Как подключить виниловый проигрыватель в систему так, чтобы всё сразу заиграло?

8 практических советов для тех, кто только приобщается к винилу

В отличие от цифровых источников сигнала, аналоговые требуют от владельца умения приложить к ним голову и руки. Несмотря на то, что производители аудиотехники сегодня максимально стараются облегчить жизнь виниловым неофитам, новичкам всё равно нужно посвятить время тому, чтобы разобраться, что и как работает в проигрывателе винила, и от чего зависит итоговое качество звучания. Наша статья поможет им в этом.

1. Выбираем правильное место для установки

1. Выбираем правильное место для установки

Купив свой первый проигрыватель винила, прежде всего найдите для него правильное место. Чем дальше вертушка будет отстоять от пола и от акустических систем, тем лучше. Оптимальное решение – выделить для проигрывателя отдельную стойку или настенную полку, желательно с качественной антивибрационной развязкой поверхности, на которую будет устанавливаться проигрыватель. Кроме того, данная полка должна давать легкий доступ ко всем опорам проигрывателя для точного выставления вертушки по уровню.

2. Обеспечиваем дополнительную развязку

2. Обеспечиваем дополнительную развязку

Для данной цели можно использовать шипы, конусы, или специальные опоры, однако выбор также будет зависеть от того, есть ли в самом проигрывателе система независимого подвеса. Если в вашей вертушке применена система плавающего субшасси (чаще всего она встречается в проигрывателях Thorens, Linn, Dual), то желательно обеспечить проигрывателю хорошее сцепление с полкой. Радикальные способы демпфирования вибраций, такие как сэндбоксы, лучше пробовать уже после получения достаточного опыта эксплуатации.

3. Выбираем кабели

3. Выбираем кабели

Для передачи слабого сигнала от головки звукоснимателя к фонокорректору или повышающему трансформатору лучше использовать короткий кабель с минимальной погонной ёмкостью, за исключением тех случаев, где ёмкость кабеля используется для получения правильной АЧХ при использовании винтажных ММ-головок. Как правило, все современные головки с подвижным магнитом рассчитаны на оптимальную работу без подключения дополнительной ёмкости, хотя поэкспериментировать всегда можно, благо многие фонокорректоры предоставляют такую возможность.

4. Настраиваем головку

4. Настраиваем головку

Даже в том случае, если головка была установлена на тонарм на заводе, желательно проверить точность геометрической установки при помощи шаблона, который можно либо купить, либо просто скачать и распечатать на принтере. Важный момент – при определении положения иголки в точке нулевой погрешности нужно смотреть не на корпус головки, а на совпадение и параллельность иглодержателя и рисок шаблона. Это сложнее, однако именно таким образом можно гарантировать, что иголка будет занимать правильное положение в звуковой дорожке относительно стенок канавки. Для выставления нужного уровня прижимной силы лучше воспользоваться специальными весами, аналоговыми или электронными.

5. Согласовываем головку звукоснимателя и тонарм

5. Согласовываем головку звукоснимателя и тонарм

В том случае, если вы покупаете современный проигрыватель винила и современную же головку звукоснимателя среднего уровня, то никаких проблем с согласованием не будет. Как правило, они изначально разработаны для совместной эксплуатации и, скорее всего, их резонансная частота будет укладываться в оптимальные 8-12 Гц. В тех же случаях, если вы решите установить МС-головку с низкой податливостью подвеса на комплектный современный тонарм, придётся воспользоваться формулой расчета резонансной частоты системы тонарм-головка и, вероятнее всего, прибегнуть к утяжелению тонарма.

6. Настраиваем антискейтинг

6. Настраиваем антискейтинг

При работе на поворотных тонармах головкам звукоснимателя требуется компенсация центростремительной силы, возникающей при движении по звуковой дорожке и приводящей к более плотному контакту иглы с внутренней стенкой канавки. Чтобы компенсировать данный дисбаланс, производители применяют разные системы антискейтинга на основе пружин, грузиков или магнитов. Существуют разные способы выставления правильного значения антискейтинга, мне же более всего импонирует наиболее простой вариант, для которого не нужны специальные приборы и пластинки. Кстати, именно так проверяет правильность уровня антискейтинга знаменитый производитель тонармов Франк Шредер. Итак, вот этот простой способ – если при установке иглы на гладкую поверхность на сбеге обычной пластинки тонарм начинает_медленное_движение к центру, то у вас оптимальный уровень антискейтинга. Если же тонарм остается на месте или движется от центра, то антискейтинга слишком много, и его нужно уменьшить.

7. Согласовываем головку звукоснимателя и фонокорректор

7. Согласовываем головку звукоснимателя и фонокорректор

К счастью, подавляющее большинство современных головок звукоснимателя рассчитаны на работу с любыми современными фонокорректорами. И если ваш ММ-картридж имеет чувствительность от 3,5 мВ и выше, а МС-головка – 0,4-0,5 мВ, то стандартных 40 дБ или 60 дБ усиления фонокорректора будет достаточно. Сложности начинаются при существенных отклонениях от данного коридора. Так, например, получить динамичный и драйвовый звук от МС-головки с высоким выходом 2,5 мВ и корректора с фиксированным усилением 36 дБ (а такие сочетания не так и редки) будет проблематично. То же самое касается и МС-головок с низким выходом 0,1-0,2 мВ, им стандартных 60 дБ будет мало, нужен или повышающий трансформатор, или корректор с качественной активной МС-секцией с усилением не менее 70 дБ.

8. Согласовываем фонокорректор и усилитель

8. Согласовываем фонокорректор и усилитель

Казалось бы, что здесь согласовывать, ведь, наверное, производители всё предусмотрели? И да, и нет. Скорее всего, если у вас в системе работает интегральный усилитель с входной чувствительностью 150-300 мВ, то любой внешний фонокорректор обеспечит достаточное напряжение на выходе для того, чтобы вы не почувствовали себя обделенным с точки зрения динамики и громкости. Однако бывают случаи, когда предварительные усилители или даже интегральные разрабатываются для эксплуатации с цифровыми источниками сигнала со стандартным выходным напряжением 2 В, и обладают низкой входной чувствительностью 0,7 – 1,2 В. И в таком случае фонокорректор, имеющий низкое выходное напряжение 300-500 мВ, не покажет всего, на что способен. Поэтому следует внимательно изучить характеристики корректора и усилителя, прежде чем требовать от них идеальной совместной работы.

Как подключить виниловый проигрыватель в систему так, чтобы всё сразу заиграло?

Заслуживающие по мнению редакции Hi-Fi.ru внимания современные усилители «со стрелочками» представлены в этой подборке.

Александр Чечелёв

12 мая 2024 года

Рейтинг:

4.65