Лучшие фильмы в жанре саспенс – 12 триллеров, определивших жанр
Саспенс и тревога в ХХ и XXI веках
Жанр «триллера» – один из самых известных и почитаемых на небосклоне кинематографа. Умение режиссера сформировать тревожную атмосферу, выстроить интригу и обескуражить развязкой – дорогого стоит. Фильмы-триллеры прошли большой путь за почти сто лет своего развития и сегодня предлагают зрителю совсем иные подходы, нежели, чем на заре своего создания. В нашей новой главе кино-энциклопедии мы изучим лучшие фильмы в жанре саспенс за всю историю кино и проследим на их примере, как менялись принципы построения интриги на экране.
1. М убийца / M – Eine Stadt sucht einen Mörder (1931)
Фильм «М убийца» (1931) режиссёра Фрица Ланга — это шедевр раннего звукового кинематографа, который до сих пор поражает своей глубиной и мастерством. Сюжет разворачивается в Берлине, где серийный убийца терроризирует город, убивая маленьких девочек. Полиция бессильна, а общество охвачено паникой и паранойей. В поисках преступника участвуют не только стражи порядка, но и преступный мир, который решает взять дело в свои руки.
Ланг создал напряжённую атмосферу, используя новаторские для своего времени звуковые эффекты. Например, насвистываемая убийцей мелодия из сюиты Эдварда Грига «В пещере горного короля» становится символом его присутствия. Этот приём до сих пор используется в фильмах о маньяках.
Особое внимание заслуживает актёрская игра Петера Лорре, сыгравшего убийцу. Его персонаж вызывает одновременно отвращение и сочувствие, что подчёркивает сложность человеческой природы. Лорре удалось передать внутренний конфликт героя, который осознаёт свою болезнь, но не может с ней справиться.
Фильм также поднимает важные социальные вопросы. Ланг показывает, как общество, охваченное страхом, готово обвинить любого, кто вызывает подозрение. Это предупреждение о том, к чему может привести нетерпимость и желание найти козла отпущения.
«М убийца» — это не просто триллер, а глубокое размышление о природе зла, ответственности общества и роли закона. Фильм остаётся актуальным и сегодня, продолжая вдохновлять кинематографистов по всему миру.
2. Головокружение / Vertigo (1958)
Вероятно, лучшая картина в карьере Альфреда Хичкока – непонятный на момент выхода шедевр, который сегодня вошел во все учебники по кино. Отшлифованная до блеска режиссура, прецизионная конструкция, которая множество раз выбивает почву из-под ног зрителя, сюрреалистичный финал – о, здесь есть на что равняться даже современным творцам.
3. Маньчжурский кандидат / The Manchurian Candidate (1962)
Постепенно канонические походы к триллерам стали уступать новаторским – вот и «Маньчжурский кандидат» Джона Франкенхаймера с Фрэнком Синатрой уже дистанцирован от обычных криминальных разборок. Параноидальная атмосфера доведена до Абсолюта, на кону стоят уже судьбы стран, агенты мерещатся повсюду – этот рассказ о восстановлении памяти у вернувшегося с войны в Южной Корее героя может завести вас в самые глубины подсознания.
4. Фотоувеличение / Blowup (1966)
Лихие, ревущие шестидесятые, слом запретов, ощущение ускользающей свободы, переплетения снов и яви. Именно это ощущение синтезировано в «Фотоувеличении» Микеланджело Антониони – наиболее важном фильме европейской «новой волны». Фотограф обнаруживает на заднем плане своей работы момент (вроде бы?) преступления, а попытка разобраться в происходящем затягивает героя в липкий кисель, из которого нет выхода. Особая похвала – операторской работе Карло Ди Пальмо.
5. Китайский квартал / Chinatown (1974)
«Китайский квартал» — это такой фильм, который сразу цепляет. Ну, во-первых, там Джек Николсон в роли детектива Джейка Гиттеса, который не просто сыщик, а такой, знаете, с изюминкой. Он циничный, но не бездушный, и его фирменная улыбка — это что-то с чем-то. А ещё там Фэй Данауэй, которая играет роковую красотку Эвелин Малрэй. Она такая, что сразу понимаешь: с ней лучше не шутить.
Сюжет закручен так, что голова идёт кругом. Всё начинается с того, что Эвелин нанимает Джейка, чтобы он проследил за её мужем. Но потом выясняется, что всё куда сложнее: тут и коррупция, и семейные тайны, и даже инцест. Да, вы не ослышались, это нуар, детка!
Роман Полански, режиссёр, сделал из этого фильма настоящий шедевр. Он взял классический нуар и добавил туда свою фирменную мрачность. Лос-Анджелес 30-х годов выглядит как из другого мира: солнечные рощи, богатые особняки, но за всем этим скрывается тьма. А диалоги! Они такие, что хочется пересматривать снова и снова. Там и юмор, и философия, и всё это в одной чашке.
Но самое крутое — это финал. Он такой неожиданный, что ты сидишь и думаешь: «Ну, блин, как я это пропустил?» И ещё этот «Китайский квартал» — он как метафора. Это место, куда никто не хочет попасть, но почти каждый там оказывается.
Короче, если вы любите фильмы, которые заставляют думать и чувствовать, «Китайский квартал» — ваш выбор. Это не просто детектив, это история о людях, о власти и о том, как далеко можно зайти ради своих целей.
6. Сияние / The Shining (1980)
Никто не ждал, что великий Стэнли Кубрик возьмется за подобный жанр – но в итоге именно он сотворил один из наиболее страшных триллеров во всей истории кино (конечно же, не без помощи Джека Николсона и Шелли Дювалл). Роман о писателе, Джеке Торренсе, который медленно сходит с ума, решившись стать смотрителем отеля в мёртвый сезон, распадается на миллион осколков – и всё для того, чтобы собраться в потрясающе мощном финале. Обилие «пасхалок», поистине жуткая атмосфера, идеальная работа с камерой – как говорится, такого сейчас уже не делают. Настоящая вершина пирамиды.
7. Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1990)
Казалось бы, что добавить в жанр после «жирной точки» Кубрика? Но Джонатан Демме смог переосмыслить классические подходы к полицейским историям и поискам маньяков, выведя на первый план дуэт Джоди Фостер и Энтони Хопкинса. Последний сформировал на экране один из наиболее ярких психопатических образов и «одной левой» вытянул даже простенький сюжет «Молчания ягнят» на какой-то инопланетный уровень.
8. Основной инстинкт / Basic Instinct (1992)
К концу ХХ века кризис идей в кино начал ощущаться всё сильнее – так что, эстетское насилие Поля Верховена, помноженное на «роковую женщину» в исполнении Шерон Стоун, оказалось попаданием в десятку. Не предлагая ничего кардинального нового, «Основной инстинкт» просто залакировал базовые принципы жанра – что обернулось культовым статусом.
9. Семь / Se7en (1995)
Мрачный триллер Дэвида Финчера – в ходу теперь клиповый монтаж и агрессивная подача, маскирующие прямой, как рельса сценарий. Да, с точки зрения «эффекта замирания в груди» произведению особо нечего предложить – но его вытянул актерский ансамбль (задействованы Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу и Кевин Спейси). И именно «Семь» стал Рубиконом в переходе от театрального стиля постановки к современной динамике.
10. Престиж / The Prestige (2006)
ХХI век оказался бенефисом Кристофера Нолана – почти каждая его картина встречалась долгими и продолжительными аплодисментами, показывала новый эталон общения с принципами и подходами к съемкам. «Престиж» не только продемонстрировал нам зубодробильный сюжет о соперничестве двух иллюзионистов, но и раскрасил всё это образами героев Хью Джекмана, Кристиана Бэйла и Майкла Кейна – да оттенил традиционной игрой Нолана со временем и пространством. Такого мы ещё не видели.
11. Старикам тут не место / No Country for Old Men (2007)
Еще одна вершина – теперь в оформлении собственного стиля Итана и Джоэля Коэнов. Братья совершили невозможное – экранизировали «неэкранизируемое» литературное произведение Кормака МакКарти. Звездный ансамбль (Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд и Вуди Харрельсон), образцовая режиссура – анализ природы насилия, затеянный авторами, остается в сердцах надолго.
12. Поездка / I onde dager (2021)
Чем можно удивить искушенного зрителя в 2021 году? Только «новым тарантиновским подходом» от Томми Вирколы! Абсолютно безбашенное полотно блистает не только шикарными ролями Нуми Рапас и Акселя Хенни, но и ломает привычные конструкции (что триллеров, что боевиков), предлагая действие для настоящих кино-гурманов. Да-да, кино в стиле «обычные люди противостоят бандитам» теперь выглядит так.
С пятьюдесятью лучшими по мнению редакции Hi-Fi.ru триллерами можно познакомиться здесь.
[ОБНОВЛЕНО: ОКТЯБРЬ 2025 ГОДА]