Почему у компакт-кассеты нет будущего

Вся правда об аналоговом ренессансе

Почему у компакт-кассеты нет будущего

Вся правда об аналоговом ренессансе

На фоне возрождения интереса к винилу в XXI веке пошли разговоры о полноценном аналоговом ренессансе. Мол, поклонники хорошего звука любят физические носители настолько, что будут готовы мириться с неизбежными ограничениями, которые накладывает на формат магнитная лента. Первой ласточкой стала область катушечных магнитофонов: здесь все обстоит именно так – выходят новые бобинники, интерес к записям оживляется. Сразу же зашла речь и о том, что куда более эргономичный и компактный вариант кассеты тоже получит свое второе рождение. Сегодня мы разберем этот вопрос от «А» до «Я» и придем к выводу, что на ниве компакт-кассет все обстоит куда более печально.


Почему у компакт-кассеты нет будущего

1. Портативный формат 1963 года разрабатывался лишь для удешевления

Сама по себе компакт-кассета была разработана корпорацией Philips и представлена публике в 1963 году. Разработка была изначально направлена на удешевление и повышение удобства обращения с магнитной лентой – крупногабаритные катушечники были чрезвычайно дороги и сложны в обиходе. Вот фирма и выпустила нечто, что можно спрятать в нагрудный карман – не сильно заботясь о качестве саунда. Пик развития кассет пришелся на восьмидесятые годы ХХ века, после чего они начали вытесняться компакт-дисками.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

2. Ширина ленты и ее скорость движения в кассете ничтожны

Судите сами – для записи на две (моно) и четыре (стерео) дорожки в кассете используется магнитная лента шириной 3,81 мм (0,15”), а ее скорость движения при воспроизведении достигает 4,76 см/с. Теперь сравним с форматом-прародителем – магнитной лентой для бобинников. При профессиональном (и наиболее качественном) подходе лента в 6,35 мм (0,25”) транспортируется на скорости 38 – 76 см/с! Как говорится комментарии излишни.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

3. Даже лучшие кассетные деки «золотой эры» формата не блещут своими ТТХ

Мы уже публиковали большой рейтинг из лучших кассетных дек, когда-либо увидевших свет. Что ж, обратим внимание на лидеров гонки, например, на Nakamichi DRAGON. Технические показатели модели «превосходны» если только сравнение проводить в рамках формата – частотный диапазон доходил до 22 000 Гц, соотношение сигнал/шум достигало 74 дБ. Последняя топовая дека Sony, TC-KA7ES, выпущенная в 1994 году смогла лишь приблизиться к тем же 22 000 Гц «сверху». Но, надо понимать, что эти параметры достилались у техники класса High End только при активации систем шумоподавления, которые были ложкой дегтя в бочке меда, ведь…



Почему у компакт-кассеты нет будущего

4. …любая система шумоподавления сжимает динамический диапазон сигнала. И, особенно, Dolby B!

Шум, так или иначе всегда присутствующий на записанной компакт-кассете, решено было подавлять специальными системами – СШП. Решение от Dolby, Dolby B, стало стандартом де-факто для рынка кассет – внедренный в 1970 году поход сжимал динамический диапазон сигнала и увеличивал уровень тихих фрагментов записи над уровнем шума ленты. По сути, это стало первым шагом к современной loudness war, когда звукорежиссеры сами зажимают динамику сигнала, чтобы обеспечивать его качественное воспроизведение на технике массового сегмента. Никакие развития этих систем, включая и модную в восьмидесятые годы ХХ века Dolby C (состоящую, по сути, из двух последовательно включенных схем Dolby B), не принесли на ниву высокой верности звука ничего хорошего.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

5. Современные кассетные деки не предложат вам ничего экстраординарного

Да, за несколько лет вышло несколько моделей абсолютно новых кассетных дек. Увы и ах, если отбросить совсем дешевые модели, мы увидим, что все они так или иначе базируются на платформе Tascam, которая оформляется то в одно- то в двухкассетном виде. Для серьезного воспроизведения они не годятся – обратите внимание, хотя бы, на соотношение «сигнал/шум» в 58 дБ или АЧХ до 12 500 Гц. А теперь сравните с той же Nakamichi DRAGON.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

6. Винтажных кассетных дек в хорошем состоянии на рынке осталось крайне мало, а цены на них – заоблачные

Как вам миллион рублей, за которые недавно продавали топовую Nakamichi 1000ZXL Limited? Именно столько попросят за аппарат с продвинутыми ТТХ, а в будущем, при необходимости ремонта, владелец вероятно столкнется с проблемой поиска запчастей.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

7. Качество звучания даже классной кассетной деки не хватает звезд с неба

О’кей, вы, все же, запустили шикарный винтажный аппарат. На что можно рассчитывать? Из плюсов все сразу отметят слитность и безшовность музыкальной картины, текучий, певучий характер подачи материала, присущий только аналоговой записи и разительно отличающийся от «цифры». Однако, и минусов будет через край – начиная от явно зажатой динамики и заканчивая отсутствием разрешения «сверху», а также посредственной проработки самого нижнего баса. Мало-мальски приличная виниловая вертушка не оставит и камня на камне от кассетной деки, чего уж и говорить о катушечном магнитофоне.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

8. С поисками кассет с фирменными записями – большие проблемы

Официально формат сейчас имеет «сувенирный» статус – скажем, те крохи, которые релизятся на компакт-кассетах явно не идут в сравнение с тем же винилом.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

9. С поисками чистых кассет все обстоит ещё хуже

Массового выпуска новых качественных кассет пока нет – и конвейер не предвидится даже на горизонте. Если вы зададитесь целью найти топовые кассеты Metal (Type IV) – все пути приведут на японские аукционы, где за старую нераспечатанную пачку запросят совсем уж сумасшедшие деньги. Из «новья» же можно купить продукцию с голландкой фирмы De Bandjesfabriek (в новой версии их кассет, RTM FOX C-60, применена пленка Recording The Masters) – но это будет лишь Super Ferric. Аналогичная ситуация и у американцев – National Audio Company сейчас выпускает кассеты только первого типа (FerroMaster C456).



Почему у компакт-кассеты нет будущего

10. Деградация компакт-кассет со временем более существенная, чем на то рассчитываешь

По состоянию на 2012 год отсутствуют подтвержденные данные лишь о деградации топовых магнитных лент производства Maxell и TDK. Особенности же формата тут диктуют и неизбежное падение уровня записи (примерно на 1 дБ на каждые десять лет хранения), и прочие «прелести», связанные с температурно-влажностным режимом, который крайне сложно выдержать в обычной квартире. Се ля ви – винил куда более «легок» в уходе и хранении.



Почему у компакт-кассеты нет будущего

Вывод:

Хотите сувенир, типа Walkman’а главного героя из фильма «Стражи галактики»? Пожалуйста, как игрушка из детства модель вполне подойдет. Но не надейтесь на то, что компакт-кассета сможет вам предложить нечто большее, кроме занимательной механики. Формат безнадежно устарел по своим параметрам, фирменные записи на нем придется искать «днем с огнем», выпуск новых чистых кассет класса High End почил в бозе, а качественных новых кассетных дек на рынке так и не появилось.

Конечно, если у вас уже имеется что-то уровня Nakamichi DRAGON, аппарат стоит оставить – но только как образец коллекционной редкости. По звуку он проиграет хорошей вертушке и, тем более, профессиональному катушечному магнитофону. Так что, путей в аналоговый рай пока два – с винилом или с магнитной лентой на скоростях от 38 см/с.


Денис Репин

20 апреля 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг:

4.71