Focal Aria Evo X №1 – первая скрипка в системе

Обзор полочных мониторов с динамиками из льна и стекловолокна

За два с половиной десятилетия плотного знакомства с продукцией французской компании Focal (ещё с той поры, когда она называлась JM Lab и возглавлял её сам основатель Жак Мауль), особую симпатию у меня вызывали именно её полочные акустические системы. В них всегда удивительным образом сочеталась исключительная точность воспроизведения и эмоциональная составляющая, при этом обычно играют французские «полочники» столь динамично и басовито, что у меня есть знакомые, предпочитающие их более дорогим напольным спикерам. Посмотрим, насколько Focal Aria Evo X №1 смогут поддержать данную традицию.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Корпус

Увесистые корпуса мониторов выполнены из древесноволокнистой плиты средней плотности (в просторечье МДФ) и отделаны эко кожей, а также рояльным лаком. Существуют ещё версии с отделкой натуральным ореховым шпоном и зелёным глянцевым лаком. Верхняя панель полностью закрыта закалённым стеклом, на котором красуется наклейка с указанием примененных технологий и места производства колонок (само собой, это Made in France!). Упомянутые глянцевые поверхности так и норовят собрать на себя все дактилоскопические данные владельца, поэтому после каждого перемещения колонок рекомендуется тщательно их протирать. Вне режима прослушивания динамики можно закрыть лёгкими пылезащитными сетками на магнитах.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Стойки

Для правильного размещения мониторов лучше воспользоваться фирменными опциональными стойками высотой 60 см, предусматривающими крепление к нижней панели корпуса при помощи винтов. Именно так мы и поступили в ходе прослушивания, в итоге пищалки оказались расположены точно на уровне головы сидящего слушателя.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Динамики

Двухполосные акустические системы включают каждая по два динамических излучателя. За высокие частоты отвечает тот же фирменный твитер TAM, что и во всех остальных моделях серии Evo X. Он отличается инвертированным куполом из алюминий-магниевого сплава, в разрезе напоминающим приплюснутую литеру М. Гибкий подвес, на котором закреплён купол, помогает ему «переваривать» достаточно серьёзный уровень подводимой мощности – до 120 Ватт. Выбранная форма купола, по словам производителя, увеличивает жёсткость и обеспечивает расширенную диаграмму направленности. Твитер включается в работу на частоте 2,8 кГц.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Основной СЧ/НЧ-динамик получил диффузор из материала Flax, представляющего собой сэндвич, в котором внутренний слой выполнен из пористого материала на основе французского льна, а два других – из стекловолокна. Диаметр диффузора составляет 165 мм, закреплён он на фирменном подвесе TMD (Tuned Mass Damping). Данный подвес отличается использованием двух концентрических валиков, наличие которых стабилизирует поведение диффузора вблизи резонансной частоты динамика. Нагружен басовик на фазоинвертор, круглый порт которого выведен на переднюю панель.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Разделительный фильтр

Пассивный кроссовер настроен на частоту 2,8 кГц, заявленный рабочий диапазон мониторов простирается от 55 до 30 000 Гц по уровню -3 дБ, нижняя граничная частота системы по уровню -6 дБ находится на 47 Гц. Номинальное сопротивление модели – 8 Ом, минимальное значение импеданса не опускается ниже 4,6 Ом, что делает акустику достаточно лёгкой нагрузкой для усилителя. Чувствительность Focal Aria Evo X №1 составляет 88,5 дБ (2,83 В / 1 м), подводимая мощность – от 25 до 120 Ватт.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Габариты и вес

Каждый монитор без учета стоек весит 8,5 кг, его габаритные размеры – 390 x 225 x 280 мм.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Тестовая система

Тестирование мониторов проходило в уютном московском салоне Bon HiFi. Система включала в себя проигрыватель компакт-дисков с сетевым функционалом Marantz CD 50n, интегральный усилитель Marantz MODEL 50 и проигрыватель грампластинок Pro-ject Debut PRO White Edition. Для коммутации использовались межблочные и акустические кабели марок Oehlbach и InAkustik.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Слушаем

Своей невозмутимостью при повышении уровня громкости и способностью передавать атаку в низкочастотном диапазоне Focal Aria Evo X №1 чем-то напомнили мне протестированные более десяти лет назад великолепные Focal Diablo Utopia первого поколения. Конечно, соперничать на равных в общем масштабе и объёме формируемой сцены с флагманскими мониторами новинка не сможет, однако общие фамильные черты прослушиваются однозначно. Так, например, к точности позиционирования виртуальных источников звука нет ни малейших претензий – знаменитые фазовые эффекты с пластинки Roger Waters «Amused To Death» воспроизводятся безупречно, а расстановка групп инструментов в симфоническом оркестре убедительна настолько, что их хочется потрогать рукой.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Переключение с аналогового на цифровой источник сигнала показало, что мониторы прекрасно подходят как для винилового тракта, так и для современной стриминговой системы. Кроме того, Focal Aria Evo X №1 очень чутко реагировали на замену соединителей, поэтому подбор к ним подходящего окружения может оказаться увлекательным занятием.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

По мере продвижения по тестовой программе стала очевидной способность АС выступать в роли настоящих студийных мониторов и наглядно демонстрировать не только разницу в качестве записей, но и приёмы, используемые звукорежиссерами при сведении. Как я уже отмечал, одной из особенностей дорогих полочных акустических систем Focal является их способность убедительно воспроизводить низкочастотный диапазон, и «единички» не стали исключением из этого правила. Конечно, передать весь вес нижнего регистра большого органа они не могут, зато синтезированный бас Infected Mushroom бьёт наотмашь, равно как и лучшие сеты Armin Van Buuren. Артикуляция и скорость баса у Focal Aria Evo X №1 просто превосходны.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Что касается передачи тембров живых инструментов и человеческих голосов, то здесь всё будет зависеть не только от акустических систем, но и от усилителя, источника сигнала и самой записи. Как уже было сказано, мониторы живо откликаются на любые изменения в тракте. Так, например, при воспроизведении тестовых грампластинок и компакт-дисков естественность вокала и акустических инструментов была на высоте, а вот некоторые файлы из стриминговых сервисов прозвучали не слишком убедительно. Если же говорить о подборе усилителя, то паспортных 70 Ватт Marantz MODEL 50 мониторам хватило за глаза. Также не следует экономить на стойках – без правильных подставок АС не продемонстрируют всего, на что способны.

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Паспортные данные

Тип – полочные акустические системы | Название – Focal Aria Evo X №1 | Цена, руб. – 199 990 | Частотная характеристика, Гц – 55 – 30 000 | Число полос – 2 (СЧ/НЧ – 1 x 165 мм, ВЧ – 1 х 25 мм) | Частота раздела, Гц – 2 800 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (номинальное), 4,6 (минимальное) | Чувствительность, дБ – 88,5 | Подводимая максимальная мощность, Ватт – до 120 | Габариты одной колонки, мм – 390 x 225 x 280 | Масса одной колонки, кг – 8,5

Оценки

Дизайн – 90

Качество изготовления – 95

Звучание – 95

Эргономика – 95

Итого – 95

Полочные акустические системы Focal Aria Evo X №1

Вердикт:

Focal Aria Evo X №1 – очередные удачные мониторы в ассортименте французской компании. Для небольших помещений размером 15-20 квадратных метров они представляются идеальным выбором, нужно только озаботиться корректной расстановкой и обязательно – приобретением хороших стоек.

С обзором старшей напольной модели акустики Focal Aria Evo X №4 можно познакомиться здесь.

Александр Чечелёв

1 апреля 2024 года

Реклама ООО "ЭСПАС БЮРО"

Токен 4CQwVszH9pWwoWH8rxd

Рейтинг:

4.39