Приходилось неоднократно объяснять и показывать на примерах что есть ламповое, а что есть транзисторное звучание. Теперь придётся написать.
Начнём с того, что когда специфическое звучание есть - это уже плохо. Т.е. т.н. "ламовое" и т.н. "транзисторное" звучание - это специфическая окраска вносимая схемами усилителей в звуковой тракт.
С лампами всё довольно просто, потому начну с оных.
Источником искажений там являются:
1. Сами лампы.
2. Выходные трансформаторы.
3. Если, не дай бог оно там есть - проходные и входные трансформаторы.
4. Ламповые схемы (особенно однотактные) весьма чувствительны к качеству блока питания.
Итак: бас у ламповых усилителей грубый, раздутый и размазанный из-за низкого коэффициента демпфирования, больших искажений (которые на басу меняют "тональный баланс"), насыщения сердечника выходного трансформатора и его гистерезиса; середина окрашена, с некоторым эффектом эксайтера, тем не менее именно середина - лучшая сторона классического лампового усилителя; высоких в классическом ламповом усилителе мало - их съел плохо намотанный выходной трансформатор, а несогласованные по токам и емкостным нагрузкам предварительные каскады исказили свыше всякой нормы (вплоть до "транзисторных" высоких частот, но об этом дальше).
Теперь коснусь немного практически идеального лампового усилителя.
Таковым будет однотактный или двухтакный усилитель с коэффициентом демпфирования от 10, КНИ на максимальной мощности < 1 % и полосой воспроизводимых частот полной мощности от 20 Гц до 60 кГц с резонансным провалом транса выше 90 кГц.
Что это будет?
Это будет почти правильный бас, очень хорошая легко окрашенная середина и практически идеальные высокие.
Теперь к транзисторным схемам. Здесь выходного транса нет, зато есть много транзисторов. Сам по себе транзистор ни полх ни хорош (впрочем, как и лампа), но будучи включёнными в стандартную схему эти самые тарнзисторы и дадут вам тот самый "транзисторный" звук.
Шо це таке? Прежде всего - это "жестяные" ВЧ.
Получается это следующим образом - неоптимальные режимы, коррекция в области 1..100 Гц. Возрастающий от НЧ к ВЧ уровень гармоник и растущий их шлейф порождает в области ВЧ неимоверный уровень интермодуляций (собственно нелинейные искажения мы не слышим, зато их продукт - интермодуляции, слышим прекрасно), которые и порождают эту саму транзисторную жесть. Тот же эффект в меньшей степени проявляется и на СЧ. А с учётом того, что восприятие баса процентов на 50 зависит от тех же СЧ и ВЧ, то и бас будет весьма специфичным. А именно, акцент басовых инструментов переносится на верхний бас или нижнюю середину, маскируя, таким образом, основной тон басового иструмента, что и присутствует на основной массе традиционных транзисторных усилителей.
Тепрь про класс А/АВ. Класс А практически ничего не даёт трнзисторному усилителю (в отличие от лампового, где это один из основных факторов получения высококачественного звука), немного смягчает звучание во всём диапазоне, но это лишь при условии, что это действительно класс а, а не АВ с большим током покоя (это вообще худший вариант для транзисторного усилителя).
А идеальный усилитель, хоть ламповый, хоть транзисторный не будет звучать никак. Не будет там ни "лампового" ни "транзисторного" звука.