Прибытие (2016)

  • Год

    2016

  • Студия

    21 Laps Entertainment, FilmNation Entertainment, Lava Bear Films

  • Дата выхода

    сентябрь 2016 (Венецианский кинофестиваль), 11 ноября 2016 (Россия)

  • Жанры

    научная фантастика

Описание

Сюжет картины «Прибытие» режиссера Дани Вильнева основан на коротком рассказе, поэтому первые зрители фильма ошибочно предполагали, что их ждет легкомысленная встреча с пришельцами, которые откроют героям ответ на загадку о смысле жизни в самой доступной форме. На поверку «Прибытие» оказалась одной из лучших фантастических лент не только 2016 года, но и XXI века вообще. Завораживающие космические корабли, невиданные до селе формы внеземного разума, сложные для понимания языковые контакты с пришельцами – все это в первую очередь подталкивает задуматься о том, кто мы такие, куда держим путь как вид, и готовы ли мы стать частью большой вселенной, или пока нас лучше не выпускать из «песочницы» Солнечной системы. Красивое и умное кино о контакте с чужеродным. Полицейский триллер «Буллит» со Стивом Маккуином в главной роли считается одним из столпов жанра – именно в нем впервые на большом экране был показан «нестандартный» полицейский: колючий, своенравный, порой нарушающий инструкции, но четко выполняющий задачи. Погоня, в которой главный герой преследует преступников на своем зеленом «Мустанге» вошла во все учебники по постановке автомобильного экшена – сцену продолжительностью в 10 минут снимали более трех недель, но оно того стоило. От скорости кружится голова, но при этом все сделано максимально реалистично. Триллер Уильяма Фридкина «Французский связной» в киношколах изучают как образец жанра, успешно сочетающий драматизм и зрелищность. Погоня героя Джина Хэкмена за киллером по улицам Бруклина интересна тем, что нью-йоркские власти не дали разрешение на проведение съемок, а потому не выделили никаких участков дороги, чтобы на них можно было снимать. Однако на помощь режиссеру пришли местные патрульные полицейские – они несколько дней таким образом регулировали дорожное движение, что у актеров и каскадеров появилась возможность немного погонять на камеру. Зато получилось очень точно и жизненно. Неонуар Уолтера Хилла «Водитель» стал культовой лентой во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам – картину преследовало столько проблем на стадии съемок, что удивительно, как ее вообще смогли доделать. Например, съемки погонь по улицам города были практически сорваны тем, что съемочная группа потеряла своего главного осветителя. Из-за этого у постановщиков гонок не было возможности снимать по нескольку дублей и на дороге приходилось осторожничать. К счастью, умелый монтаж привел эпизоды в соответствие с задуманным режиссером – получилось и достаточно реалистично, и в меру энергично. Режиссер Джон Франкуенхаймер в своем криминальном боевике «Ронин» очень точно уловил деталь, на которую долгое время никто не обращал внимания – окончание «холодной войны» привело к тому, что десятки специальных агентов, всю жизнь работавших на разведку и контрразведку оказались не удел. Таким «ронинам», самураям без хозяина остается служить темным личностям, творящим террор, и именно об этом рассказывает картина. «Ронин» примечателен несколькими неплохими экшн-сценами, но особо выделяется погоня, в которой за рулем одного из авто оказывается героиня Наташи Макэлхон. Не станем шутить о том, что женщины так круто не водят, но отметим захватывающую гонку по Парижу. Создатели картин о Джейсоне Борне Тони Гилрой и Пол Гринграсс во главу угла своей истории ставили максимальную реалистичность действия – у них в картине и драки довольно специфические, и герои не особо церемонятся в словах и поступках, и погони получились такими, что не выглядят откровенно халтурной постановкой. Шикарное преследование главного героя милицией и киллером по улицам Москвы можно упрекнуть в катастрофическом незнании постановщиками географии столицы – Борн умудряется в мгновение ока перемещаться из центра на окраину и обратно – но в реалистичности этой гонке не откажешь. Так и хочется самому прокатиться на подобной «Волге» с шашечками. Если в общем и целом историю о бесстрашном и практически неуязвимом спецагенте Итане Ханте и его команде особенно реалистичной не назовешь, то к самому съемочному процессу стоит отнестись совсем иначе. Авторы серии фильмов «Миссия невыполнима», а вместе с ними и главная звезда – Том Круз – придерживаются мнения, что экшн лучше снимать «живьем», с подлинными актерами, а не их дублерами, и на реальном фоне, а не в павильоне с зелеными стенами. Отсюда и необыкновенная живость погонь, оценить которые можно по фрагменту из «Протокола Фантом». Да, BMW Круза творит что-то неописуемое, но снято все почти без эффектов. Сцена ограбления и преследования героя Райана Гослинга в криминальной драме «Место под соснами» хоть и является ключевой для расстановки фигур в дальнейшем сюжете, но длится скромные пять минут. Но даже столь короткий эпизод снят настолько натуралистично, что создается впечатление, будто зритель наблюдает за документальной полицейской хроникой или репортажем в прямом эфире. Байк грабителя залихватски лавирует между встречными авто, копы выбирают безопасные пути преследования – и все равно в определенный момент беглец и ловцы оказываются на расстоянии выстрела. Короткий, но ярчайший эпизод. Называть спортивную драму «Гонка» режиссера Рона Ховарда «боевиком» формально неверно, но как иначе именовать историю, в которой показано противостояние двух героев, идущих на смертельных риск в попытках одержать победу друг над другом. И то, что лента основана на реальных событиях, лишь добавляет опасному состязанию адреналина. Рассказ о непримиримых соперниках на трассе «Формулы-1» был бы скучным и пресным без, собственно, эпизодов соревнований, и тут работа кинематографистов бесподобно. Далеко не всем из нас выпадет когда-нибудь шанс даже посидеть в кокпите пилота гоночного болида, а тут можно ощутить себя настоящим королем скорости, преследующим конкурента в борьбе за приз.