь:
Обращу внимание на последнюю композицию:
«English Chamber Orchestra.
Poulenc: extract from concerto for organ, strings & timpani in G minor 4:43
Редкая по качеству запись органа и струнной группы. Неудивительно, что она издавалась на SACD в многоканальном варианте.
Почувствуйте нарастающий темп, мощный энергетический заряд в первой части. Нижний регистр на отметке 1 мин 40 с может адекватно передать только сабвуфер. Затем — релаксация, некоторые ноты — на грани слышимости. Прекрасная возможность оценить динамический диапазон системы.» (Цитата из комментария к диску, Салон AV).
Два слова об этой композиции. Ничего, кроме наушников (HD-650) со свойственными наушникам недостатками (речь идет об отсутствии сцены), ее корректно не отыгрывало. Оговорюсь – я не слышал. То НЧ нет, то система по динамике захлебывется, то тихих звуков не слышно. Практически на всех системах каша с саундстейджем – орган и скрипки как салат, выблеванный в коробку с тортом. Как отыграли Данлэви – см. ниже.
- Ludwig Wan Beethoven. Complete Music For Cello & Piano. Sviatolav Richter (piano),
Mstislav Rostropovich (cello). 1967
«Ебаные скрипки» имелись на предыдущем диске. По ним, конечно, можно тоже судить, как играет система (по бубну тоже можно), но желательно еще послушать рояль. На этом диске роялей – до жопы. И тапер хороший.
Следующие 3 диска я взял на прослушку, т.к. отчетливо представляю весьма специфический характер этих записей.
Выскажу одну спорную вещь. На мой взгляд, достоверность системы лучше всего определять по тестовым «специфическим» записям, с легко различимыми искажениями, которые хорошо известны слушателю. Тру-саунд акустика должна их бесстрастно воспроизвести. Релакс-саунд акустика их маскирует. Аудиофильские записи для тестирования достоверности аппаратуры непригодны.
- Robert Plant. Dreamland. В издании Mercury Records.
Как выразился один мой знакомый, диск «пересушен». Проще говоря, имеется компрессия (зажатость) на СЧ, которая хорошо различима и раздражает на нескольких треках.
- Ive Anderson. I've Got The World On A String. Певичка Дюка Элленгтона, монофонические записи с 1932 по 1942 г. Позволяет определить центрирование источника звука, слитность записи и хуеву кучу артефактов, типа повизгивающих высоких, шипения и прочей хуйни.
- Emerson, Lake & Powell. Cort Of Three Kings. концерт от 26 сент. 1986 г., сыгранный в Кливленде с Пауэллом вместо Палмера в составе.
Самая хуевая запись из тех что у меня есть. Издатель неизвестен, диск пиратский. Имеется подозрение, что запись сделана в пьяной толпе перед сценой на кассетный магнитофон «Весна».
- Тяжмет от Звиади. Если он захочет, выложит название альбомов сам. Это были ранние Кинг Даймонд и Дарктрон.
Итоги прослушивания.
Тональный баланс. Процитирую «Стереофил»:
The SC-IV/A's sound had tremendous coherence: despite being a complex multiple-driver system, it speaks with one voice. There is exceptional top-to-bottom integration, with no audible cues as to where in the range the different drivers take over. One visiting audiophile friend who was unfamiliar with the speakers said that if I hadn't taken off the grille to show him the drivers, he would have thought he was listening to a speaker with a single driver. ()
«Звучание SC-IV/A'S невероятно когерентное: несмотря на то, что они предствляют из себя сложную систему с несколькими динамиками, все звучит как "один голос". Исключительное интегрирование " от верха к низу", без слышимых стыков динамиков, работающих в различных диапазонах. Посетивший меня товарищ-аудиофил, незнакомый с этой акустикой, сказал, что если бы он не видел акустику со снятыми грилями, то подумал бы, что звучит акустика с одним динамиком.»
Все так и есть.
Тембр:
Прослушивание начали с классики. От этих мюзик-машин я ожидал четкого, холодного, аналитичного саунда, но они заиграли неожиданно тепло, в частности на струнных. А это очень хороший признак – по нему можно отличить в тесте способность акустики к «живой» музыке. Многие очень приличные колонки воспроизводят скрипку механистично, а это «живой» и «теплый» инструмент.
Рояль реально роялбный, голоса в натуре нартуральные.
Возник подозер, что Дауны начнут «теплить» на электрической и электронной музыке, но этого не произошло – металлических мизантропов акустика отыграла мама не горюй!
Детальность:
Тестовые диски с «кривизной», акустика отыграла, четко воспроизведя все артефакты. Также слышны все нюансы записи.
Атака:
Все зашибись.
Саундстейдж:
Глубокий и правильный.
Размеры инструментов соблюдены. Гитара звучит как гитара, ее барабан не размером с цистерну, а струны не размером с канат.
Звуковые образы полноценны. Необычно следующее: эшелонирование на электрической/электронной музыке + литное звучание на классической сбез глупостей (т.е. не акцентируется местоположение источников звука), такое сочетание у акустики встретил впервые.
Очень интересный эффект был, когда, поставив диск, я шел к месту прослушивания. Несколько звуков пошло не сзади (где была акустика), а спереди, я даже остановился от неожиданности.
Также из «сюрра» - за Данлэви вдоль задней стены, стояла шеренга акустики. Саундстйдж был был сформирован таким образом, что казалось, что играет какая-то акустика из задней шеренги. Когда в салон пришли два посетителя и встали между Данлэви, «волшебство» рассеялось и звуковая сцена стала «плоской».
Вот такой был «сюрраунд».)))
Общее впечатление: Акустика, точно воспроизводящая записи. Как вода, принимает форму сосуда, так и Дауны играют то, что на входе.
Франсиса Пуленка (вышеупомянутый орган с оркестром) акустика отыграла отлично.
Однозначно присвоить классификацию (Тру, Релакс, Лайф, Драйв – саунд) затрудняюсь. Я привык к определенной «жанровости» акустики. А эта одухотворенно «играет» классику, сексуально рок-ролл, мрачно металл…
Фиг знает, скорее всего Тру-саунд (по АЧХ), но Тру-саунд обычно бывает с фазиками, фильтрами высоких порядков, нефазолинейные, с дребежжащей импульсной характеристикой. За счет этого звучание «синтетично, аналитично, механистично». А Дауны звучали очень «аналогово», несмотря на то, что качались хирургическим усилителем Chord.
Про Динаудио, с которыми сравнивали Даунов, лучше вообще ничего не писать – в этом помещении они звучали, как голос сутенера, требующий оплаты за услуги проститутки, когда у тебя кончились деньги.
Короче, я ожидал, что все будет пристойно, но в итоге все равно остался в недоумении – Джону Данлэви, похоже, удалось совместить «лёд и пламень».
Если Звиади напишет о своих впечатлениях, полагаю, это будет всем интересно.
