PIONEER PD-S505. Переход в новое качество
Наконец, собираемая информация по абгрейду моего проигрывателя компакт-дисков (ПКД) PIONEER PD-S505 достигла критической массы, и я набрался наглости залезть под крышку изделия уважаемой фирмы с паяльником и желанием "поправить" его звучание.
Никогда не лезу в аппарат просто попаять или перестроить его, т.е. ради процесса. Лишь тогда, когда претензии к нему выкристализовались, а пути достижения целей или хотя бы направление на цель, в тот момент, не вызывают сомнений.
Первоначальные эмоции отхлынули и теперь можно более трезво осознать и проанализировать всё произошедшее. Делюсь впечатлениями.
Ниже изложены мои впечатления накопленные за 4 года использования данной модели, впрочем совпадающие с мнением других случайных и неслучайных слушателей.
Итак, что имеем: аппарат конца девяностых прошлого столетия, ценовой категории 200-250 уе, DAC PD2029A с Legato Link Convertion - однобитник, транспорт - пионеровский "патефон" (Stable Platter Mechanism).
Впечатления о звуке. В своей ценовой категории имеет непоследний голос. Может соперничать с аппаратами за 300 уе того времени. Имеет артикулированный, чёткий бас, разборчивые высокие, нормальный тембральный баланс и объёмное пространство звукового изображения.
Присущие недостатки - результат компромисса разработчиков и маркетологов.
По мере заметности:
1. Песок на ВЧ.
2. "Замыливание" низкоуровневых сигналов.
3. При полифонии - "каша".
4. Резковатость воспроизведения выраженная в утомляемости слушателя.
5. Средняя динамика на ВЧ и НЧ.
6. Хотелось бы поглубже бас.
Достаточно стандартный список для проигрывателей данной ценовой категории, который сложился по мере накопления впечатлений при прослушивании аппаратов из более высоких ценовых категорий (400-1000 еу).
Анализ Пионера показал, что схематехника и конструкция аппарата на должном уровне. Видно, что разработчик в курсе всего, что может повлиять на звук с цифрового носителя и принимал, по мере заложенных на производство средств, меры. Что радует.
Первое, что было сделано - удалены транзисторы, шунтирующие линейный выход, также зашунтированы проходные электролитические конденсаторы стоящие перед линейным выходом и ёмкости фильтров питания плёночными (полиэтилентерефталатными или лавсановыми) конденсаторами (К73-17 0.68 мкФ). Шунтировались диоды выпрямителя блока питания (сотни пкФ). Изменения выразились в уменьшении, но не исчезновении, песка на ВЧ и улучшение воспроизведения шипящих на женском вокале. Всё остальное без изменений.
Во-вторых ЦАП был запитан отдельно от дополнительного трансформатора и стабилизированного высококачественного блока питания. Изменения в этот раз стали разительными - как буд-то кожу с фонограммы содрали (как в клипе Робби Уильямса). Выросла макро и микро-динамика на средних и высоких частотах. Стали хорошо слышны акустические характеристики помещения в котором происходила запись, различим фон сети на фонограммах, где раньше и намёка на него не было (как правило на концертных записях). Высокие стали гораздо чище - песок исчез. К шипящим вопросов не осталось. НО... сильнее стала проявляться утомляемость, выпятилась резкость, стало заметно нехватать баса. Всё остальное при таком раскладе увы не имело значения - не годится.
Последующим шагом была замена операционного усилителя в аналоговом фильтре на линейном выходе ПКД. Штатный от фирмы JRC NJM4558 заменён на аудиофильский Burr-Brown OPA2604. Фонограмма стала обрастать кожей. Звук смягчился во всём частотном диапазоне, утомляемость снизилась на порядок, баса стало чуть больше кажется из-за его смещения в область более низкочастотных составляющих и увеличения динамики. Но по-прежнему было недостаточно.
Пришлось переориентировать акустические системы для восстановления баса.
Следующий этап - отдельное питание выходного аналогового фильтра от своего трансформатора и выпрямителя. Диоды всех выпрямителей в ПКД заменены на диоды шотки (1N5819). Конденсаторы фильтров блоков питания шунтировались танталовыми оксидно-полупроводниковыми К53-1 (33мкФ, 30В). Фильтрующие конденсаторы питания ЦАПа до и после штатного стабилизатора (непосредственно возле ЦАПа) шунтированы танталовыми оксидными объёмно-пористыми К52-9 (6,8мкФ, 100В). "Родные" электролитические конденсаторы применённые в аппарате: от ELNA и NICICHON (85"C).
Все трансформаторы и транспорт были развязаны от корпуса и установленны на амортизаторы. Конструкция ножек и их крепления к проигрывателю была переделана - между ними и корпусом проложены шайбы пористой резины (3мм) и пробки (3мм). Саморез их крепления заменён на винт, изолированный от корпуса амортизатором.
Что стало со звуком? Я перестал его слушать - полилась музыка (устал я заниматься аудиофилизмом). Резкость и каша ушли в небытие. Переключившись (мозгами) на звук было отмеченно, не только мной, что высокие очистились от песка совсем и стали, какой бы эпитет подобрать - масляными. Бас удивил напористостью и глубиной. Общая динамика на НЧ заметно увеличилась. Но... пропала детализация, проявляющаяся на разборчивости низкоуровневых сигналов (шепот, сглатывание слюны, извините, вокалистом, натуральность стука клапанов саксофона и клавиш фортепиано, подскрипывание оси педали рояля, пение птиц на заднем плане, шелест щёток по тарелкам, реверберация помещения и т.п.). На музыкальность это не влияло, но неприятный осадок остался.
Вернул "пионеровский" выходной ОУ на место, вместо BB и услышал звук из-за которого и затевалась вся эта переделка. Бас стал чётче, может чуть-чуть потеряв в глубине (а скорее Браун мазал, создавая впечатление глубины), уже не требует каких-то электронно-механических вмешательств (вот это "бочка"). Вернулась детализация на микродинамике. "Хвосты" от ударов по тарелкам уходят не в илистую муть шумов, а в ультразвук. При мощном напоре инструментов полифония на фортэ слышна разборчиво. Бас несмотря на мощь перестал угнетать средние и высокие - стал вести себя корректно и приобрёл благородство тембра, став фундаментом для других партий. Высокие в своей непосредственности и лёгкости, кокетливо искрясь, украшают звуковую картину. Скрипка НАКОНЕЦ-ТО! заплакала. Этот собирательный образ естественно выстроился не на одном произведении или CD, поэтому не привожу названия фонограмм. Да, тяжело словами выразить характер звуковоспроизведения.
Интересная особенность. Вопреки часто встречаемой закономерности, пиратские CD, как естественно и фирменные, стали звучать не хуже, а лучше. Некоторые диски любимых, с кассетной записи, исполнителей, которые раньше слушать с ПКД было невозможно (очень жестко) уже не вызывают раздражения. Чаще стал покупать диски. Моя дека всё больше отдыхает - умрёт в отличном состоянии.
Отдельно хочется выссказать свои впечатления о, многими пропагандируемом,
Burr-Brown OPA2604. Вердикт таков. Мощный, динамичный, глубокий звук перечёркиваемый замыленностью микродинамики и размытостью деталей во всём звуковом диапазоне. Узнаётся NAD541 - средней ценовой категории. Любовь аудиофилов к 2604, поголовно устанавливающих этот ОУ, мне непонятна.
Рауль, как быть? Ты ведь утверждаешь, что все ПКД выше определённой ценовой планки (если не ошибаюсь 300 уе) звучат одинаково, а тут замена одного единственного операционника... и такая разница? А ведь все фирмы фаршируют свои модели разными ОУ. Извини, что не письмом - всем, я думаю, интересно.
Я Вас не утомил? Надеюсь мой опыт кому поможет.
Спасибо ВСЕМ, кто как-то мне помог подсказкой или идеей. Отдельно благодарю Алексея Никитина (Creek Audio Ltd.) и Владимира (Влад Тэпиш - его логин в нашем форуме).
Удачи.
Наконец, собираемая информация по абгрейду моего проигрывателя компакт-дисков (ПКД) PIONEER PD-S505 достигла критической массы, и я набрался наглости залезть под крышку изделия уважаемой фирмы с паяльником и желанием "поправить" его звучание.
Никогда не лезу в аппарат просто попаять или перестроить его, т.е. ради процесса. Лишь тогда, когда претензии к нему выкристализовались, а пути достижения целей или хотя бы направление на цель, в тот момент, не вызывают сомнений.
Первоначальные эмоции отхлынули и теперь можно более трезво осознать и проанализировать всё произошедшее. Делюсь впечатлениями.
Ниже изложены мои впечатления накопленные за 4 года использования данной модели, впрочем совпадающие с мнением других случайных и неслучайных слушателей.
Итак, что имеем: аппарат конца девяностых прошлого столетия, ценовой категории 200-250 уе, DAC PD2029A с Legato Link Convertion - однобитник, транспорт - пионеровский "патефон" (Stable Platter Mechanism).
Впечатления о звуке. В своей ценовой категории имеет непоследний голос. Может соперничать с аппаратами за 300 уе того времени. Имеет артикулированный, чёткий бас, разборчивые высокие, нормальный тембральный баланс и объёмное пространство звукового изображения.
Присущие недостатки - результат компромисса разработчиков и маркетологов.
По мере заметности:
1. Песок на ВЧ.
2. "Замыливание" низкоуровневых сигналов.
3. При полифонии - "каша".
4. Резковатость воспроизведения выраженная в утомляемости слушателя.
5. Средняя динамика на ВЧ и НЧ.
6. Хотелось бы поглубже бас.
Достаточно стандартный список для проигрывателей данной ценовой категории, который сложился по мере накопления впечатлений при прослушивании аппаратов из более высоких ценовых категорий (400-1000 еу).
Анализ Пионера показал, что схематехника и конструкция аппарата на должном уровне. Видно, что разработчик в курсе всего, что может повлиять на звук с цифрового носителя и принимал, по мере заложенных на производство средств, меры. Что радует.
Первое, что было сделано - удалены транзисторы, шунтирующие линейный выход, также зашунтированы проходные электролитические конденсаторы стоящие перед линейным выходом и ёмкости фильтров питания плёночными (полиэтилентерефталатными или лавсановыми) конденсаторами (К73-17 0.68 мкФ). Шунтировались диоды выпрямителя блока питания (сотни пкФ). Изменения выразились в уменьшении, но не исчезновении, песка на ВЧ и улучшение воспроизведения шипящих на женском вокале. Всё остальное без изменений.
Во-вторых ЦАП был запитан отдельно от дополнительного трансформатора и стабилизированного высококачественного блока питания. Изменения в этот раз стали разительными - как буд-то кожу с фонограммы содрали (как в клипе Робби Уильямса). Выросла макро и микро-динамика на средних и высоких частотах. Стали хорошо слышны акустические характеристики помещения в котором происходила запись, различим фон сети на фонограммах, где раньше и намёка на него не было (как правило на концертных записях). Высокие стали гораздо чище - песок исчез. К шипящим вопросов не осталось. НО... сильнее стала проявляться утомляемость, выпятилась резкость, стало заметно нехватать баса. Всё остальное при таком раскладе увы не имело значения - не годится.
Последующим шагом была замена операционного усилителя в аналоговом фильтре на линейном выходе ПКД. Штатный от фирмы JRC NJM4558 заменён на аудиофильский Burr-Brown OPA2604. Фонограмма стала обрастать кожей. Звук смягчился во всём частотном диапазоне, утомляемость снизилась на порядок, баса стало чуть больше кажется из-за его смещения в область более низкочастотных составляющих и увеличения динамики. Но по-прежнему было недостаточно.
Пришлось переориентировать акустические системы для восстановления баса.
Следующий этап - отдельное питание выходного аналогового фильтра от своего трансформатора и выпрямителя. Диоды всех выпрямителей в ПКД заменены на диоды шотки (1N5819). Конденсаторы фильтров блоков питания шунтировались танталовыми оксидно-полупроводниковыми К53-1 (33мкФ, 30В). Фильтрующие конденсаторы питания ЦАПа до и после штатного стабилизатора (непосредственно возле ЦАПа) шунтированы танталовыми оксидными объёмно-пористыми К52-9 (6,8мкФ, 100В). "Родные" электролитические конденсаторы применённые в аппарате: от ELNA и NICICHON (85"C).
Все трансформаторы и транспорт были развязаны от корпуса и установленны на амортизаторы. Конструкция ножек и их крепления к проигрывателю была переделана - между ними и корпусом проложены шайбы пористой резины (3мм) и пробки (3мм). Саморез их крепления заменён на винт, изолированный от корпуса амортизатором.
Что стало со звуком? Я перестал его слушать - полилась музыка (устал я заниматься аудиофилизмом). Резкость и каша ушли в небытие. Переключившись (мозгами) на звук было отмеченно, не только мной, что высокие очистились от песка совсем и стали, какой бы эпитет подобрать - масляными. Бас удивил напористостью и глубиной. Общая динамика на НЧ заметно увеличилась. Но... пропала детализация, проявляющаяся на разборчивости низкоуровневых сигналов (шепот, сглатывание слюны, извините, вокалистом, натуральность стука клапанов саксофона и клавиш фортепиано, подскрипывание оси педали рояля, пение птиц на заднем плане, шелест щёток по тарелкам, реверберация помещения и т.п.). На музыкальность это не влияло, но неприятный осадок остался.
Вернул "пионеровский" выходной ОУ на место, вместо BB и услышал звук из-за которого и затевалась вся эта переделка. Бас стал чётче, может чуть-чуть потеряв в глубине (а скорее Браун мазал, создавая впечатление глубины), уже не требует каких-то электронно-механических вмешательств (вот это "бочка"). Вернулась детализация на микродинамике. "Хвосты" от ударов по тарелкам уходят не в илистую муть шумов, а в ультразвук. При мощном напоре инструментов полифония на фортэ слышна разборчиво. Бас несмотря на мощь перестал угнетать средние и высокие - стал вести себя корректно и приобрёл благородство тембра, став фундаментом для других партий. Высокие в своей непосредственности и лёгкости, кокетливо искрясь, украшают звуковую картину. Скрипка НАКОНЕЦ-ТО! заплакала. Этот собирательный образ естественно выстроился не на одном произведении или CD, поэтому не привожу названия фонограмм. Да, тяжело словами выразить характер звуковоспроизведения.
Интересная особенность. Вопреки часто встречаемой закономерности, пиратские CD, как естественно и фирменные, стали звучать не хуже, а лучше. Некоторые диски любимых, с кассетной записи, исполнителей, которые раньше слушать с ПКД было невозможно (очень жестко) уже не вызывают раздражения. Чаще стал покупать диски. Моя дека всё больше отдыхает - умрёт в отличном состоянии.
Отдельно хочется выссказать свои впечатления о, многими пропагандируемом,
Burr-Brown OPA2604. Вердикт таков. Мощный, динамичный, глубокий звук перечёркиваемый замыленностью микродинамики и размытостью деталей во всём звуковом диапазоне. Узнаётся NAD541 - средней ценовой категории. Любовь аудиофилов к 2604, поголовно устанавливающих этот ОУ, мне непонятна.
Рауль, как быть? Ты ведь утверждаешь, что все ПКД выше определённой ценовой планки (если не ошибаюсь 300 уе) звучат одинаково, а тут замена одного единственного операционника... и такая разница? А ведь все фирмы фаршируют свои модели разными ОУ. Извини, что не письмом - всем, я думаю, интересно.
Я Вас не утомил? Надеюсь мой опыт кому поможет.
Спасибо ВСЕМ, кто как-то мне помог подсказкой или идеей. Отдельно благодарю Алексея Никитина (Creek Audio Ltd.) и Владимира (Влад Тэпиш - его логин в нашем форуме).
Удачи.