Перейти к публикации

Добро пожаловать на форумы АудиоПортала

L0ki

Кое-что о триодном и пентодном звучании

Рекомендованные сообщения

Тема отделена

[Tommy]

 

Евлампий

Спасибо большое за такие очень подробные и дельные рекомендации! :beer:

Выберу время и обязательно попробую,

очень интересно было бы услышать как оно звучит :D

Ваш подход очень интересный и не традиционный, что меня очень заинтересовало :D

 

Если это кому-то интересно, я как-нибудь попробую "слить" сравнительные особенности звучания триодника и пентодника - разумеется, субъективные, разумеется, нюансы, но вдруг они помогут кому-то ощутить, что помимо очарования ясности в триодной подаче есть и недостатки, познаваемые только в сравнении, и мы не узнали бы о них, кабы не старина пентодник.

Конечно очень интересно! А что касается субъективности, так мы все тут этим страдаем, каждому нравится чтото свое, и это imho хорошо :)

 

С наилучшими пожеланиями, и хорошего звука!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боюсь, блин, опять эссе получится...

Поехали.

В одном канале работает AD1, в другом AL5, производитель один и тот же. Драйверы одинаковые, с широкополосным дросселем, связь конденсаторная, выходные трансы одинаковые, самодельные. Формальные измерения похожи, за исключением различий в уровне и спектре гармоник. Приведенное порядка 3.5 кОм (преимущества звучания AD1 на приведенном 2.5 ком не выявлены - эксперимент проводился переключением самодельных динамиков одного типа с разными звуковыми катушками (массы катушек совпадают до 0.1 г)). Громкости равные. Работают усилители на одинаковую нагрузку - ШП. Мощность - милливат 100 (чувствительность акустики порядка 100 дБ - 94 дБ динамики плюс передний рупор).

Несколько чокнутых, чай, ночь, никакого алкоголя, сеть чистая, как моча младенца. Слушаем без баса - ниже 100 гц почти ничего не слышно.

Дальше представьте себе пару страниц из "мурзилки" - что слушали, какие вуали колупались в дымках, и т. п. Записи винтажные, монофонические, но полнополосные - инструментальная, джаз, симфонические, опера. Слушаем один канал, пересаживаемся, слушаем другой.

Наблюдения (ИМХО имховое, имхом погоняет):

Триодник звучит яснее, разборчивее, эффектнее.

Пентодник звучит слегка мутнее, кажется не таким разборчивым, не так празднично подает фонограмму.

В сравнительном прослушивании создается впечатление, что триод обладает эффектом "FM приемника" - как только появляется "станция", шумы давятся. То есть, как только вступает солист, аккомпанемент меняет свою роль - отступает, бледнеет, теряет выразительность.

В пентоднике сохраняется естественное взаимодействие компонентов фонограммы - в этом смысле прослушивание более похоже на "живое присутствие", хотя звучание не такое яркое.

При прослушивании пентодника слышнее "пред-рождение звуков" - скажем, певец не может мгновенно запеть ААААА - нет, перед смыканием связок происходит очень индивидуальный процесс - сначала воздух, потом крошечное ххх... или кхх..., очень на свой лад у каждого, а потом уже - АААА. Аналогичная ситуация со смычковыми. В триоднике звуки рождаются менее естественно, ИМХО, проще: немного воздуха - и практически сразу ААА... Ну, почти. Зато звучит очень, очень ясно и эффектно. Нужно обладать трактом потрясающего разрешения, чтобы с триодом ощутить тонкости исполнительской подачи во всех нюансах - в пентоднике, ИМХО, для решения той же задачи требования могут быть несколько снижены. При прочих равных на, допустим, опере: триод - роскошный ансамбль голосов, отменная различимость, разборчивость. Пентод: ансамбль не просто голосов - исполнительских манер, людей разного возраста и комплекции, разных школ, а у сопрано, Господи, шейка тоненькая, и воздуха в паре мест едва, бедной, хватило... И оркестр, надо сказать, наконец-то стал не фоном, не аккомпанементом, а где-то соучастником, а то и диктатором происходящего... Надеюсь, мне удалось передать разницу. Когда поляризуешь впечатления словами, контраст кажется разительным - нет, в реальности это не так. Он просто Заметен.

Симфоническая музыка. Триод - тихо, напевно, нарастает... Ох, ни фига себе - видал, как удалено. [Tommy] !... А?

Пентод - пластичнее, предсказуемее, логичнее, да, да, вот - развитие... О, Господи! - громкостная огибающая плывет как повесть, и контрасты вызывают не удивление, а понимание, поскольку слушатель более четко ведом музыкой и вовлечен в раскрытие Замысла. Возможно, я утрирую, так ведь на то и ИМХО.

Реквием. Триод - Божественно. Хочется восхищаться. Пентод - ком в горле, хочется рыдать. Эмоции и там, и там. Что вернее?...

Чужая музыка. Ну, не нравится. Включаем, терпим.

Пентод: Может, вырубим?... Смотри, а вот здесь любопытно... Хм... Фигня, конечно, но... Постой-ка... Ишь ты...

Триод: Лучше? - Однозначно. - Точно? - Без сомнений, вырубай. - Так ведь лучше? - Лучше! - Что ж ты тогда зеваешь? Ты дослушай...

 

Крамольная фраза - оба усилителя примерно одинаково чувствительны к направлениям проводов. Если кого-то интересует, могу предложить почти формальную методику, по которой на нормальном тракте даже посторонние люди достаточно четко фиксируют направленность вслепую и указывают предпочтительное направление. Но это а- крамола, б- сам знаю, физического оправдания не имеет, в - сам знаю, куда идти, не пойду. Там злые.

 

Почитал - не знаю, слишком "художественная литература", что ли. Не уверен, что сумел дать почувствовать ту разницу, которую, как мне казалось, совсем несложно описать. Оказалось, сложно. Необъективность, очевидно, есть - связана она с "пентодным периодом" у рассуждающего. Но какие-то зернышки, оттенки сказанного, ИМХО, имеют отношение к объективной действительности. Удачи нам всем и хорошего звука. Если что-то забыл, кину довеском.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хммм.... зачОт. Фдисятку :), адназначно !

Но это ессе порождает кучу офтопичных вопросов : как поменяется картина если добавить нижний регистр, какие применялись выходные трансы ? Пентод был без всяких ООС, как я понимаю ?

ЗЫ. Может это снести в ветку ТРИОД vs ПЕНТОД, а то как то нехорошо получается тут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот и довесок. Типа, резюме ИМХОВОЕ, а поэтому чисто к сведению - просто частное мнение, да и все.

Триодная подача дает очень большое, вероятно - наибольшее количество подробностей, среди которых масса моментов, дающих эстетическое наслаждение. Но здесь относительно больше "созерцания", чем соучастия, и эмоциональные волны в заметной мере определяются внутренним творчеством слушателя. Среди моментов, которые можно созерцать, подчас подчеркиваются те, которые не совсем имеют отношение к сути происходящего - это как любуешься, допустим, красавицей, и вдруг у тебя появляются элементы рентгеновского зрения, однако избыток подробностей - возможность видеть внутренности - не делает восприятие более цельным. Однако, если нужно произвести эффект - безусловно, триодник. Женский вокал, малый состав и все такое.

Пентодник менее эффектен, звучит несколько мутнее. При неточно выбранном режиме лампы звук характерный, "винтажно-жирный", богатый четными гармониками. Более пластичен, не такой броский, меньше отвлекает от музыкальной сути. С ним легче погрузиться в со-переживание: слушатель не столько творит, "достраивает душой" эмоции внутри себя, сколько погружается в то, что исходит от фонограммы. ИМХО, легче почувствовать индивидуальную манеру исполнителя. Труднее получить удовольствие от великолепно записанной, но неудачно исполненной вещи. Спектр эмоциональных откликов, ИМХО, шире: не всегда восторг, не всегда позитив - приходится быть осторожнее с тем, что слушаешь.

Пентодник, качаемый по 2 сетке катодником - пожалуй, промежуточное решение. Почти такой же эффектный, как триодник, быть может эмоционально, ИМХО, чуть пластичнее, но в нем есть нотка "формализма", что ли - ИМХО, это часто бывает там, где используется ОС, стоят катодники... И, очень извиняюсь за еще одно ИМХО, СРПП.

Всем удачи и хорошего звука, и пожалуйста, не сердитесь, если что-то из сказанного противоречит Вашему опыту. Я заранее и с охотой признаю правоту любой другой точки зрения - мне кажется, отстаивать что-то, убеждать (и переубеждать) - ошибка. ИМХО, в наших играх нет "оппонирующих" точек зрения, а есть лишь дополняющие, в РАЗНОЙ степени полезные для других. То есть, искреннее частное мнение всегда положительная величина, в случае полностью иной философии просто ноль, но никак не минус, поэтому здесь некому и не с чем бороться. Наполняя этот ресурс технической и личной информацией, мы формируем поле возможностей, и букет, собранный с этого поля, у каждого получается свой, на то мы и человеки. Удачи нам всем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Евлампию - огромаднейший респект! Вот это - подход профессионала.

Спасибо. Правда, от любителя, всего лишь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Респект абсолютный!!! Дотошность на уровне АМЛ (это комплимент -

-без всяких шуток).Интересны были бы комментарии по горячим следам от тов. Шалина и Макарова... Для полноты картины.

Кстати, помнится, Д.Андронников высказывал такую мысль - полный всеядный комплект усилителей включает в себя:

а-триодный однотактник

б-пентодный двухтактник

в-каменный биполярный двухтактник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а-триодный однотактник

б-пентодный двухтактник

Это мои желания, два усилителя, триоды выбрал, а пентоды пока нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

евлампию:

действительно интересная подача!такое впечатление,что вместе прослушивали(даже вкус чая во рту)!по-моему можно поопладировать

такому оригинальному способу изложения.как я понял,сравнению подвергались 1-тактники.....как на счет 2-тактников?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.




×
×
  • Создать...