Прошло 2 месяца. Коллекция винила выросла в несколько раз (весь для вас "новодельный").
Выводов сделано очень много, штат голов также увеличивался с 1 до 3 штук, а затем сократился до 2.
Пишу собственные выводы. В большей степени, для себя же (будет с чем свериться спустя еще пару месяцев).
1) Критическое значение имеет качество записи источника, т.е. сама пластинка. Так вышло, что первые 2 моих винила оказались просто отличными записями, и до сих пор остаются одними из лучших в коллекции (которая все равно невелика, порядка 20 шт, но тем не менее). Затем я осознал, что далеко не все записи играют на таком же уровне. Некоторым требуются дополнительные манипуляции с усилителем, некоторые играют только на прогретых колонках. Отдельную нишу занимает "любимая", подхода к которой я все еще не нашел и списываю это на ее несостоятельность.
Вывод: перед покупкой каждой пластинки иду на discogs, ищу релиз, смотрю рейтинг, читаю отзывы. Сам также пишу отзывы по всем имеющимся у меня пластинкам, кому-то поможет)
2) Важно учитывать характеристики своего тонарма (т.к. именно от них прийдется отталкиваться при выборе картриджа). Тогда их учитывать я попросту не мог, по той простой причине, что не знал. Вернее, я отталкивался только от одного показателя: допустимого диапазоны массы картриджа. Слышал краем уха о эффективной массе тонарма. О податливости картриджа. О заточке иглы. О емкости (тут я до сих пор профан, предметно не изучал вопрос). Такая неосведомленность привела меня к покупке Ortofon VMS 20 MKII. Картридж был куплен в идеальном состоянии на ebay. Но в совместимости картридж/тонарм, отталкиваясь от эффективной массы последнего, со своей податливостью Ortofon оказался в желтой зоне резонанса. Что касается личных наблюдений: сам звук этой головы был достаточно густым и сочным, но в общем потоке терялась детальность отдельных звуков. Иногда - моих любимых. При чем, если в роке это было не так ярко выражено, то в электронной музыке он просто не выдерживал конкуренции с головами от AT. С картриджем я попрощался, выгодно продав его (в результате довольному владельцу) в полтора раза дороже купленного (скорее следствие того, что действительно хороший экземпляр был куплен мною по действительно низкой цене, т.к. по натуре я отнюдь не бизнесмен). Так что этот опыт считаю полезным. Третьим моим картриджем стал AT 150E. О нем дальше.
Вывод: 7 раз отмерь...
3) Важно правильно настраивать компоненты.
На старте из инструментов для настройки у меня были: шаблон для настройки картриджа Ortofon (cartridge alignment protractor), маленький пузырьковый уровень для тонарма (который я использовал для всего), механические весы типа коромысло thorens. Сейчас я разжился электронными китайскими весами, тестовым диском hi-fi news cartridge man + шаблоны, входящие в комплект пластинки. Дополнительно притащил с работы свои мониторы sennheiser hd-25. В этот же пункт допишу приобретение более легкого шелла. комплект пластиковых и металлических немагнитных болтиков разной длины, несколько дополнительных комплектов проводков картридж-шелл разного уровня. Банальный набор маленьких отверток. Китайский ювелирный микроскоп 60Х с подсветкой. Еще шел с грузами 2/4 грамма. Все это кое как помогает мне, надеюсь, правильно настраивать свой тонарм под картриджи AT150e, который имеет вес 8 грамм и комплианс 10 x 10-6cm/Dyne (по пути прочитав, что AT и другие японские производители измеряют их по-своему и показатель следует умножать на 1,7) и AT12Sa (4,5 грамм / 25 x 10-6cm/Dyne). Сравнивая эти два картриджа, могу сказать, что AT12Sa как-будто обеспечивает бОльшую детальность, но сам звук получается не таким сбалансированным, как у AT150e. На текущий момент именно AT150e является моим фаворитом.
Вывод: настройка всегда окупается качеством звука.
4) Двигаться по тракту нужно от иглы. Усилитель и АС у меня прежние. Но обзавелся стойками под свои полочники. + разнес их немного, покрутил, подобрал угол.
Вывод: чем дальше от иглы и пластинки, тем меньше вопросов качества получится решить, не умножая бюджет на 2-3.
В общем, писать уже немного утомился. Нюансов масса. Чужими ушами их не познать. Хороший современный винил более чем реален. Нужны деньги и время)
Мои планы на ближайшее будущее:
- поменять провода к АС на какие-то повыше уровнем, чем купленные в локальном радиомагазине;
- приобрести тот самый Denon DL110;
- попробовать пылящийся советский усилитель отца Феникс (почему бы и другой звук не послушать)
- чужими руками провести профилактику усилителя (есть один симптом, который я пока могу обойти, но, думаю, он будет прогрессировать). Возможно, заменить выходы;
- чужими руками провести профилактику проигрывателя: поменять ремень, выровнять положение диска (отдельная тема), если это реально. Также все тщательно смазать, протереть, выпустить новые провода с качественными штекерами.
- если возникнет острая необходимость - выбрать бюджетный стартовый фонокорректор (боюсь, что мой усилитель может дать фон на DENON DL110, учитывая его мощность до 2 мВ).
Планы на будущее (год+):
- собрать систему в бюджете 1000$ на каждый из базовых компонентов. тщательно проработать совместимость и согласованность компонентов.
- иметь 2 системы в параллели: одна настроенная на ежедневную бытовую прослушку. одна для экспериментов. циклично менять их местами.
Но самый главный вопрос у меня заключается в следующем: какой у кого лимит в % соотношении от заработка на ежемесячные траты на хобби? Какой лимит на уделяемое время? Определили вы для себя, когда санитаров вызывать? Или же считаете, что все в порядке вещей?
Выводов сделано очень много, штат голов также увеличивался с 1 до 3 штук, а затем сократился до 2.
Пишу собственные выводы. В большей степени, для себя же (будет с чем свериться спустя еще пару месяцев).
1) Критическое значение имеет качество записи источника, т.е. сама пластинка. Так вышло, что первые 2 моих винила оказались просто отличными записями, и до сих пор остаются одними из лучших в коллекции (которая все равно невелика, порядка 20 шт, но тем не менее). Затем я осознал, что далеко не все записи играют на таком же уровне. Некоторым требуются дополнительные манипуляции с усилителем, некоторые играют только на прогретых колонках. Отдельную нишу занимает "любимая", подхода к которой я все еще не нашел и списываю это на ее несостоятельность.
Вывод: перед покупкой каждой пластинки иду на discogs, ищу релиз, смотрю рейтинг, читаю отзывы. Сам также пишу отзывы по всем имеющимся у меня пластинкам, кому-то поможет)
2) Важно учитывать характеристики своего тонарма (т.к. именно от них прийдется отталкиваться при выборе картриджа). Тогда их учитывать я попросту не мог, по той простой причине, что не знал. Вернее, я отталкивался только от одного показателя: допустимого диапазоны массы картриджа. Слышал краем уха о эффективной массе тонарма. О податливости картриджа. О заточке иглы. О емкости (тут я до сих пор профан, предметно не изучал вопрос). Такая неосведомленность привела меня к покупке Ortofon VMS 20 MKII. Картридж был куплен в идеальном состоянии на ebay. Но в совместимости картридж/тонарм, отталкиваясь от эффективной массы последнего, со своей податливостью Ortofon оказался в желтой зоне резонанса. Что касается личных наблюдений: сам звук этой головы был достаточно густым и сочным, но в общем потоке терялась детальность отдельных звуков. Иногда - моих любимых. При чем, если в роке это было не так ярко выражено, то в электронной музыке он просто не выдерживал конкуренции с головами от AT. С картриджем я попрощался, выгодно продав его (в результате довольному владельцу) в полтора раза дороже купленного (скорее следствие того, что действительно хороший экземпляр был куплен мною по действительно низкой цене, т.к. по натуре я отнюдь не бизнесмен). Так что этот опыт считаю полезным. Третьим моим картриджем стал AT 150E. О нем дальше.
Вывод: 7 раз отмерь...
3) Важно правильно настраивать компоненты.
На старте из инструментов для настройки у меня были: шаблон для настройки картриджа Ortofon (cartridge alignment protractor), маленький пузырьковый уровень для тонарма (который я использовал для всего), механические весы типа коромысло thorens. Сейчас я разжился электронными китайскими весами, тестовым диском hi-fi news cartridge man + шаблоны, входящие в комплект пластинки. Дополнительно притащил с работы свои мониторы sennheiser hd-25. В этот же пункт допишу приобретение более легкого шелла. комплект пластиковых и металлических немагнитных болтиков разной длины, несколько дополнительных комплектов проводков картридж-шелл разного уровня. Банальный набор маленьких отверток. Китайский ювелирный микроскоп 60Х с подсветкой. Еще шел с грузами 2/4 грамма. Все это кое как помогает мне, надеюсь, правильно настраивать свой тонарм под картриджи AT150e, который имеет вес 8 грамм и комплианс 10 x 10-6cm/Dyne (по пути прочитав, что AT и другие японские производители измеряют их по-своему и показатель следует умножать на 1,7) и AT12Sa (4,5 грамм / 25 x 10-6cm/Dyne). Сравнивая эти два картриджа, могу сказать, что AT12Sa как-будто обеспечивает бОльшую детальность, но сам звук получается не таким сбалансированным, как у AT150e. На текущий момент именно AT150e является моим фаворитом.
Вывод: настройка всегда окупается качеством звука.
4) Двигаться по тракту нужно от иглы. Усилитель и АС у меня прежние. Но обзавелся стойками под свои полочники. + разнес их немного, покрутил, подобрал угол.
Вывод: чем дальше от иглы и пластинки, тем меньше вопросов качества получится решить, не умножая бюджет на 2-3.
В общем, писать уже немного утомился. Нюансов масса. Чужими ушами их не познать. Хороший современный винил более чем реален. Нужны деньги и время)
Мои планы на ближайшее будущее:
- поменять провода к АС на какие-то повыше уровнем, чем купленные в локальном радиомагазине;
- приобрести тот самый Denon DL110;
- попробовать пылящийся советский усилитель отца Феникс (почему бы и другой звук не послушать)
- чужими руками провести профилактику усилителя (есть один симптом, который я пока могу обойти, но, думаю, он будет прогрессировать). Возможно, заменить выходы;
- чужими руками провести профилактику проигрывателя: поменять ремень, выровнять положение диска (отдельная тема), если это реально. Также все тщательно смазать, протереть, выпустить новые провода с качественными штекерами.
- если возникнет острая необходимость - выбрать бюджетный стартовый фонокорректор (боюсь, что мой усилитель может дать фон на DENON DL110, учитывая его мощность до 2 мВ).
Планы на будущее (год+):
- собрать систему в бюджете 1000$ на каждый из базовых компонентов. тщательно проработать совместимость и согласованность компонентов.
- иметь 2 системы в параллели: одна настроенная на ежедневную бытовую прослушку. одна для экспериментов. циклично менять их местами.
Но самый главный вопрос у меня заключается в следующем: какой у кого лимит в % соотношении от заработка на ежемесячные траты на хобби? Какой лимит на уделяемое время? Определили вы для себя, когда санитаров вызывать? Или же считаете, что все в порядке вещей?