9 лучших фильмов, оставшихся нам в наследство от Александра Абдулова

В день 70-летия любимого артиста

29 мая Александру Абдулову могло бы исполниться 70 лет. Его ровесники в Голливуде не просто наслаждаются жизнью, но и продолжают активно сниматься, но нашей звезде экрана судьба отмерила только 54 года жизни. Мало? Катастрофически мало! Но зато какую коллекцию картин оставил нам в наследство Александр Гаврилович – целый пласт советского кино сегодня невозможно представить без его обаятельной улыбки и статной фигуры. Вспоминаем лучшие роли Абдулова, без которых мир был бы неполон.

Image

Обыкновенное чудо (1978)

Музыкальный телефильм режиссера Марка Захарова “Обыкновенное чудо” – наш неизменный спутник в новогодние праздники, пожалуй, только “Иронию судьбы” показывают чаще. Лента собрала такой актёрский ансамбль, что молодежи здесь легко было затеряться, однако умелый постановщик не позволил скрыть подлинные таланты Александра Абдулова и его партнёрши Евгении Симоновой. Принцесса и Медведь здесь особенно красивы, восхитительны и романтичны. Не влюбиться в ковбоя-Абдулова просто нельзя! Подлинный секс-символ эпохи!

Image

С любимыми не расставайтесь (1979)

Секса, впрочем, в СССР, как известно, не было. Зато была большая любовь и очень низкий процент расторжения браков. Именно о совместной жизни, о терзающих подозрениях, о расставании и новом воссоединении рассказывает блистательная мелодрама “С любимыми не расставайтесь” режиссера Павла Арсенова. Женатые в реальной жизни Александр Абдулов и Ирина Алфёрова играют экранную пару, которая и вместе быть не может, и порознь моментально начинает чахнуть. Если и переживать любовь, то только такую – всепоглощающую, слепую, безумную…

Image

Чародеи (1982)

Экранизации романов братьев Стругацких – особенный пласт советского, да и российского киноискусства. Лёгких путей тут никто никогда не искал, поэтому получался то артхаус, то музыкальная комедия, то китч с розовыми танками. Александру Абдулову повезло принять участие в съёмках “Чародеев”, обаятельной музыкальной сказке по мотивам повести “Понедельник начинается в субботу”. В 80-х авторы картин уже вовсю использовали Александра в амплуа героя-любовника, так что здесь актер играет молодого мужчину, сражающегося за любовь.

Image

Ищите женщину (1982)

Сегодня довольно забавно смотреть на то, как в советских фильмах изображали условный Запад – экранизации европейских и американских произведений требовали создания особых декораций, костюмов и даже причесок. Ироничный детектив “Ищите женщину” отправляет зрителей во Францию, и Александр Абдулов играет тут этакого парижского франта, наш вариант Алена Делона – элегантного, утонченного, но при этом хитрого и нацеленного на выгоду даже в отношениях с женщинами. Роль в этой ленте у Абдулова небольшая, но заметная и запоминающаяся.

Image

Формула любви (1984)

Из парижских салонов перемещаемся на Смоленщину, а с французов переключаемся на английских принцев. В “Формуле любви” уже упоминавшегося нами Марка Захарова, Абдулов исполняет роль кучера Графа Калиостро по имени Жакоб. Правда, сам Жакоб считает себя путешествующим во времени Принцем Уэльским (между прочим, до своей коронации новый британский король Карл III носил именно такой титул). Впрочем, какая разница – француз он, итальянец или бритт – влюбляется-то он в простую русскую дворовую девку Фимку.

Image

Самая обаятельная и привлекательная (1985)

Если в “Чародеях” герой Абдулова добивался взаимности от девушки, которая не хотела обращать на него никакого внимания, то в “Самой обаятельной и привлекательной” ситуация развернулась противоположным образом. Ирина Муравьева играет здесь молодую женщину, которую окружение подталкивает к тому, чтобы как-то устроить личную жизнь, и героиня начинает бороться за сердце самого симпатичного коллеги. Вот только герой Абдулова, на которого нацелилась Надя, на деле оказывается пустым и никчемным – зря только старалась.

Image

Сошедшие с небес (1986)

Несколько нетипичный для этой подборки, но отнюдь не случайный в карьере Александра Абдулова фильм вышел на экраны в 1986 году. О войне и Победе тогда говорили несколько иным языком, отсюда и фильмы выглядят иначе – “Сошедшие с небес”, например, пронзает сердце зрителя навылет и ещё долго по завершению показа не позволяет вдохнуть полной грудью. Герои Абдулова и Веры Глаголевой здесь не успевают прожить долгую счастливую жизнь вместе, но даже считанные часы вдвоем становятся для них проявлением неземного счастья.

Image

Гардемарины, вперед! (1988)

Серия фильмов о гардемаринах, снятая Светланой Дружининой – наверное, главное отечественное кинопроизведение рубежа 80-х и 90-х годов. По крайней мере, актёрский ансамбль этих картин впечатляет, в фильмах были задействованы как мэтры советского кино, так и молодые звёзды, которым предстояло нести свет искусства в новый век. Александр Абдулов оказался соединительной тканью двух поколений – он и рядом со Смоктуновским уверенно смотрится, и Харатьяну не уступает. А играет он тут своеобразного русского Джеймса Бонда XVIII века.

Image

Гений (1991)

90-е годы прошлого века оказались крайне тяжёлым временем для отечественной киноиндустрии. Искусство лишилось финансирования, а те немногие картины, которые тогда снимались, сложно было назвать шедеврами. Детектив “Гений” – приятное исключение из всех правил. Это солидное кино, снятое по всем законам жанра, умное и местами ироничное, по максимуму использующее харизму задействованных звёзд. Александр Абдулов играет здесь изобретателя, вынужденного идти на мошенничество и обман. Очень симпатичное кино, отражающее непростую эпоху.

Лучшие по мнению редакции Hi-Fi.ru мелодрамы представлены в этой подборке.

Евгений Ухов

29 мая 2023 года

Рейтинг:

5.00