2 O"Pain Painmailer (42)
Цитата |
---|
ООС, кстати весчь весьма полезная и нужная и не только в транзисторной схемотехнике, но даже в ламповой. |
Разумеется, для определённых целей
.
Цитата |
---|
Но, есть одно маленькое такое НО: ООС должна быть асолютно идентична во всём диапазоне от 20 Гц и до 20 кГц. И тут уже не важно какова глубина ООС 20 дб или 120, если первый полюс её находится на частоте 10 Гц - звука не будет. |
Это взаимосвязанные вещи. Если глубина ООС - 120 дБ до 20 кГц это соответствует частоте ослабления ООС до 0 дБ порядка 20 ГГц. Не то чтобы это совсем невозможно
, но всё же не очень просто в реализации... . Поэтому появляется следующая нехорошая проблема: если глубина ООС одинакова в звуковом частотном диапазоне, то эта глубина не может быть чересчур большой - в лучшем случае 50-60 дБ а обычно существенно меньше. Соответственно и усилитель до охвата его петлёй ООС должен иметь относительно высокую линейность. Значит надо вводить много местных ООС, которые по понятным причинам не могут быть особенно глубокими. А неглубокая ООС, как правильно заметил ещё Баксандалл, это нехорошо
.
Поэтому построение усилителя таким образом всё равно до определённой степени напоминает изготовление сладостей из отходов животноводства. Результат по всем анализам должен быть сладким, но вот привкус получается-таки не совсем кондитерский
.
Я сделал немало очень пристойно звучащих усилителей с ООС, но хороший и достаточно линейный усилитель без ООС или с минимально необходимой ООС (скажем, только ООС в выходном повторителе) может звучать лучше. Не обязан - можно легко сделать плохо звучаший усилитель и без ООС, но МОЖЕТ.
Я вот уже почти два года потихоньку разрабатываю транзисторные схемы без ООС, но с повышенной линейностью - и довольно успешно
. Придёт время - опубликую результаты. Я нашёл как минимум три новых способа существенного повышения линейности транзисторного каскада без применения ООС (в том числе местной) . Два я проверил на практике, третий ещё ждёт своего времени.
Я не спорю, что более линейный усилитель лучше, чем менее линейный, и что любая окраска звука - это неправильно, но достигать этой линейности и "нейтральности" можно по-разному. Улучшая линейность каскада без введения ООС можно сохранить простой вид передаточной характеристики и не удлинять гармонический ряд, что в целом оказывается весьма ценным преимуществом такого подхода.
Алексей