На днях прочел замечательную статью из журнала Аudio 84 года, которая сподвигла меня написать два слова о том, о чем я давно собирался написать.
Если взять ОДИН и тот же набор тестовых лент (включая АЗИМУТАЛЬНУЮ), настроить по ним НЕСКОЛЬКО различных дек, а потом записывать поочередно на одной из дек сигнал (для большей наглядности лучше взять pink noise), который проигрывать на других, то... идентичности звучания, как правило, все равно НЕ БУДЕТ!
Почему это так?
Эквализация (коррекция) внесенных при записи на магнитную ленту предыскажений строго определена (в том числе математически) в международных стандартах. Однако БОЛЬШИНСТВО производителей "кладут" на стандарт. Заметьте, большинство, а не некоторые!
Так, например, Накамичи используют свою собственную кривую коррекции УЗ, которую они "создали" СПЕЦИАЛЬНО для СВОИХ, квази-идеальных ГВ!
Что это значит на практике? По-простому, это значит, что благодаря потрясающей отдаче своих ГВ на ВЧ декам Накамичи при ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ нет необходимости "дополнительно задирать" те же верха в УВ, чтобы компенсировать их "потерю" в ГВ. Это приводит к тому, что при ЗАПИСИ на деке Накамичи эта самая запись ДОЛЖНА быть несколько больше "обычного" (стандарта) "завалена" по ВЧ во избежание появления "избыточного верха".
Выводы отсюда очевидны.
1.
Записи, сделанные на Накамичи, на "ЧУЖИХ" деках звучат ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ГЛУШЕ, чем на них самих.
Хотя бы уже просто потому, что сильнее завалены по ВЧ ПРИ ЗАПИСИ. При воспроизведении на Накамичи, неординарно высококачественная ГВ Накамичи позволяет "вытянуть" "заваленную" по ВЧ запись до положенного уровня даже при применении стандартной коррекции в УВ. А при воспроизведении на деке с "обычной" ГВ и обычной же коррекцией УВ, этого добиться, понятно, невозможно. Поэтому, при прочих равных, воспроизведение "более заваленной" по ВЧ записи на "обычной", т.е. придерживающейся норм IEC, деке будет характеризоваться некоторой "глухостью", которая зачастую воспринимается как несовпадение азимута.
2.
Записи, сделаные на "ЧУЖИХ" деках, ЧАСТО (но не всегда) звучат на Накамичи ЯРЧЕ, чем на них самих. Опять же, при прочих равных, просто потому, что коррекция УЗ в области ВЧ большинства дек существенно выше, чем в деках Накамичи. Почему выше? Потому что ГВ (ГУ) у них хуже, т.е. чтобы запись на той же самой деке звучала приемлемо, нужна доп-компенсация потерь в ГВ через УЗ.
3.
В низкобюджетных деках с посредственными головками (в основном ГУ) для получения записи, приемлемо звучащей на данной конкретной деке, коррекция ВЧ в УЗ, как правило, "задрана" ОСОБЕННО сильно, что позволяет компенсировать убогость ГВ (ГУ). Это приводит к тому, что зачастую (но НЕ ВСЕГДА) записи, сделанные на посредственных деках, звучат на первый взгляд ЧУТЬ ЛИ НЕ ЛУЧШЕ, чем собственные записи дек, на которых эти записи прослушиваются. Однако это впечатление ОБМАНЧИВО! Такие записи, как правило, обрезаны в самом верху (после 17К) и сильно усилены в зоне 10-15К, что и создает впечатление насыщенности, яркости звука.
Кроме всех прочих выводов, резюме, которое я хотел бы дать, достаточно просто:
Если всякие гуру, выставляющие деки на продажу, пользуются в своих описаниях выражениями типа "звучит очень винтажно" или, не дай Божок, "кандидат под ламповый тракт", это значит, что Вас просто собираются натянуть. Причем не просто натянуть, а в жопу и без вазелина.
Если взять ОДИН и тот же набор тестовых лент (включая АЗИМУТАЛЬНУЮ), настроить по ним НЕСКОЛЬКО различных дек, а потом записывать поочередно на одной из дек сигнал (для большей наглядности лучше взять pink noise), который проигрывать на других, то... идентичности звучания, как правило, все равно НЕ БУДЕТ!
Почему это так?
Эквализация (коррекция) внесенных при записи на магнитную ленту предыскажений строго определена (в том числе математически) в международных стандартах. Однако БОЛЬШИНСТВО производителей "кладут" на стандарт. Заметьте, большинство, а не некоторые!
Так, например, Накамичи используют свою собственную кривую коррекции УЗ, которую они "создали" СПЕЦИАЛЬНО для СВОИХ, квази-идеальных ГВ!
Что это значит на практике? По-простому, это значит, что благодаря потрясающей отдаче своих ГВ на ВЧ декам Накамичи при ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ нет необходимости "дополнительно задирать" те же верха в УВ, чтобы компенсировать их "потерю" в ГВ. Это приводит к тому, что при ЗАПИСИ на деке Накамичи эта самая запись ДОЛЖНА быть несколько больше "обычного" (стандарта) "завалена" по ВЧ во избежание появления "избыточного верха".
Выводы отсюда очевидны.
1.
Записи, сделанные на Накамичи, на "ЧУЖИХ" деках звучат ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ГЛУШЕ, чем на них самих.
Хотя бы уже просто потому, что сильнее завалены по ВЧ ПРИ ЗАПИСИ. При воспроизведении на Накамичи, неординарно высококачественная ГВ Накамичи позволяет "вытянуть" "заваленную" по ВЧ запись до положенного уровня даже при применении стандартной коррекции в УВ. А при воспроизведении на деке с "обычной" ГВ и обычной же коррекцией УВ, этого добиться, понятно, невозможно. Поэтому, при прочих равных, воспроизведение "более заваленной" по ВЧ записи на "обычной", т.е. придерживающейся норм IEC, деке будет характеризоваться некоторой "глухостью", которая зачастую воспринимается как несовпадение азимута.
2.
Записи, сделаные на "ЧУЖИХ" деках, ЧАСТО (но не всегда) звучат на Накамичи ЯРЧЕ, чем на них самих. Опять же, при прочих равных, просто потому, что коррекция УЗ в области ВЧ большинства дек существенно выше, чем в деках Накамичи. Почему выше? Потому что ГВ (ГУ) у них хуже, т.е. чтобы запись на той же самой деке звучала приемлемо, нужна доп-компенсация потерь в ГВ через УЗ.
3.
В низкобюджетных деках с посредственными головками (в основном ГУ) для получения записи, приемлемо звучащей на данной конкретной деке, коррекция ВЧ в УЗ, как правило, "задрана" ОСОБЕННО сильно, что позволяет компенсировать убогость ГВ (ГУ). Это приводит к тому, что зачастую (но НЕ ВСЕГДА) записи, сделанные на посредственных деках, звучат на первый взгляд ЧУТЬ ЛИ НЕ ЛУЧШЕ, чем собственные записи дек, на которых эти записи прослушиваются. Однако это впечатление ОБМАНЧИВО! Такие записи, как правило, обрезаны в самом верху (после 17К) и сильно усилены в зоне 10-15К, что и создает впечатление насыщенности, яркости звука.
Кроме всех прочих выводов, резюме, которое я хотел бы дать, достаточно просто:
Если всякие гуру, выставляющие деки на продажу, пользуются в своих описаниях выражениями типа "звучит очень винтажно" или, не дай Божок, "кандидат под ламповый тракт", это значит, что Вас просто собираются натянуть. Причем не просто натянуть, а в жопу и без вазелина.