Эволюция качества звучания

От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку

Развитие музыкальной индустрии по части форматов шло циклично – за эпохой аналоговых лент и винила наступила эра компакт-диска, потом файловых форматов, Hi-Res звучания и, наконец, стриминга. Однако, сегодня можно с уверенностью утверждать, что в высшем эшелоне качества маятник качнулся обратно – и винил стал снова живее всех живых. Не говоря уже об оживлении интереса к магнитным лентам, компакт-кассетам – аналоговое звучание демонстрирует такое роскошное звучание, что меломаны и аудиофилы готовы мириться с неизбежными эргономическими ограничениями. В данной статье мы проследим эволюцию бытовых форматов звука, постараемся понять логику развития и влияние её на качество звучания, а также сделаем прогнозы по части будущего развития индустрии.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Первый фонограф Эдисона на восковых цилиндрах был создан в 1877 году – так что, на сегодня бытовой музыкальной индустрии и первой коммерческой звукозаписи стукнуло уже 148 лет. Заявленная АЧХ в 250 – 2 000 Гц хоть и не соответствовала параметрам человеческого слуха, но вполне обеспечивала представление об оригинальной записи.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Однако, последующая эпоха патефонов и граммофонов в начале XX века оказалась не слишком массовой (в мире продавалось до ста тысяч носителей в год) – и, по сути, развитие «музыки дома» началось с 1948 года, с момента появления виниловых пластинок, LP. К 1960-ым годам начался настоящий бум пластинок – только в США продажи превысили 100 млн. LP в год! Носитель на старте гарантировал АЧХ в пределах 30 – 15 000 Гц – и именно виниловые пластинки поспособствовали началу массового выпуска аппаратуры для высококачественного воспроизведения музыки дома. Винил обеспечил «тот самый» динамичный и ритмичный звук, отлично передающий музыкальные эмоции и дух произведения.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Параллельно с винилом развивалась запись на магнитной ленте – с 1949 года начался массовый выпуск бытовых R2R-магнитофонов от Ampex, Tandberg. Сам формат при использовании ленты шириной ¼ дюйма быстро разделился на три ветви – 19 см/сек (домашний стандарт), 38 см/сек (профессиональный), 76 см/сек (мастер-ленты). Также пошли в серию студийные многодорожечные ленты ½", 1" и 2". АЧХ до 22 кГц и исключительно высокое качество звучания сделали своё дело – при довольно медленном старте в начале пути и ориентацию на профессиональное использование к 1970-ым годам в мире продавалось свыше 50 млн. бытовых магнитных записей в год, а в США в 1973 году доля катушечных магнитофонов в аудиосистемах достигала 20 – 25 %. Запись на магнитной ленте (формат от 38 см/с) до сих пор остаётся эталоном по части качества звучания и ни один формат пока не приблизился к ней по части реализма.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

В то время, как винил оставался доминирующим форматом для бытового использования, а магнитная лента – скорее премиум сценарием, на рынке появилась и масса других бытовых форматов. А именно…

В 1964 году RCA и Lear Jet был представлен формат, практически сравнимый с магнитной лентой по части объема продаж – 8‑дорожечный картридж Stereo 8 / 8-Track (картридж с петлей магнитной ленты). При аналогичной с винилом АЧХ он обеспечивал компактность и получил огромное распространение в автоиндустрии – продажи достигали 50 млн. штук в год к 1978 году. Достаточно высокая детонация и прочие неудобства использования не позволили 8-Track удержаться на рынке дольше.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Знаменитая компакт-кассета, запущенная Philips в 1963 году, стала форматом массового бытового потребления (напряду с винилом) к 70-ым годам ХХ века. К тому времени появились роскошные кассетные деки Nakamichi, Pioneer, Sony, а система шумоподавления Dolby B позволила нивелировать ограничения формата. Стандартная лента (Type I) обеспечивала АЧХ до 12–14 кГц, а Type II, Type IV – до 17–19 кГц с новой по тем временам системой шумоподавления Dolby C. Качество звучания было по-настоящему тёплым, приятным и аналоговым – но по части детализации ни шло ни в какое сравнение с винилом (и тем более, магнитной лентой). К концу 70-ых годов компакт-кассета вытеснила 8‑дорожечный картридж с авторынка и даже стала превосходить винил по части продаж для домашнего использования – но появление компакт-диска (об этом ниже) перечеркнуло этот рост. Драйвером стали только портативные плееры, Walkman’ы от Sony и других брендов, но и их эпоха оказалась не слишком долгой.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

В 1976 году Sony попробовала сделать «кассетный ренессанс» на новом уровне качества звучания – была представлена система Elcaset с лентой шириной ¼" (как R2R) в автоматической кассете с АЧХ до 20 кГц. Большие габариты не обеспечили формату популярность, и он был снят с производства в 1980 году. Хотя его качество звучания уже довольно близко подобралось к винилу.

Теперь перейдем к революционному рубежу – внедрению компакт-диска (CD) в 1982 году. Кодированная нулями и единицами цифровая информация на CD использовала модель представления 44,1 кГц, 16 бит (20 Гц – 22 050 Гц), а простота и эргономичность использования обеспечили компакт-диску невероятную популярность – в пиках продажи достигали 450 млн. CD в год, а через 10 лет после запуска, в 1992 году, в мире было продано более 1 млрд. компакт-дисков. Несмотря на «колкость» звучания (особенно первых плееров) на ВЧ, отсутствие шумов перевернуло рынок – и только спустя годы пользователи стали вспоминать, что виниловое звучание было куда более текучим и приятным.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

В 1991 году Sony нанесла «ответный удар» – был выпущен Sony MiniDisc (MD), который достиг своего расцвета в 1998–2003 и был снят с производства в 2013 г. Перезаписываемый или предзаписанный 64 мм (2.5") магнито-оптический диск в пластиковом картридже на 74 или 80 минут в формате ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding, 292 МБ) и с 2004 года расширенный до Hi-MD до 1 ГБ, с поддержкой PCM-записи. Гарантируя качество звучания на уровне CD, MiniDisc достиг 22 млн. проданных устройств воспроизведения – но сошел с пути, став, по сути, мостиком между дисковыми и полностью цифровыми форматами звуковоспроизведения.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Вполне логично, что использование цифровой информации в аудио и стремительное развитие компьютерной индустрии не могло не повлиять на рынок – следующим рубежом стала атака на саму физическую суть форматов для записи музыки. Так в 1995 году появился MP3 (128 кбит/с) – сжатый файловый формат, обеспечивающий АЧХ до 16 кГц при неизбежном снижении качества относительно оригинальной записи на компакт-диске. Исключительно удобство дало MP3 фору на старте – и уже в 1999 году одна из платформ, Napster имела 80 млн. пользователей. Сжатый формат, конечно же, сильно терял в детализации и никак не мог конкурировать по части качества звучания с другими форматами на тот момент.

Эксперименты с повышением частоты дискретизации для MP3 мало что дали по части качества звучания – так индустрия снова «решила» вернуться к дисковым форматам. В 1999 году Toshiba, Panasonic, Warner Music представили DVD-Audio – носитель с записью 96 кГц / 24 бит (5.1), 192 кГц / 24 бит (стерео) с кодированием информации по алгоритму Meridian Lossless Packing (MLP). К 2005 году суммарные продажи достигли 5 млн. дисков, но слабая поддержка студий не дала формату развиться.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Параллельно компания Sony в 1999 году анонсировала, а в 2000 году выпустила на рынок дисковый формат SACD, который существует до сих пор. SACD использует кодирование DSD (Direct Stream Digital) 2.8224 МГц, 1 бит и поддерживает гибридные диски – SACD + CD слой. К 2007 году в мире было продано порядка 12 млн. SACD, далее формат стал скорее коллекционной редкостью и уделом редких релизов (в основном, SHM-SACD от Universal Japan).

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

И DVD-Audio, и SACD заметно превосходили CD по части натуральности звучания, но даже до винила они не добрались. Аналоговая запись (винил, магнитная лента) оставалась эталоном по части натуральности исполнения. Но закат популярности DVD-Audio и SACD стал одновременно и рассветом файлового формата Hi‑Res – использующего упаковку Hi-Res PCM в контейнер FLAC. Такая схема гарантировала качество до 24 бит / 192 кГц, а компьютерные жёсткие диски и пропускная способность сети уже позволяли на тот момент (2009 год) активно оперировать подобными объёмами данных. Далее к понятию Hi-Res присоединился и DSD (Direct Stream Digital) формат от Sony – и стало очевидно, что цифровым дисковым носителям, по сути, почти не осталось места на аудиофильском рынке. Качество звучания таких форматов стало равно DVD-Audio / SACD – использование аналогичных кодеков и развитие High End стримеров позволили сделать это. В пике продавалось до 5 млн. Hi‑Res цифровых альбомов в год – и, конечно же, формат быстро перешёл от скачивания файлов к потоковой трансляции.

Сначала в сжатых и несжатых форматах – так, к 2015 году пошел в ход стриминг 16 бит / 44,1 кГц. А к 2020 году тот же стриминговый сервис Spotify имел уже 286 млн. подписчиков! Достаточно быстро, вместе с ростом ширины веб-соединения, большинство потоковых сервисов представило и Hi-Res варианты подписок, лишив пользователей необходимости скачивать файлы. Доля стриминга в выручке музыкальной индустрии была 62% в 2021 и достигла уже 75 % в 2024.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

С начала 2000-ых годов на аудиофильском рынке вдруг неплохо стал себя чувствовать старый-добрый винил – начали появляться переиздания классических альбомов, продажи улучшались. Полноценное «второе пришествие винила» или «виниловая революция» случилась в 2000 – 2025 годах – в прошлом году было продано 46 млн. виниловых пластинок (плюс 206%), когда в 2019 году продавлюсь лишь 19 млн. LP в год. Доля винила в доходах от реализации физических носителей составила 70 % к 2024, а в 2025 году ожидается выход на объём продаж винила в 50% от пикового уровня 1970-ых годов – неплохо, не правда ли?

Параллельно снова развиваются и другие аналоговые форматы – продажи компакт-кассет в 2023 году достигли 3 млн. шт. (плюс 23 % год‑к‑году), а рост на ленты Reel-to-Reel демонстрирует устойчивые 15 % в год.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Секрет прост – используя аналоговые форматы (прежде всего, винил и магнитные ленты, рост продаж компакт-кассет – скорее дань ретромоде) мы получаем более высокое качество звучания, тёплый аналоговый чарующий звук и подлинный тактильный ритуал при прослушивании. Конверты, полиграфия, запуск музыки вручную – всё это соседствует с недостижимой пока для цифры плотностью басов и ощущением стены «звука». Конечно, если вы готовы платить за это – даже пластинки сейчас довольно дорогие, а магнитные ленты легко могут стоить больше $500 за альбом, не говоря уже об аппаратуре.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Что нас ждет через пять лет? По некоторым оценкам продажи винила достигнут 60 млн. штук в год. В стриминге перемены будут касаться скорее перехода на lossless и Hi-Res – с 10% до 25% от всех подписчиков к 2028 году перейдут на несжатые варианты трансляций.

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

В качестве вывода мы составим рейтинг современных аудиофильских форматов звучания по части качества:

4. CD и Losless стриминг

3. Hi-Res стриминг

2. Винил

1. Магнитная лента

Эволюция качества звучания. От винила к цифровому и обратно к аналоговому звуку.

Ответы на 100 вопросов про катушечные магнитофоны и магнитную ленту собраны здесь.

Денис Репин

10 июня 2025 года