Какой фильм ужасов про зомби стоит посмотреть?

50 лучших ужастиков на тему ходячих мертвецов, которые пробирают до печёнок

Говорим «фильм ужасов» – подразумеваем историю про зомби. Да, ожившие мертвецы являются одной из главных причин апокалипсиса в кино, излюбленной тематикой творцов в жанре нагнетания страха. В нашем новейшем рейтинге представлены пятьдесят самых ярких и эффектных фильмов-ужасов о сражениях с зомби и ходячими мертвецами – если хотите отследить весь путь мирового кинематографа в этой области, добро пожаловать. Материал и фото строго от 18+ (зомби, оказывается, бывают не только плотоядные, но и озабоченные – обратите внимание на номер двадцать шесть в списке)!

Image

50. Телемертвецы / The Video Dead (1987)

Ужас из эпохи видеосалонов и кассет, передаваемых из рук в руки. Лента Роберта Скотта с Майклом Ст. Майклсом в главной роли сегодня выглядит местами наивно (заколдованный телевизор, по которому всегда идут «Кровавые кошмары зомби», из-за путаницы не попадает в научный институт – в итоге, монстры выбираются на свободу и начинают чинить безобразия в округе), да и спецэффекты тут «бюджетные», но выбор локаций, музыка и отлично расставленные акценты делают из ленты весьма заметный кирпичик в фундаменте жанра.

Image

49. Восстание зловещих мертвецов / Evil Dead Rise (2023)

Современное прочтение саги Evil Dead уже заслужило похвалу от профильной критики и зрителей – мы тоже не останемся в стороне. Произведение Ли Кронина с Мирабай Пизи и Анной-Мари Томас отлично строит атмосферу и предлагает ряд действительно пугающих сцен – густое попурри из сцен классических ужастиков и умело обыгранные реверансы в сторону первых частей заставляют как следует понервничать. Итак, сестры сталкиваются с силам зла – одна из них становится исчадьем, другая же делает все, чтобы победить. Фонтаны крови прилагаются…

Image

48. Живая мертвечина / Braindead (1992)

Раннее творчество Питера Джексона – невиданный натурализм и полная безбашенность (даже странно, что режиссер позже стал снимать относительно гуманные фэнтези). Новозеландская картина с Тимоти Бальмом и Дианой Пеньяльвер на первом плане расскажет к чему привел в 1957 году побег жуткой обезьяны, вывезенной с острова Суматра (где аборигены немедленно расчленяли укушенных приматом). Градус ненормальности нарастает с каждым кадром – пристегните ремни.

Image

47. Безумцы / The Crazies (1973)

Щедрый микс из фантастики и ужастика – «Безумцы» Джорджа А. Ромеро сразу берут с места в карьер. Город Эванс после падения военного самолета оказывается зараженным зомби-вирусом, вводится карантин, и жители оказываются между двух огней. Лэйн Кэрролл и Уилл МакМиллан точно на своих местах, постоянная барабанная дробь вместо музыки пробирает до мозга костей – увы и ах, но одноименный ремейк 2010 года с Тимоти Олифантом и Радой Митчелл и близко не подобрался к силе оригинала.

Image

46. Гордость и предубеждение и зомби / Pride and Prejudice and Zombies (2016)

Весьма оригинальный взгляд на рассказы о живых мертвецах предложил Бёрр Стирс – его лента сочетает в себе и костюмированную мелодраму, и ужастик, и боевик. Лили Джеймс и Сэм Райли разыгрывают странный роман между дворянином и благородной дамой… на фоне зомби-апокалипсиса, охватившего Англию образца начала XIX века. Как тебе такое, Илон Маск?

Image

45. Зомбилэнд: Контрольный выстрел / Zombieland: Double Tap (2019)

Вторая серия знаменитого «Зомбилэнда», возможно, и не дотянула по накалу страстей и юмора до прародителя, но тандем Джесси Айзенберга и Вуди Харрельсона всё ещё жжёт, как дуговая сварка! К режиссуре Рубена Фляйшера, опять же, сложно высказать много претензий – в итоге, приключения отважных борцов с зомби продолжаются и приносят сущее удовольствие от просмотра.

Image

44. Одарённая / The Girl with All the Gifts (2016)

Медленное повествование картины поначалу выбивается из привычных жанру канонов – что ж, Колм МакКарти в этой экранизации романа Майка Кэри «Дары Пандоры» явно сделал уклон в драму. Джемма Артертон и Гленн Клоуз описывают эксперименты по созданию вакцины против зомби-вируса, помочь в этом должно второе поколение заражённых, получившее высокий интеллект, но оставшееся весьма опасным. Традиционная «бункерная» история к финалу как следует дергает за ниточки – проходить мимо картины точно не стоит.

Image

43. Париж: Город зомби / La nuit a dévoré le monde (2018)

Французский ужастик Доминика Роше с Андерсом Даниелсеном Лье в главной роли – пример грамотного синтеза подходов известных творцов ХХ века с современными взглядами на фильмы о зомби-апокалипсисе. Итак, после вечеринки Сэм оказывается посреди столицы Франции теперь населённой мертвецами – злоключения главного героя трансформируют и его самого; этим самым лента выгодно отличается от клишированных поделок на тему. Да и колорит не подкачал.

Image

42. Невеста реаниматора / Bride of Re-Animator (1989)

Вторая часть истории, произошедшей в больнице Мискантоник. Спустя восемь месяцев после произошедшего кошмара, доктора Герберт Уэст и Дэн Кейн (Джеффри Комбс, Брюс Эбботт) пытаются оживить Мэган Халси, а параллельно лейтенант Лесли Чапмен собирает все догадки расследования воедино. Брайан Юзна хоть и не дотягивает по уровню до режиссуры Стюарта Гордона, но плещет кровью изрядно, да и фантазии творцу не занимать.

Image

41. 28 недель спустя / 28 Weeks Later (2007)

Дэнни Бойла на боевом посту в сиквеле (действие происходит спустя шесть месяцев после событий первой части) сменил Хуан Карлос Фреснадильо – теперь картины пришедшего в упадок после нашествия мертвецов Лондона рисует этот режиссер. Градус безумия подупал, да и роли Роберта Карлайла и Роуз Бирн не выглядят столь хлёстко, но в арсенале ленты ещё много козырей. Бешеный экшн, толпы зомби, постоянное перемещение камеры – по части эффектности ленте «28 недель спустя» мало равных.

Image

40. Армия мертвецов / Army of the Dead (2021)

Зак Снайдер в режиссёрском кресле, Дэйв Батиста и Элла Пёрнелл – в главных ролях. Традиционная авторская вылизанная картинка, изобилие рапидов, пушки, много пушек, ещё больше крови – несостоятельность героев и сюжета уходит на задний план и тонет в общем драйве. Классикой история о том, как наёмники отправились в проклятый Лас-Вегас, точно не станет, но в качестве развлечения сложно предложить что-то более изощрённое.

Image

39. Оверлорд / Overlord (2018)

$38 млн. бюджета позволили Джулиусу Эйвери весьма неплохо развернуться – вариация на тему «американские десантники во время второй мировой сталкиваются с зомби» вышла смачной, мясной и суровой. Образы таких актеров, как Джован Адепо и Уайатт Расселл не хватают звезд с неба, но, при этом, «рубленые» вояки врезаются в память, а пружина действия не даёт скучать до финальных титров.

Image

38. Земля мёртвых / Land of the Dead (2005)

Джордж А. Ромеро уже «не тот»? Может к началу XXI маэстро страха и растерял часть былого задора, но густую атмосферу он строить умеет так, что по этому критерию даст сто очков вперёд молодым авторам. В арсенале ленты ещё и заковыристый сценарий (к нему тоже приложил руку Ромеро), соединяющий политическую сатиру с зомби-фильмом (действие происходит в огороженном городе), и яркие образы героев Саймона Бэйкера и Джона Легуизамо.

Image

37. О смерти, о любви / Dellamorte Dellamore (1993)

Итальянская чёрная комедия с элементами ужаса от Микеле Соави стоит особняком в череде бесконечных аттракционов о ходячих мертвецах. Тут и набор актеров шикарен (Руперт Эверетт, Франсуа Хаджи-Лазаро, Анна Фальчи), и сама story увлекательна (смотритель кладбища маленького городка уже привык к тому, что ему приходится отправлять «подопечных» обратно в могилы, но тут появляется существо, в которое ему уже не хочется стрелять), и бесконечное чувство грусти так и струится с экрана, несмотря на весь абсурд происходящего.

Image

36. Я – герой / Aiamuahiro (2015)

Японец Синсукэ Сато снял разухабистый хоррор-боевик с Масами Нагасавой и Михо Судзуки на первом плане. Речь пойдет о художнике-неудачнике Хидэо Судзуки, который, после очередного скандала со своей девушкой, оказался на улице аккурат во время зомби-апокалипсиса. «Я – герой» построен строго по канонам жанра – что к актерам, что к развитию событий, что к финальной бойне сложно выдвинуть какие-либо претензии. Право слово, если бы картину сняли за огромные деньги в Голливуде, и то, стоило бы снять шляпу и раскланяться, а заслугам Сато (потратившем в разы меньше) хочется долго аплодировать.

Image

35. Мёртвые не умирают / The Dead Don't Die (2019)

Гипнотический стиль Джима Джармуша в фильме «Мёртвые не умирают» заметен с первых кадров, однако, картину стоит посмотреть даже если вы не в восторге от творчества культового режиссера. Хотя бы из-за восхитительного актёрского ансамбля (Адам Драйвер, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Стив Бушеми) или из-за смачного чёрного юмора. Да-да, борьба жителей маленького американского городка с нашествием «живой мертвечинки» ещё никогда не была столь гротескной!

Image

34. Маленькие чудовища / Little Monsters (2019)

Австралийская лента Абе Форсайт с Лупитой Нионго и Джошем Гэдом в главных ролях – ещё один пример «иного» взгляда на истории про зомби. Теперь уже в переплет попадает учительница младшей школы и её подопечные – в попытках избежать паники главная героиня убеждает детей в том, что происходящее является лишь игрой на экскурсии. В итоге, на дешевых спецэффектах было построено уморительно смешное и задорное действо, которое не скупится и на кровь, и на едкую сатиру над жанровыми клише.

Image

33. #живой / #saraitda (2020)

Корейский режиссер Чо Иль-хён явно не заморачивался развитием довольно примитивного сценария (планы игромана О Джона-у рушатся из-за скоротечной эпидемии зомби в Сеуле), однако, картина оказывается неожиданно сильной как с точки зрения проработки самых мертвецов, так и постановки боевых сцен. Образы актеров (Ю А-ин, Пак Щин-хе), опять же, на высоте – так что, если требуется насыщенная кровавая баня, дающая накачку адреналина, самое время приобщиться к «#живому».

Image

32. Репортаж / [Rec] (2007)

Знаковый испанский хоррор – Мануэла Веласко и Ферран Терраса на первом плане, режиссируют Хаум Балагуэро и Пако Плаза. Телерепортер Анжела Видал отправляется на «живой» репортаж с командой спасателей и только внутри здания понимает, что из этой чертовщины не так просто будет выбраться. Дом вскоре оказывается заблокированным военными, так что, в борьбе против зомби каждый будет сам по себе… «Репортаж» является образцовым ужастиком – постоянно увеличивающим ритм, без остановки нагнетающим саспенс и погружающим зрителя в самое сердце событий.

Image

31. Зомби по имени Фидо / Fido (2006)

Культовая канадская чёрная комедия и ужас от Эндрю Карри с Кэрри-Энн Мосс и Билли Коннолли в главных ролях. Перед нами новая Земля, пережившая нашествие зомби и нашедшая средство управления новыми существами. Всё дело (нет, не в волшебных пузырьках) в изобретённом ошейнике – теперь зомбаками можно управлять и даже использовать их в хозяйстве! Далее последует безбашенная история дружбы мальчугана Тимми и его нового «знакомого» Фидо – на фоне идиллии глубинки и беззубого юмора.

Image

30. Операция «Мёртвый снег» / Død snø (2009)

Изумительная чёрная комедия с элементами хоррора – норвежский взгляд на то, как должно выглядеть пришествие ходячих мертвецов. Томми Виркола не знает никаких границ – студенты-медики во время отдыха в горах сталкиваются с ожившим отрядом немецких солдат! Герои Вегара Хоела и Стига Фроде Хенриксена выглядят на экране абсолютно достоверно, а задору картины позавидуют многие конкуренты.

Image

29. Чума Зомби / The Plague of the Zombies (1966)

Старенький британский хоррор Джона Джиллинга с Андре Мореллом и Дайан Клер в главных ролях – история о двух врачах, которые пытаются понять, что за болезнь возникла в небольшой деревеньке. Скромные по нынешним меркам визуальные эффекты нисколько не портят «Чуму Зомби» – комбинация великолепной музыки, талантливой актерской игры и идеальное построение готической атмосферы врезается в память.

Image

28. 28 дней спустя / 28 Days Later… (2002)

Оригинальное видение зомби-апокалипсиса от Дэнни Бойла с Алексом Палмером в главной роли стало одной из самых известных вариаций на тему в начале XXI века. Картина и вправду чудо как хороша – пружина раскручивается, словно по нотам, герои, как живые, зомби вызывают настоящие мурашки по коже. Так что, наблюдать за тем, как вся Англия погрязла в пучине зомби-эпидемии (это стало результатом работы экоактивистов, выпустивших заражённых обезьян из лаборатории), невероятно интересно даже спустя двадцать один год.

Image

27. Поезд в Пусан / Busanhaeng (2016)

Шикарный корейский «Поезд в Пусан» не так давно гремел по всему миру – и совершенно оправданно. Из понятных, в общем-то, ингредиентов (на фоне эпидемии зомби люди пытаются добраться до отдаленного города на скоростном поезде, но в замкнутом пространстве тоже оказывается заражённый) Сан Хо Ён собрал просто образцовое действо. Сверхдинамичное, размашистое, изобилующее твистами и авторскими находками – пристегните ремни, как говорится.

Image

26.  Грусть / Ku bei (2021)

Тайваньский фильм ужасов «Грусть» от Роба Джаббаза (в картине снялся Берант Чжу) явно выбьет почву из-под ваших ног. Зубодробительно кровавое полотно расскажет о том, как спустя год после начала вспышки, Земля оказывается полностью охваченной эпидемией – на этом фоне развернется сага о парочке, которые пытаются выжить в аду. Ад, надо сказать, получился исключительно смачным – зомби тут не только едят людей, но и осуществляют над ними сексуализированное насилие. Вот уж точно – новое слово в жанре…

Image

25. Добро пожаловать в Зомбилэнд / Zombieland (2009)

Комедийный ужастик Рубена Фляйшера целиком и полностью базируется на харизме актеров, исполнивших главные роли. Образ Вуди Харрельсона стал уже каноническим, однако, от него не отстали и Джесси Айзенберг с Эммой Стоун (и, конечно же, Билл Мюррей) – в итоге, из простенького современного «вестерна» о живых трупах, получилось уморительно смешное и исключительно ладно скроенное действо.

Image

24. Человек, которого не смогли повесить / The Man They Could Not Hang (1939)

Классика хоррора – режиссирует Ник Гринде, на первом плане сам Борис Карлофф и Лорна Грэй! Доктор Саваард пытался найти способ оживлять мертвецов, был пойман, приговорен и повешен – клятвенно пообещав, что вскоре вернётся и расквитается с обидчиками… Полноценный минималистичный шедевр, в котором нет ни грамма фальши и ни единой ненужной детали, только рубленые образы, плюс мистический ужас.

Image

23. Зомби по имени Шон / Shaun of the Dead (2004)

«Зомби по имени Шон» моментально получил культовый статус – секрет фильма Эдгара Райта с Саймоном Пеггом и Кейт Эшфилд прост. Это снятое истинными фанатами историй о зомби зрелище ориентировано на таких же гиков зомби-историй, густо замешано на английском юморе и приправлено реверансами к почти всей известной классике ужаса. Получилось идеальное попурри – саги о простых парных из супермаркета, которые сражаются с зомбаками, ещё никогда не были столь хлёсткими.

Image

22. Зомби одним планом! / Kamera o tomeru na! (2017)

Синефильское полотно Синъитиро Уэды (на первом плане – Такаюки Хамацу и Юдзуки Акияма) – ещё один пример, как мозаика из прошлого может стать прорывом для настоящего. Зомби тут, конечно, есть, их много – ведь речь пойдет о съёмочной группе, которая в очередной мрачной локации натолкнулась на ходячих мертвецов (они стали результатом экспериментов над людьми в сороковые годы ХХ века). Но фокус картины совершенно на другом – не даром она разбита, по сути, на три части. Спойлеры испортят всё впечатление – так что, попробуйте продраться через странноватое начало фильма, далее он подарит вам такие реверансы, какими могут похвастаться лишь единицы из современных художественных произведений.

Image

21. Обитель зла / Resident Evil (2002)

Быть может, это и не самая лучшая экранизация компьютерной игры, но, безусловно, удачное и яркое полотно на тему зомби. Полу У.С. Андерсону удалось ухватить «тот самый» дух оригинала, а образы Миллы Йовович и Мишель Родригес разошлись на цитаты. Да-да, перед нами «всего лишь» рассказ о прорыве вируса из подземной лаборатории – простой, словно рельса. Но местами столь «вкусный», что пересматривать хочется раз в несколько лет.

Image

20. Я гуляла с зомби / I Walked with a Zombie (1943)

Хоррор вперемешку с мелодрамой – Жак Турнёр строит мистическую и нуарную атмосферу, а Джеймс Эллисон и Фрэнсис Ди рисуют абсолютно «выпуклые» образы героев. В сороковые годы ХХ века истории про зомби часто пересекались с рассказами о культе вуду – эта картина как раз из такого числа. Итак, медсестра Бетси Коннел, приехав на остров в Вест-Индии, обнаруживает, что местные жители тут промышляют вуду-экспериментами – как ни странно, но даже спустя семьдесят лет после выхода «Я гуляла с зомби» выглядит пугающе. Образность фильма, вычурные диалоги намеренно подчеркивают весь ужас происходящего – так что, даже отсутствие ярких спецэффектов идёт на пользу. А финал и вовсе окажется непредсказуемым. Бриллиант для любителей жанра.

Image

19. Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead (2004)

Ранняя картина от Зака Снайдера с Сарой Полли и Вингом Рэймсом дала «зелёный свет» режиссёру на куда более крутые проекты – и совершенно заслуженно. Ремейк классики воссоздан бережно – и, при этом, дополнен новомодными приемами съёмки. Шикарная динамика, отличный грим, развитие, словно по нотам – о чём ещё и мечтать?

Image

18. Я — легенда / I Am Legend (2007)

$150 млн. бюджета и почти $600 млн. кассы – Фрэнсис Лоуренс взялся за экранизацию весьма сложного романа, мало кто верил в успех, но всё удалось. Заслуга, конечно же, лежит и на исполнителе главной роли, Уилле Смите – по сути, перед нами бенефис актера, удивительно точно сформировавшего на экране образ героя-одиночки на фоне разрушенной цивилизации. Образчик подлинного мастерства.

Image

17. Планета страха / Planet Terror (2007)

2007 год – ещё то золотое время, когда имя Роберта Родригеса ассоциировалось с отвязным весельем на экране. Что ж, героиня Роуз МакГоун попадет из огня да в полымя – после взрыва на военной базе всё население городка превратилось в зомби, теперь чудом уцелевшей стриптизерше Вишенке придётся проявить чудеса изобретательности ради того, чтобы выжить. Изысканная синефелия, приправленная абсолютно чёрным юмором – треш, которые стоит посмотреть, смакуя каждый кадр.

Image

16. Музей восковых фигур / Waxwork (1988)

Ужастик пополам с комедией – эпоха восьмидесятых годов ХХ века, время, когда трава была зеленее, а солнце светило ярче. Картина с успехом шла в советских видеосалонах, сегодня же она уже включена в пантеон наиболее известных хорроров на тему зомби и оживших мумий – Энтони Хикокс постарался на славу. Итак, в городе непонятно откуда возникает музей восковых фигур со скульптурами страшных монстров. На торжественное открытие приглашают группу школьников, а дальше выясняется, что в экспозиции не хватит жертв для злодеев…

Image

15. Возвращение живых мертвецов / The Return of the Living Dead (1984)

Строгая режиссура Дэна О’Бэннона, прекрасные роли Клу Гулагера и Джеймса Карена – «Возвращение живых мертвецов» весьма необычный для восьмидесятых годов проект.  Сегодня уже не охватывает пронизывающий ужас на сцене с контейнерами на медицинском складе, но авторское видение апокалипсиса, невероятные американские горки напряжения сильны, как никогда. Хит видеосалонов всё так же жив.

Image

14. Демоны 2 / Dèmoni 2... l'incubo ritorna (1986)

Ламберто Бава продолжает историю демонов – теперь с Дэвидом Эдвином Найтом и Нэнси Брилли в главных ролях. Салли проводит шумную вечеринку, кто-то включает телевизор, по которому идет ужастик, и вот уже в дом проник живой труп – далее всё понеслось по наклонной. Изобретательность, стиль и драйв прилагаются.

Image

13. Седьмые врата ада / ...E tu vivrai nel terrore! L'aldilà (1981)

Глава «трилогии смерти» Лучио Фульчи – «Седьмые врата ада» (с Катрионой МакКолл и Дэвидом Уорбеком на первом плане) долго запрягают. История казнённого толпой в 1927 году художника Швейка продолжается спустя большой промежуток времени, поступательно захватывая зрителя и медленно, но верно, выбивая почву из-под ног. Финальная же атака зомби, равно, как и развязка, окажутся просто невероятными.

Image

12. Зловещие мертвецы 2 / Evil Dead II (1987)

Реинкарнация приключений Эша (Брюс Кэмпбелл) – Сэм Рэйми в отличной форме, мертвецы – огонь, градус безумия – до небес. Что ж, парень с девушкой очень «романтично» провели время в домике на отшибе: включили найденную магнитофонную запись с заклинаниями и вернули в мир силы зла!

Image

11. Рассвет мертвецов / Dawn Of The Dead (1978)

Классика Джорджа А. Ромеро – образец и канон того, как следует конструировать фильмы про зомби-апокалипсис. Дэвид Эмджи и Кен Фори продолжают выживать в кошмаре, начавшимся в фильме «Ночь живых мертвецов» – беглецы использовали вертолет, но высадиться удалось только на крыше супермаркета, до верха набитого «мертвечинкой». Ситуация вскоре осложнится нагрянувшими бандитами – и ещё большой вопрос, кто окажется более опасными существами, отморозки или зомби.

Image

10.  Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы / Army of Darkness (1992)

Одна из важнейших работ Сэма Рэйми – и лучшая роль Брюса Кэмпбелла. Заматеревший Эш теперь сражается с ходячими мертвецами в тринадцатом веке! Хорошо, хоть двухстволку удалось прихватить; а так как зомби в Средние века тоже есть, наш герой решает помочь гражданам… вот только одна незадача – в процессе он выпустит на волю целую армию «мертвечинки». Уморительно смешное, масштабное и невероятно увлекательное полотно.

Image

9. Змей и радуга / The Serpent and the Rainbow (1987)

Многие считают картину «Змей и радуга» лучшей в карьере Уэса Крэйвена – мы присоединимся к таким оценкам. Да и Билл Пуллман в картине явно хватает звезды с неба – в итоге стилизованный рассказ об антропологе из Гарварда Деннисе Алане, который путешествует на Гаити в поисках некоего Кристофа, которого видели ожившим после смерти, буквально пронизывает неземным холодом и вызывает «вот-такие» мурашки по коже. Любопытная деталь – компакт-диск с саундтреком к ленте сейчас стоит баснословных денег, всего напечатали лишь десять экземпляров CD.

Image

8. Дом на краю кладбища / Quella villa accanto al cimitero (1981)

Финал «трилогии смерти» Лучио Фульчи – притча с Катрионой МакКолл и Паоло Малко. Проклятый дом, в котором произошла расправа над влюблённой парочкой, вновь заселён – и теперь семья историка Нормана Бойла на себе испытает все ужасы от нежити, обитающей на кладбище неподалеку. Каждый кадр ленты просится в рамочку, да на стену, подобной ему энциклопедии хорроров ещё искать и искать. Бессмысленно искать в «Доме на краю кладбища» глубину или многоплановость – картина скорее похожа на оживший сон, и этот кошмар надолго врезается в память.

Image

7. Зловещие мертвецы / The Evil Dead (1981)

Первые «Мертвецы» от Сэма Рэйми и первое погружение Брюса Кэмпбелла в роль, ставшего уже нарицательным героя по имени Эш. Синтез всех страхов – тут и загородный дом на отшибе, и странный подвал, и мистические артефакты, и непроглядная тьма, которая накрывает лес. Просто удивительно, что все ингредиенты сложились столь гармонично, став вехой для жанра.

Image

6. Демоны / Demoni (1985)

Итальянец Ламберто Бава снял зубодробительный шедевр, посвященный событиям на премьере фильма ужасов о демонах, предсказанного Нострадамусом. Топ-1 в видеосалонах восьмидесятых, пронизывающий насквозь и абсолютно жутко выглядящий даже в 2023 году фильм с Урбано Барберини и Наташей Хови – подлинный символ эпохи. И памятник легендарным ужастикам ХХ века.

Image

5. Город живых мертвецов / Paura nella città dei morti viventi (1980)

 Лучио Фульчи и его «трилогия смерти» – Кристофер Джордж и Катриона МакКолл играют журналиста и медиума, которые должны в течение двух суток (до начала Дня Всех Святых) успеть закрыть портал в ад. Вне всяческих сомнений, перед нами лучшая по стилистике и атмосфере экранизация Говарда Филлипса Лавкрафта, изобилующая «переключением» стилей, миксующая жанры и нагнетающая дикий саспенс. Кстати, в видеосалонах лента шла под названием «Зомби, повешенный на верёвке колокола».

Image

4. Реаниматор / Re-Animator (1985)

Изобретательность Стюарта Гордона не знает границ – да и, будем откровенны, в эпоху тотальной политкорректности «реаниматор» в его оригинальном виде явно не пробил бы себе дорогу на экраны. А в золотые годы ужаса можно было почти всё - так и появился этот рассказ с Джеффри Комбсом и Брюсом Эбботтом, повествующей о найденной студентом Гербертом Вестом сыворотке, которая оживляет мертвецов. Далее безумие на экране окажется столь суровым, что оторопь возьмет.

Image

3. День мертвецов / Day of the Dead (1985)

Джордж А. Ромеро в «Дне мертвецов» достиг потолка мастерства – горстка людей противостоит живым трупам, маньяк-учёный пытается сделать из мертвецов управляемых солдат, кровь льётся рекой, а экран, кажется, открывает портал в иной мир. Право слово, по атмосфере жути ленте вообще нет равных – если нервы крепкие, а с зомби-фильмами вы сильно не знакомы, стоит начать именно с этой картины. Нельзя не отметить и роли Лори Кэрдэйл и Терри Александра.

Image

2. Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968)

Бессмертная классика Джорджа Ромеро с Дуэйном Джонсом и Джудит О`Ди – снятый за копейки ужастик, по сути, сформировал новое направление и разошелся на миллионы цитат. Сегодня редко какой учебник по кино обойдётся без описания произведения, а жанровые клише «Ночи» заметны почти в любой картине «на тему». Что ж, наблюдаем чёрно-белое действо, посвящённое Барбаре – вместе с братом она приехала на могилу матери и стала свидетельницей того, как мертвецы начали вставать из могил. Всего $114 тыс. бюджета позволили создать один из наиболее важных ужастиков в истории кино – сегодня лента принадлежит Нью-Йоркскому музею современного искусства.

Image

1. Пожиратели плоти (Зомби-2) / Zombie: Flesh Eaters (Zombi 2) (1979)

Неопрятный шедевр Лучио Фульчи – как Серджио Леоне перезапустил жанр вестерна, так и истории о ходячих мертвецах получили абсолютно новое дыхание со взглядом итальянского режиссера. Тиса Фэрроу и Йен Маккаллок разыгрывают историю поисков отца главной героини, пропавшего на Антильских островах, где одновременно начинается эпидемия странного вируса. Конечно же, ко «второй серии» картина не имеет никакого отношения – приставку «два» в прокате она получила только на родине, где перед выходом ленты в прокат в формат «Зомби» зачем-то переименовали описанную выше ленту Джорджа Ромеро «Рассвет Мертвецов» 1978 года. После успеха ленты Фульчи создал знаменитую «трилогию смерти», но так и не смог превзойти «Пожирателей плоти» по атмосфере и силе. Гипнотическая музыка и великолепный сеттинг буквально прибивают зрителей к экрану и заставляют кожей чувствовать всё безумие происходящего. Браво.

50 лучших по мнению пользователей IMDB фильмов представлены в этой подборке.

Борис Миленский

15 мая 2023 года

Рейтинг:

4.50