Как-то у верблюда спросили - почему у него шея кривая, на что он ответил - а что у меня прямое.
Вот смотрю я на график оригинального кроссовера TD12 и ... вижу этого самого верблюда (camelus bactrianus) в профиль. Причём выражение "лица" у него, как у британского аристократа - надменное, того гляди плюнет (исключительно в виде одолжения) с высоты своего интеллектуального пьедестала, который ему, так услужливо, воздвигли наши фирмопоклонники.
В реальности же, с культурой, для грамотной настройки АС с полноценным воспроизведением музыки, у "аристократии" нынче туговато, так-как в последней, она видать мало чё пендрит. Но тогда, хотя-бы будучи грамотными технарями(?), более или менее ровные по измерениям характеристики, они должны были постараться обеспечить, или нет?! Ведь нагородили кучу цепей коррекции (обычно применяемых вынужденно, когда иным способом нельзя компенсировать недостатки конкретного динамика), каждая из которых, в меру своих возможностей, так или иначе гадит звук и убивает музыку. Причём не по их прямому назначению - т.е. для формального выравнивания, а ровно наоборот - верблюда в профиль рисовать. Такое впечатление, что кроссовер этот создавался при интенсивном курении Camel...с добавками.
К конторе же, под названием EISA, в своё время присудившей этому чуду звание победителя, у меня двоякое отношение. То-ли там засел контингент того-же уровня и пристрастий, что и горе разработчики этого кроссовера. То-ли на фоне конкурентов, эти АС действительно были (язык не поворачивается) лучшими. Но в таком случае, общий уровень аудио индустрии просто ужасает.
Не знаю насколько у меня получилось, но я решил (чтоб не быть голословным) наглядно продемонстрировать "талант" разработчиков данного кроссовера, по-шагам убирая цепи коррекции, приводя каждый раз в качестве иллюстрации того, что именно корёжила конкретная цепь, или элемент, соответствующий график. А ввиду того, что в одном посте можно приводить максимум пять изображений, то пришлось это сделать в несколько сжатом (ФВЧ) виде.
1. Ну и зачем надо было ставить ФНЧ III порядка, если в данном случае (коаксиал) с ФВЧ I порядка его нормально свести (по крайней мере так как они это сделали) невозможно. Лёгким движением руки, III порядок превращается (с заменой номиналов катушки и конденсатора на меньшие) во II порядок и одно только это, сразу даёт несравнимо более ровную характеристику.
1+2.Далее, убираем режектор на НЧ и тем самым, ещё немного выравниваем область 500 Hz - 1 KHz. Я вообще не представляю, какой вменяемый человек может давить этот отрезок.
1+2+3. Удаляем RC "воздухопровод" для НЧ динамика ( см. результат его работы в правой части графика - синим), чтоб басовик не менял свою частотную ориентацию, пытаясь прикинуться пищалкой. Нам только ФНЧ "ЛГБТ порядка" не хватало.
1+2+3+4. Переходим к ФВЧ. Удаляем режектор и параллельный пищалке резистор, чтоб дать возможность последней "дышать" и тем самым нормально выполнять предназначенную ей работу. То что творит с пищалкой эта парочка (резистор и режектор), проиллюстрировано в # 686
После чего, ставим параллельно штатным конденсатору и резистору, их оставшихся не у дел собратьев - увеличивая таким образом ёмкость и уменьшая сопротивление (на схеме приведённой в первом графике - зелёным). Тем самым поднимая до необходимого уровня верхнюю середину, нижние и собственно высокие.
Как видите, картина стала радикально иной. Не берусь утверждать, что получившееся таким методом (из того что есть) звучание прямо таки шедевр , но по сравнению с тем что было - вполне открытое и живое, а главное, позволяющее слушать музыку. Кстати, район 3KHz - самый чувствительный для уха, ниже общего уровня на несколько dB, что многим аудиофилам (у которых приоритет - комфортность), должно понравится. Причём сделано это, как видите, без так любимого Tannoy, Notch filter (режектора), побочный эффект от работы которого, обязательно проявляется в виде ватного звука.
В итоге имеем кроссовер, состоящий всего из четырёх элементов: ФНЧ = L-1,3mH + C-12uF, ФВЧ = C-3,5uF + R-3,3 Ohm.
Коль скоро у наших британских друзей, при построении фильтров, появилась новая идея фикс - шунтировать катушки индуктивности ФНЧ RC цепями, назваными мною -"воздухопроводами меняющими частотную ориентацию басовиков", отражающая как мне кажется, личные наклонности их создателей (бытие то определяет сознание), то думаю, что примера ярче чем ФНЧ Glenair 15 (по крайней мере из известных мне) не найти.
Так что по отработанной и следовательно уже понятной методике, перейду непосредственно к нему. Дабы показать ещё раз, как сделано и как на мой взгляд, можно было бы сделать.
1. Убираем LCR резонансный контур, поскольку нечего так давить область 130 - 600Hz. Заодно меняем номинал катушки в ФНЧ второго порядка на меньший, в виде освободившейся из этого контура. Тем самым выравнивая середину 350 - 1500Hz. Ибо человек любящий музыку, скорее сам удавится, чем будет давить этот участок. Про модуль импеданса (оранжевый) писать ничего не буду - сами видите.
1+2.Убираем пресловутый "воздухопровод" в ФНЧ, чтоб басовик перестал петушить, причём чуть-ли не громче самой пищалки, благодаря чему АЧХ его (синяя кривая) выше 1000Hz радикально меняется. А освободившийся таким образом конденсатор, прибавляем к емкости ФНЧ второго порядка, для дополнительного выравнивания области 700 - 2000Hz.
1+2+3. Для ещё большего выравнивания 400 - 1600Hz, убираем из ФНЧ резистор.
1+2+3+4. В ФВЧ последовательно с ёмкостью, ставим оба освободившихся резистора, тем самым превращая стоящий параллельно пищалке резистор 22 Ohm, из тупой давилки корёжащей АЧХ ВЧ (см. графики ), в часть Г-образного аттенюатора. Хотя-бы и немного, но гасящего чрезмерный на мой взгляд энтузиазм пищалки. Ведь номинал конденсатора С-7,6uF - не шутки, так-как он самый большой для 15" динамика, с волноводами "тюльпан" на ВЧ. До Glenair 15, самым большим был номинал 6,8uF у СРА 15 , а он в свою очередь, шёл с большим отрывом, от в принципе аналогичного ему по конструкции 15DMT, с его 3,9uF.
Последний (да и не только) пункт, можно было бы выполнить и лучше, но работаем только с тем что есть в кроссовере, не привлекая сторонних деталей.
P.S. Интересно проследить разницу, в соотношении номинала конденсатора ВЧ и внутреннего объёма АС, т.е. как-бы изначально установленного баланса НЧ/ВЧ: Glenair 15 = C-7,6uF/115 литров/ФИ, CPA-15 = C-6,8uF/85 литров/ФИ, 15DMT = C-3,9uF/140 литров/ФИ. Правда надо ещё учитывать разницу в подходе к построению кроссоверов, а она явная. В итоге имеем: адресованные аудифилам Glenair 15, с задранными ВЧ и проваленной серединой, адресованный студийным работникам 15DMT, с некоторым преобладанием невнятных НЧ и проваленной серединой и что-то шепелявящими высокими и наконец, адресованный широкой публике (озвучка общественных мест - Public Address), т.е. нормальным - без заскоков людям и соответственно, с наиболее сбалансированный по тональному балансу АЧХ (как по идее и должно было быть) - СРА-15.
Вот смотрю я на график оригинального кроссовера TD12 и ... вижу этого самого верблюда (camelus bactrianus) в профиль. Причём выражение "лица" у него, как у британского аристократа - надменное, того гляди плюнет (исключительно в виде одолжения) с высоты своего интеллектуального пьедестала, который ему, так услужливо, воздвигли наши фирмопоклонники.
В реальности же, с культурой, для грамотной настройки АС с полноценным воспроизведением музыки, у "аристократии" нынче туговато, так-как в последней, она видать мало чё пендрит. Но тогда, хотя-бы будучи грамотными технарями(?), более или менее ровные по измерениям характеристики, они должны были постараться обеспечить, или нет?! Ведь нагородили кучу цепей коррекции (обычно применяемых вынужденно, когда иным способом нельзя компенсировать недостатки конкретного динамика), каждая из которых, в меру своих возможностей, так или иначе гадит звук и убивает музыку. Причём не по их прямому назначению - т.е. для формального выравнивания, а ровно наоборот - верблюда в профиль рисовать. Такое впечатление, что кроссовер этот создавался при интенсивном курении Camel...с добавками.
К конторе же, под названием EISA, в своё время присудившей этому чуду звание победителя, у меня двоякое отношение. То-ли там засел контингент того-же уровня и пристрастий, что и горе разработчики этого кроссовера. То-ли на фоне конкурентов, эти АС действительно были (язык не поворачивается) лучшими. Но в таком случае, общий уровень аудио индустрии просто ужасает.
Не знаю насколько у меня получилось, но я решил (чтоб не быть голословным) наглядно продемонстрировать "талант" разработчиков данного кроссовера, по-шагам убирая цепи коррекции, приводя каждый раз в качестве иллюстрации того, что именно корёжила конкретная цепь, или элемент, соответствующий график. А ввиду того, что в одном посте можно приводить максимум пять изображений, то пришлось это сделать в несколько сжатом (ФВЧ) виде.
1. Ну и зачем надо было ставить ФНЧ III порядка, если в данном случае (коаксиал) с ФВЧ I порядка его нормально свести (по крайней мере так как они это сделали) невозможно. Лёгким движением руки, III порядок превращается (с заменой номиналов катушки и конденсатора на меньшие) во II порядок и одно только это, сразу даёт несравнимо более ровную характеристику.
1+2.Далее, убираем режектор на НЧ и тем самым, ещё немного выравниваем область 500 Hz - 1 KHz. Я вообще не представляю, какой вменяемый человек может давить этот отрезок.
1+2+3. Удаляем RC "воздухопровод" для НЧ динамика ( см. результат его работы в правой части графика - синим), чтоб басовик не менял свою частотную ориентацию, пытаясь прикинуться пищалкой. Нам только ФНЧ "ЛГБТ порядка" не хватало.
1+2+3+4. Переходим к ФВЧ. Удаляем режектор и параллельный пищалке резистор, чтоб дать возможность последней "дышать" и тем самым нормально выполнять предназначенную ей работу. То что творит с пищалкой эта парочка (резистор и режектор), проиллюстрировано в # 686
После чего, ставим параллельно штатным конденсатору и резистору, их оставшихся не у дел собратьев - увеличивая таким образом ёмкость и уменьшая сопротивление (на схеме приведённой в первом графике - зелёным). Тем самым поднимая до необходимого уровня верхнюю середину, нижние и собственно высокие.
Как видите, картина стала радикально иной. Не берусь утверждать, что получившееся таким методом (из того что есть) звучание прямо таки шедевр , но по сравнению с тем что было - вполне открытое и живое, а главное, позволяющее слушать музыку. Кстати, район 3KHz - самый чувствительный для уха, ниже общего уровня на несколько dB, что многим аудиофилам (у которых приоритет - комфортность), должно понравится. Причём сделано это, как видите, без так любимого Tannoy, Notch filter (режектора), побочный эффект от работы которого, обязательно проявляется в виде ватного звука.
В итоге имеем кроссовер, состоящий всего из четырёх элементов: ФНЧ = L-1,3mH + C-12uF, ФВЧ = C-3,5uF + R-3,3 Ohm.
Коль скоро у наших британских друзей, при построении фильтров, появилась новая идея фикс - шунтировать катушки индуктивности ФНЧ RC цепями, назваными мною -"воздухопроводами меняющими частотную ориентацию басовиков", отражающая как мне кажется, личные наклонности их создателей (бытие то определяет сознание), то думаю, что примера ярче чем ФНЧ Glenair 15 (по крайней мере из известных мне) не найти.
Так что по отработанной и следовательно уже понятной методике, перейду непосредственно к нему. Дабы показать ещё раз, как сделано и как на мой взгляд, можно было бы сделать.
1. Убираем LCR резонансный контур, поскольку нечего так давить область 130 - 600Hz. Заодно меняем номинал катушки в ФНЧ второго порядка на меньший, в виде освободившейся из этого контура. Тем самым выравнивая середину 350 - 1500Hz. Ибо человек любящий музыку, скорее сам удавится, чем будет давить этот участок. Про модуль импеданса (оранжевый) писать ничего не буду - сами видите.
1+2.Убираем пресловутый "воздухопровод" в ФНЧ, чтоб басовик перестал петушить, причём чуть-ли не громче самой пищалки, благодаря чему АЧХ его (синяя кривая) выше 1000Hz радикально меняется. А освободившийся таким образом конденсатор, прибавляем к емкости ФНЧ второго порядка, для дополнительного выравнивания области 700 - 2000Hz.
1+2+3. Для ещё большего выравнивания 400 - 1600Hz, убираем из ФНЧ резистор.
1+2+3+4. В ФВЧ последовательно с ёмкостью, ставим оба освободившихся резистора, тем самым превращая стоящий параллельно пищалке резистор 22 Ohm, из тупой давилки корёжащей АЧХ ВЧ (см. графики ), в часть Г-образного аттенюатора. Хотя-бы и немного, но гасящего чрезмерный на мой взгляд энтузиазм пищалки. Ведь номинал конденсатора С-7,6uF - не шутки, так-как он самый большой для 15" динамика, с волноводами "тюльпан" на ВЧ. До Glenair 15, самым большим был номинал 6,8uF у СРА 15 , а он в свою очередь, шёл с большим отрывом, от в принципе аналогичного ему по конструкции 15DMT, с его 3,9uF.
Последний (да и не только) пункт, можно было бы выполнить и лучше, но работаем только с тем что есть в кроссовере, не привлекая сторонних деталей.
P.S. Интересно проследить разницу, в соотношении номинала конденсатора ВЧ и внутреннего объёма АС, т.е. как-бы изначально установленного баланса НЧ/ВЧ: Glenair 15 = C-7,6uF/115 литров/ФИ, CPA-15 = C-6,8uF/85 литров/ФИ, 15DMT = C-3,9uF/140 литров/ФИ. Правда надо ещё учитывать разницу в подходе к построению кроссоверов, а она явная. В итоге имеем: адресованные аудифилам Glenair 15, с задранными ВЧ и проваленной серединой, адресованный студийным работникам 15DMT, с некоторым преобладанием невнятных НЧ и проваленной серединой и что-то шепелявящими высокими и наконец, адресованный широкой публике (озвучка общественных мест - Public Address), т.е. нормальным - без заскоков людям и соответственно, с наиболее сбалансированный по тональному балансу АЧХ (как по идее и должно было быть) - СРА-15.
Изменено: - 15-03-2020 11:14:54
dzhanikyan@gmail.com
- Пока не воспользовался интернетом, не знал, что на свете столько идиотов. © Ст. Лем
Аргументы (словеса) - ничто, факты, в виде реального звучания - всё.
- Пока не воспользовался интернетом, не знал, что на свете столько идиотов. © Ст. Лем
Аргументы (словеса) - ничто, факты, в виде реального звучания - всё.
