Josef Hofmann (20 января 1876, Подгуже близ Кракова — 16 февраля 1957, Лос-Анджелес) — пианист и композитор польского происхождения. Родился в семье музыкантов. В возрасте трёх лет получил от отца первые уроки музыки, и, проявив огромный талант, вскоре уже начал выступать как пианист и композитор. Услышавший исполнение 7-летним мальчиком 20го концерта Моцарта Антон Рубинштейн сказал, что ничего подобного в мире музыки не появлялось. После гастролей по Европе 11-летний Hofmann 29 ноября 1887 дебютировал в США с концертом в театре Метрополитен-опера, где блестяще исполнил Первый концерт Бетховена, а также импровизировал на темы, предлагавшиеся зрителями, вызвав настоящий фурор у публики. Тогда юного вундеркинда записал Эдисон, на сегодня записи считаются утраченными.
Восхищённый искусством юного музыканта, американский магнат Альфред Кларк выделил ему пятьдесят тысяч долларов с условие не выступать на публике до достижения 18-летнего возраста, что позволило семье вернуться в Европу, где Hofmann смог спокойно продолжить обучение. Hofmann стал единственным частным учеником Антона Рубинштейна (жившего в то время в Дрездене), который оказал на его творческие взгляды огромное влияние.
С 1894 года Hofmann вновь начал выступать на публике, уже не как вундеркинд, а как сформировавшийся зрелый артист. После исполнения им в Гамбурге Четвёртого концерта Рубинштейна под управлением автора тот сказал, что его больше нечему учить, и прекратил занятия с ним.
На рубеже веков Hofmann был одним из самых известных и востребованных пианистов в мире: его концерты с огромным успехом проходили в Великобритании, России, США, Южной Америке, везде с аншлагами. На одной из серий концертов в Санкт-Петербурге он поразил публику, сыграв за десять выступлений более двухсот пятидесяти различных пьес.
В 1914 году Hofmann принял гражданство США и продолжил выступления. В 1924 году он принял предложение возглавить только что основанный Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, и руководил им до 1938. За время его руководства институт вышел на мировой уровень, став прекрасной школой для многих известных в будущем музыкантов.
Активные выступления продолжались до начала 1940-х годов, последний его концерт состоялся в Нью-Йорке в 1946.
Всю жизнь Hofmann занимался разработками в области звукозаписи и механики: ему принадлежат несколько десятков патентов на различные усовершенствования в механизме фортепиано.
Но самыми его известными изобретениями стали автомобильные дворники и пневматические рессоры для автомобиля.
Концерт в Метрополитен-опера в 1937 году, посвящённый 50летию его первого выступления в США
"Мориц Розенталь (нем. Moriz Rosenthal; 18 декабря 1862, Львов — 3 сентября 1946, Нью-Йорк) — австрийский пианист польско-еврейского происхождения.
В 1872 г. начал учиться у Карла Микули, бывшего ассистента Фредерика Шопена, перенимая характерное шопеновское изящное легато. В 1875 г. продолжил обучение в Вене у Рафаэля Йошеффи, который устроил 13-летнему музыканту первый венский концерт и аккомпанировал ему на втором фортепиано. В 1876 г. отправился на первые гастроли в Румынию, имел большой успех при княжеском дворе и по желанию княгини Елизаветы был назначен придворным пианистом. Здесь игру Розенталя услышал император Александр II и пригласил выступить в Санкт-Петербурге.
В 1876—1878 гг. Розенталь брал уроки у Ференца Листа в Веймаре и Риме. После этого он на некоторое время оставил исполнительскую карьеру ради учёбы в Венском университете. В 1886 г. Розенталь вернулся к активной концертной деятельности. Продолжая гастролировать по миру вплоть до конца 1930-х гг., Розенталь оставался в блестящей форме. В январе 1937 года журнал «Тайм» отмечал:
"В свои 74 Мориц Розенталь, кругловатый низкий мужчина с большими усами и кожей как у вареного рака, возвратился в США, где им восхищались всю его жизнь. Манхэттен восторженно встретил его в прошлом месяце, а на прошлой неделе в Чикаго он доказал, что по жизненной силе он по-прежнему один из самых молодых пианистов мира, а артистически — один из самых великих. <…> Когда Розенталь закончил сонату Бетховена, все сомнения развеялись — Розенталь почти не потерял в мощи, более чем восполняя утраченное выросшей тонкостью акцентов. <…> Он по-прежнему плавает, занимается джиу-джитсу, играет в шахматы и гордится дружбой с гроссмейстером Капабланкой."
Розенталь не записывался до 65 лет и только с конца 1920х годов сделал ряд записей для нескольких звукозаписывающих компаний, общая продолжительность которых составила всего несколько часов."
У меня с Розенталем сложилось не сразу - дело в том, что в советском музыковедении почему-то было принято считать, что феерически виртуозная игра Розенталя не отличалась особыми художественными достоинствами. Я вычитал эту чушь в детстве и много лет шарахался от его записей. И только во времена интернета один добрый человек сказал - мазурки послушай ! Я послушал, заодно и всё остальное, что нашёл. Такого глубокого, стильного, совершенного толкования миниатюр Шопена ещё поискать надо. Не уверен, что мой давний любимец Юзеф Хофманн в миниатюрах мне нравится больше.
Поэтому советую немедленно, пока жив сайт, скачать полный комплект его записей -
Ту самую феерическую виртуозность можно услышать в его фантазиях на темы Штрауса и 2й рапсодии Листа с каденцией Розенталя.
Как говорил ранее, они тогда записывали часто одно и то-же, видимо, исходя из запросов звукозаписывающих компаний. Поэтому этот комплект даёт интересную возможность сравнить интерпретации одинаковых произведений, сделанных в разное время в различных студиях.
Дополнительную ценность комплекту придают самая ранняя из известных на сегодня (1930 & 1931) полная запись 1го концерта Шопена с BERLIN STATE OPERA ORCHESTRA/FRIEDER WEISSMANN и запись конца 1930х 3й сонаты Шопена.
Вальтер Гизекинг (нем. Walter Gieseking; 5 ноября1895, Лион — 26 октября1956, Лондон) Немецкий пианист, родился и провел юность во Франции, в Лионе. Его родители занимались медициной и биологией, и склонность к науке передалась сыну — до конца дней он был страстным орнитологом, его коллекция хранится в музее Висбадена. Музыкой же он начал заниматься всерьёз сравнительно поздно. Легкость, с которой давалась ему учёба, была поразительной. В 15 лет он обратил на себя внимание не по годам тонкой интерпретацией четырех баллад Шопена, а затем дал подряд шесть концертов, в которых исполнил все 32 сонаты Бетховена. Гизекинг развил в себе поистине уникальную память, позволявшую ему разучивать сложнейшие произведения со сказочной быстротой и накопить огромный репертуар. «Я могу учить наизусть где угодно, даже в трамвае: ноты запечатлеваются в моем сознании, и, когда они туда попадают, их уже ничто не заставит исчезнуть»,— признавался он.
Репертуар пианиста уже в 20-е годы был практически необозрим. Значительное место в нем занимала современная музыка, он играл, в частности, множество сочинений русских авторов — Рахманинова, Скрябина, Прокофьева. Но настоящую славу принесло ему исполнение произведений Равеля, Дебюсси, Моцарта, Бетховена. Гизекинг оставил одно из самых полных звучащих собраний моцартовской музыки. Великолепен его цикл пьес Грига. В 1928 году с большим успехом проходят концерты пианиста в Париже. Но вскоре Гизекингу был закрыт въезд в США в связи с обвинениями в его адрес в сотрудничестве с нацистами. В последующие несколько лет пианист выступал исключительно в Европе, Южной Америке и Японии. Все эти годы он жил в Германии, волею судьбы став главным пианистом 3го рейха.
После окончания войны все обвинения были сняты далеко не разу, и лишь в 1955 году состоялось возвращение Гизекинга в США — в Карнеги-холле он с большим успехом исполнил все фортепианные сочинения Клода Дебюсси. Все поражались, как пианист такого высокого роста и с такими большими руками может извлекать столь «жемчужные» звуки из фортепиано. Проект по записи всех фортепианных сонат Бетховена и Шуберта остался незавершённым из-за внезапной смерти музыканта в Лондоне, как раз во время сессий звукозаписи. Гизекинг оставался верен своим творческим принципам на протяжении всей жизни, но в последнее, послевоенное десятилетие его игра приобрела несколько иной, чем прежде, характер: звук, сохранив свою красоту и прозрачность, стал полнее и глубже, совершенно фантастическим было мастерство педализации и тонкость пианиссимо, когда едва слышный затаенный звук доходил до дальних рядов зала; наконец, высочайшая точность соединялась с подчас неожиданной — и тем более впечатляющей — страстностью. Именно в этот период были записаны, в основном в студии, масштабные собрания Баха, Моцарта, Дебюсси, Равеля, Бетховена, пластинки с концертами романтиков.
Впрочем, его дискография 20х-40х годов тоже весьма обширна, некоторые произведения, циклы и концерты он записывал по нескольку раз. При этом точность и совершенство его игры были таковы, что большая часть пластинок записывалась без подготовки и почти без повторений.
Первые стереофонические записи музыки на шеллаковые диски 78 об/мин были сделаны в США в 1931-1932 г. – фрагменты «Поэмы огня» Скрябина и «Картинок» Мусоргского в концертном исполнении Стоковского (1931 г.) и его же отрывки из «Валькирии», записанные в 1932 г. в Филадельфийской Академии музыки. В 1933 г., в Англии, сэр Томас Бичем записал 41-ю Моцарта («Юпитер») в стерео, и ряд других пьес.
Немцы были первыми, сделавшими в 1943-44 гг. стерео-записи на усовершенствованный Вальтером Вебером в 1941 г. магнитофон, что было качественным скачком в сфере стереофонической звукозаписи.
Из около 250 стерео-записей 1943-45 гг. сохранилось только 5. Хочу предложить вашему вниманию единственную полную и самую знаменитую из них - запись Пятого концерта Бетховена "Император" для ф-но с оркестром.
Думаю, эту запись смело можно назвать эпохальной ! Она сделана в студии немецкого радио 23 января 1945 года, стерео, магнитофон AEG, частотный диапазон – от 50 до 10000 гц; звукоинженер – Хельмут Крюгер. Берлин подвергается авианалёту, и в тихие моменты записи несколько раз слышна канонада, наверно, это бьют немецкие зенитки - артиллеристам виднее.
Точное время этих канонад указывать не буду - слушайте внимательно, заодно аппаратуру лишний раз протестируете.
В то время главный пианист рейха Вальтер Гизекинг и оркестр Берлинского радио под управлением Артура Rother'a играют с таким подъёмом, что можно понять, почему нам так непросто далась Победа.
Walter GIESEKING World War II Performances Recorded by German Radio
1-3. Beethoven - Piano Concerto No.5 Es-dur [36:22]: I. Allegro [19:06] II. Adagio un poco moto [7:28] III. Rondo. Allegro [9:47]
Walter Gieseking, piano Berliner Rundfunk-Sinfonie-Orchester Artur ROTHER, conductor
студия, 23 января 1945 г., стерео
"The only complete recording of a classical work in stereo surviving from WWII"
Walter Gieseking, piano Berliner Philharmoniker Wilhelm FURTWANGLER, cond.
Запись LIVE 03 марта 1942 г., моно
Концерт Шумана - единственная известная совместная запись Гизекинга и Фуртвенглера, в то время главного дирижёра рейха. Обратите внимание на дату записи - все живые записи Фуртвенглера делались на важных мероприятиях режима. Ну а поскольку Фуртвенглера многие специалисты называют лучшим дирижёром ХХ в., то такой тандем выдающихся мастеров весьма интересен.
В буклете диска дата стерео-записи указана неверно, там стоит 1944. Дату 23 января 1945 уточнил по более позднему изданию VAI.
Археолог написал: Кстати, что думаешь о Рахманинове, как о пианисте?
Один из величайших всех времён и народов. И до него доберусь со временем, всё таки его в этом качестве больше народу знает, чем ранее перечисленных.
Кстати, когда его в 1930х, уже в США, спросили, кто лучший пианист, он сказал - "Hofmann". И, через паузу : "And me". Горовиц за это на него обижался, но, насколько я помню, максимальная похвала, которую он получил от Рахманинова, была телеграмма или письмо с текстом вроде "Потрясающие октавы !", то ли на исполнение Горовицем 1го Чайковского, то ли 3го Рахманинова.
История о том, что Рахманинов перестал исполнять свой 3й концерт потому, что считал, что у Горовица он получается лучше, не более чем миф.
Кстати, свой 3й концерт Рахманинов посвятил Хофманну, но тот ни разу не исполнил его на публике. Может, не хотел вступать в ненужное соперничество с одним из своих лучшей друзей, он сдружились ещё в России, в конце 19 в. Может, считал, что лучше автора никто не сыграет. А вот что бы я мечтал услышать, так это как Хофманн на своих ранних российских гастролях играл 1й концерт Чайковского, дирижировал Рахманинов, и концерт Скрябина, дирижировал Скрябин. Мечтать не вредно !
Вольфганг Амадей Моцарт - Полное собрание сочинений для фортепиано.
Walter Gieseking
Mozart - Complete Solo Piano Works
EMI
Дата записи: 1953-1954
Скачавшим это собрание можно больше не озадачивать себя поисками других интерпретаций клавирного Моцарта. На одном из дисков звучат вариации Моцарта на тему Сальери. Звук хороший.